Сергей Зенев - о лучших матчах "Карпат", факторе Кононова и неудачном английском опыте
Нападающий сборной Эстонии Сергей Зенев, известный украинским любителям футбола по выступлениям в львовских "Карпатах", в эксклюзивном интервью корреспонденту UA-Футбол вспомнил о ярких страницах его украинской карьеры, рассказал о своих дальнейших футбольных маршрутах и поведал о нынешних делах.
- Когда последний раз вы были в Украине? – первым делом интересуюсь у 30-летнего нападающего.
- Год назад. В марте нашей сборной предстояли игры с Арменией и Грузией, а поскольку в такую пору климатические условия в Эстонии вообще не позволяют играть на траве, на основании прогноза погоды мы приехали готовиться в Киев. Нам предоставили поле на стадионе имени Банникова, за которым следил "Шахтер". Однако была сумасшедшая зима, полно снега – в итоге мы только зря использовали четыре дня. Зато побывали в Киеве (улыбается). Это был мой первый приезд в Украину после ухода из "Карпат" в 2014-м. Хотелось, правда, приехать раньше, но все как-то не получалось из-за нехватки времени.
- Каковы были ощущения от приезда в Украину?
- Испытал приятную ностальгию. Конечно, если бы приехать во Львов, то она была бы еще большей. Увидеть город и вспомнить, где ты был и что делал – уверен, ощущения оказались бы сильнее.
- За период, проведенный в качестве игрока "Карпат", наверное, успели прикипеть к Украине?
- Ну, конечно! Почти шесть лет – это большой промежуток времени. Много чего за этот период произошло – и в карьере, и в личной жизни.
- Если представить, что вы оказались во Львове и вам предложили провести экскурсию по городу – сумели бы?
- Надеюсь, что да. Думаю, старую часть города вряд ли поменяли. Хотя, наверное, какие-нибудь новые сооружения во Львове и появились. Экскурсию от моего дома по улице 700-летия Кошице и до центра города точно провел бы (улыбается). На этой улице, правда, я жил где-то два года, а потом сменил место жительства и перебрался на улицу Черновола, рядом с магазином "Арсен". От нее до центра минут пятнадцать пешком или пять на машине.
- Правда, что львовские болельщики одни из самых преданных в Украине?
- О-о-о, это точно! Я бы их охарактеризовал так: люди, которые до безумия любят футбол. За "Карпаты" они болеют всей душой.
- С кем-то из них за время выступлений в львовском клубе успел подружиться?
- Ну, прямо так, чтобы подружился – нет, такого не было. Но зато я хорошо знал круг фанатов, которых мог встретить в городе, поздороваться и поговорить.
- Что по окончании украинского этапа карьеры увезли с собой на память?
- Самое главное – положительные эмоции, которые испытывал во время пребывания в вашей стране. Если же имеете ввиду какую-то конкретную вещь, то навскидку сразу и не вспомню.
- Кто-то увозит из Украины на память вышиванку, кто-то другие сувениры…
- За шесть лет во время отпуска или коротких визитов на родину каждый раз что-то привозил. Например, сало родителям.
- И как – им понравилось?
- Коне-е-е-ечно. Очень. Папа всегда заказывал сало, и побольше.
- Под водочку?
(Смеется). Ну, это дело святое.
- Украинский этап карьеры наверняка стал для вас самым запоминающимся?
- Не стал бы выделять какой-то из этапов, так как все для меня были по-своему интересны. Разные страны, разные люди, разный футбол… Украинский же период запомнился тем, что он был не только самым продолжительным, но и стал начальным в моей зарубежной карьере.
- Во Львове до сих пор вспоминают начало нынешнего десятилетия, когда "Карпаты" выступали в групповом турнире Лиги Европы. Для вас оно тоже стало памятным?
- Вспоминая тот сезон, понимаешь: сильное было время! В Украине тогда был сильный чемпионат, и было вдвойне приятно, что "Карпаты" на протяжении двух лет входили в нем в первую пятерку и играли в Лиге Европы. Львовянам было почетно финишировать в верхней части таблицы, вслед за ведущей четверкой – "Шахтером", "Динамо", "Металлистом" и "Днепром". Сильны по уровню были и еще шесть-семь команд, располагавшиеся под ними. Помнится, тогда во Львове была высокая посещаемость, ведь в этом городе всегда любили и любят футбол. Что и говорить, незабываемое было время!
- Какие матчи из проведенных в составе "Карпат" врезались в память больше всего?
- Таких два. Вспоминаются сумасшедшие по накалу домашние поединки Лиги Европы с "Галатасараем" и дортмундской "Боруссией". В первом из них сюжет был неимоверный: мы пропустили мяч на 90-й минуте, а на 92-й, сравняв счет, вышли в групповой этап турнира! А во втором по ходу матча проигрывали 0:2, затем вели в счете 3:2, но в итоге все же уступили 3:4 команде Юргена Клоппа - одного из лучших тренеров в современном футболе. Та "Боруссия" была одной из сильнейших команд в истории немецкого клуба.
- В ту пору в возглавляемых Олегом Кононовым "Карпатах" подобрался достаточно сплоченный и сыгранный коллектив, игра которого заслуживала лестных отзывов.
- В том, что "Карпаты" стали именно такими, большая заслуга Олега Георгиевича. Кононов проделал огромный объем работы – не только тактической, но и психологической. Он заставил поверить в свои силы и нацелить на высокие результаты, вселяя уверенность в то, что мы умеем, можем и должны это сделать. Это и помогло "Карпатам".
- За карьерой Кононова с тех пор следили?
- Разумеется. Если посмотреть, какие команды он возглавлял, можно сказать однозначно: после работы в украинском футболе она у него пошла вверх.
- А как бы оценили свою дальнейшую карьеру?
- Когда я уходил из "Карпат", был твердо уверен, что делаю шаг вперед – как по уровню, так и по возможностям. Уходил ведь в страну-родоначальницу футбола – Англию. Перебрался в "Блэкпул", выступающий в Чемпионшипе, втором по значимости дивизионе. Не хочу говорить, что это был неправильный выбор или моя ошибка – нет. Я не жалею ни о чем, ведь выпала возможность попробовать и проверить свои силы в чем-то новом. Но, видимо, я не до конца был готов играть там, куда пошел. Что касается моих остальных команд, то это были вполне достойные варианты. Взять, к примеру, "Габалу". Понятное дело, что по своему уровню чемпионат Азербайджана считается невысоким. Но если судить по тому, как на протяжении двух лет мы с "Габалой" играли в групповом турнире Лиге Европы, стыдно быть не должно – соперники-то у нас были достаточно сильные.
- Выступая в Азербайджане, а затем и в Казахстане, со многими бывшими коллегами по украинской Премьер-лиге встречались?
- (Оживленно улыбается). Да. В той же "Габале" играл вместе с Дмитрием Безотосным, Виталием Вернидубом, Алексеем Гаем – достаточно известными в Украине футболистами. В слабые чемпионаты они бы точно не пошли. Что же касается Казахстана, то в карагандинском "Шахтере" сейчас играю вместе с украинцами Евгением Ткачуком и Артемом Барановским. Вообще в казахстанском футболе нынче в каждой команде можно встретить тех, кто раньше играл в Украине. Нередко вспоминаем те времена, когда украинский чемпионат был достаточно сильным. Теперь же все иначе: многие команды, которые ранее играли классом ниже, выступают в Премьер-лиге.
- У главного тренера сборной Эстонии Карела Волайда жена украинка. А у вас?
- Эстонка. Ее зовут Светлана. Мы были знакомы еще до того, как я уехал во Львов. Играя в "Карпатах", уже был женат. Вместе со мной года три или четыре супруга прожила в Украине. Нашего первенца сынишку, которому сейчас пять лет, она хоть и родила в Эстонии, но беременность прошла во Львове. А месяц назад у нас родился второй сын.
- "Вторых половинок" футболистов и тренеров часто сравнивают с женами декабристов. Ваша супруга еще не устала от частых переездов?
- Иногда устает, конечно же. Но при этом говорит мне: "Все-таки лучше быть вместе с тобой, чем находиться дома одной". Светлана у меня настоящий герой – везде, где бы я ни играл, она всегда была со мной вместе с меленьким ребенком. А теперь уже с двумя. В каждой стране жена старается найти положительные стороны и всегда меня поддерживает. Не будь этого – и мне было бы вдвойне тяжелее.
- Изменения в украинском футболе за пять лет, минувших с момента вашего отъезда из Львова, заметили?
- О его качестве не могу судить, так как в вашей стране не играю. Но по рассуждениям в прессе и из разговоров знаю, что уровень чемпионата Украины заметно упал. Это произошло из-за ситуации в стране, которая привела к оттоку легионеров. В украинском футболе нет прежнего количества топовых иностранных футболистов, какие были в тех же "Шахтере", "Динамо", "Металлисте" и "Днепре".
- В отличие от клубов, об уровне сборной Украины этого не скажешь…
- За время, минувшее с моего отъезда из Львова, ее уровень заметно вырос. Все потому, что многие молодые игроки уезжают за границу. Там они имеют возможность расти в мастерстве, ведь к иностранцам за рубежом особые требования.
- Какие цели были поставлены перед эстонской сборной в нынешнем отборочном цикле европейского первенства, где ее соперниками являются Германия, Голландия, Северная Ирландия и Беларусь?
- Перед каждым матчем у нас всегда стоит задача пытаться играть в хороший футбол. Сейчас у руля нашей команды новый тренер - Карел Волайд, под руководством которого ею было сыграно всего пять поединков. Он старается привить сборной Эстонии свое видение игры, и просит выполнять его требования в каждом матче. И неважно, будь то встреча с Голландией, Германией или товарищеская - в каждой мы стараемся выкладываться по максимуму. У нас нет такого, чтобы поберечь силы с расчетом на значимость поединка. На каждый матч перед нами ставится конкретная задача, и ее нужно выполнять.
- Сильно ли разнятся методы работы и тактическое построение игры сборной Эстонии при Кареле Волайде в сравнении с его предшественником Мартином Реймом?
- Не сказал бы, что Волайд пришел и начал рубить с плеча. Нет. Понятное дело, что у каждого тренера те или иные детали построения игры разнятся, но чтобы кардинально что-то изменилось – мол, пришел новый наставник и сказал "Забудьте прежнюю игру – начинаем играть в мой футбол" - нет, такого не было. Все происходит аккуратно и поэтапно.
Вячеслав Кульчицкий