12 листопада 2019 23:00
2

Серебро "Золотой команды"

Евгений БЕЛОЗЕРОВ


О Викторе Серебрянникове было написано много. О том, каким он был футболистом, вспоминали даже те, кто никогда не видел его в игре.


Можно было бы повториться, пересказав спортивную и послефутбольную биографию Виктора Петровича. А смысл? Легко заглянуть в интернет, отыскать не одно из его многочисленных интервью и все оттуда вытащить. Там в основном одно и то же. Родился в Запорожье, затем отца перевели на Дальний Восток. Через несколько лет, возвращаясь через Москву домой, маленький Витя стал обладателем футбольного мяча.


Дальше - запорожский «Металлург», в котором нашли пристанище несколько игроков ВВС, разогнанного после смерти Сталина Иосифа и опалы Сталина Василия. Дебют в главной команде города, в котором незадолго до того сняли «Весну на Заречной улице». Юношеская сборная Союза, которую тренировал Вячеслав Соловьев, прогнавший парня с послематчевого застолья, зная уже, наверное, что скоро примет киевское «Динамо».


Переезд в Киев самого Серебряникова, избежавшего призыва в ЦСКА. Первое чемпионство «Динамо», в котором 21-летний Виктор был самым молодым игроком основы (Сабо на месяц старше). Сборная Союза и полет с приключениями на чемпионат мира в Чили - первый для Серебрянникова. Потом будут еще два - в Англии и Мексике. На последнем его фамилия войдет в анналы мирового футбола, как первого замененного игрока в истории чемпионатов мира (вместо него вышел Анатолий Пузач). Кстати, Серебряников стал первым игроком киевского «Динамо» (потом будут еще Владимир Бессонов и Анатолий Демьяненко), побывавшим на трех мировых форумах. Правда, в Чили он на поле так и не вышел. Приход Маслова, который, якобы одному ему Серебрянникову разрешал приезжать на тренировки на своей машине.


О жизни после футбола Виктор Петрович говорил немного, хотя, бывало, признавал, что слухи о нарушениях режима небеспочвенны. Но от себя добавлю - несколько преувеличены. Иначе не дожил бы человек почти до 75-ти. В общем, обо всем этом написано и переписано не один десяток раз. Хотелось бы избежать излишнего пафоса и больше вспомнить о том, чего не сыщешь в интернете. О знаменитом штрафном ударе Серебряникова. Ударе, который стал его визитной карточкой. Ударе, который отличал Серебряникова от товарищей по чемпионским командам Вячеслава Соловьева и Виктора Маслова. А ведь у каждого из них была своя изюминка.


Нет, далеко не одними своими штрафными был славен Виктор Петрович, но ими особенно. И хотелось бы на конкретном примере описать, как это все происходило.

undefined


ДУГА СЕРЕБРЯНИКОВА

Согласитесь, не так много футбольных элементов получают собственные имена. Что мы помним? «Бисиклету» Леонидаса, «сухой лист» Диди и Лобановского, финт Месхи, пятку Стрельцова… Сейчас еще, наверное, финт Зидана назовут. Среди всего этого почетное место занимает дуга Серебряникова. Ее, кстати, можно увидеть. Запустите в поиск в youtubeдевятиминутную нарезку матча 1969 года «Аустрия» - «Динамо». Там два чудо-штрафных. Один из них результативный. Таких в 1969-м в исполнении Серебряникова было девять (!)


Вот что писал в 1970 году в журнале «Спортивные игры» популярный украинский журналист Михаил Михайлов:


«… Девять лет назад, в 1961 году тренер динамовцев Вячеслав Соловьев настойчиво обращал внимание игроков на резаный удар. За это же агитировал и опыт бразильцев, использовавших подрезку необычайно широко и умело. Ребята послушались тренера. Лучше, чем у других, пошли дела у Лобановского. Он научился так пробивать угловые, что мяч, описав крутую дугу в горизонтальной плоскости, приходил к дальней штанге, где его уже ожидал Олег Базилевич и головой направлял в ворота. Так появился «угловой Лобановского».


Подрезка захватила и воображение Виктора Серебряникова. Он пользовался ею все чаще, даже тогда, когда на тренировках играл в квадрате. Но со временем Виктор понял, что подрезка типа той, которой пользовался Лобановский, хороша при угловых, но менее эффективна при обычных штрафных ударах. Ведь иной раз стенка бывает такой широкой, что мячу никак не обойти ее, если он вертится лишь в горизонтальной плоскости. Вот если бы он вращался в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Если бы он не только пытался обойти стенку сбоку, но еще и перелетал над ней, чтобы опуститься в сетку с высоты… Но как заставить мяч описать такую замысловатую дугу? Какой должна быть техника такого удара?


А ЕЩЕ БЫЛИ САБО И БИБА

Серебряников примерялся и так и сяк. Сотни, тысячи раз. Иногда товарищи выстраивали настоящую стенку, но чаще ее заменял деревянный щит. Получалось. Однако не так, как это виделось Виктору в идеале. А в идеале мячу надлежало вылететь на вратаря откуда-то сбоку и уйти от протянутых рук, когда вратарь попытается его взять.


Наконец, удар, как говорится, пошел, выявлена техника его исполнения.


Серебряников выполняет свою подрезку внутренней стороной стопы, тем местом, которое соединяет большой палец с началом подъема. Прокатываясь между пальцем и подъемом, мяч начинает вращаться влево в горизонтальной плоскости. Вертикальную же дугу он описывает потому, что удар наносится в нижнюю часть боковую часть мяча. Короткий разбег - и резкий короткий удар обеспечивает оптимальную силу. Иначе мяч уйдет над перекладиной и опустится уже за ней.

Момент этот очень важный, ибо иначе вратаря не перехитришь. В момент входа в ворота мяч должен быть как можно дальше от вратаря - это определяет угол подхода Серебрянникова к мячу.


Однако мало было разработать такой сложный удар, мало было и овладеть техникой его исполнения. Нужно было утвердить еще его целесообразность. Дело в том, что до сих пор штрафные у динамовцев выполняли в основном Йожеф Сабо и Андрей Биба - мастера прямого, сильного, решительного удара. Такие удары, если мяч не попадал в стенку тоже нередко заканчивались голами. Серебрянникову предстояло доказать, что его удар эффективней, коварней, надежней. А доказать можно было только результатами.


«…Лишь в прошлом сезоне команда безоговорочно признала за ним право выполнять штрафные. Первые «жертвы» Серебрянникова были застигнуты врасплох. Но соперники не дремлют. Выбор места вратарем… стенка… сужение поля обстрела… несоблюдение дистанции…»

Предвидя умелую защиту, Серебряников понял еще одну истину: к отлично проставленному удару следует прибавить еще и психологическую игру с вратарем, тактические хитринки.


undefined


ВЕНСКИЕ ХИТРОСТИ

Как это выглядело на практике? Почему предупрежденный об опасности вратарь «Аустрии» Сцанвальд оказался бессильным против мастерства Серебрянникова?

Тренер «Аустрии» Оцвирк, воссоздав на пленке удар киевлянина в матче с «Торпедо», обратил внимание своего вратаря на то, что мяч забит в левый от торпедовского голкипера угол. Можно было предположить, что при выполнении столь сложного удара, когда вариации сводятся к минимуму, Серебряников бил в любимую точку. Следовательно, левый верхний угол ворот следует контролировать особо тщательно…


Но уже в первом тайме венского матча Серебряников сбил вратаря «Аустрии» с толку. На десятой минуте он пробил штрафной в правый от вратаря верхний угол. Мяч снова чиркнул по перекладине и отскочил в ворота (позже это подтвердила телевизионная пленка), и только нерасторопность судей помешала зафиксировать взятие ворот. Но Сцанвальд уже утратил обычное душевное равновесие. Правда, когда Серебряников снова бил штрафной, австриец, видимо, вспомнил установку тренера и постарался обезопасить левый угол. Да и стенку поставил так, чтобы не оставить мячу ни единой щели.


Видя, что вратарь отодвигается все дальше вправо от него - так, чтобы и из-за стенки что-то видеть, Серебряников просил Мунтяна тоже стать в строй стенки соперника, совсем закрыть его от взора Сцанвальда. Взяли и Мунтяна под контроль. Вратарю, естественно, чтобы хоть что-нибудь видеть, пришлось буквально забиться в самый левый угол. Это была тонкая и хитрая игра, когда вратарь, сам того не сознавая, слепо выполнял волю киевлянина. Таким образом, правый сектор ворот оказался совершенно свободным. И хоть на пути к нему стояла «стенка», Серебряников знал, что это не помеха, мяч пройдет над ней.

Описав дугу, мяч послушно проследовал в верхний правый угол ворот. Сцанвальд даже не успел среагировать…


Но и после этого Серебряников заставил всех еще раз изумиться, когда послал мяч с места левого крайнего в ворота «Фиорентины». Это был последний его гол в сезоне. И, пожалуй, самый эффектный, потому что ни полевые игроки, замершие близ ворот, ни вратарь так и не поняли, каким чудом, по какой немыслимой дуге мяч влетел в сетку».


undefined

* * *


ИЗ СБОРНИКА «ВЕСЕЛИЙ М’ЯЧ»

Хто такий Серебро?
А й справді, хто?
Я не знаю… Та що я! Сам Маслов не знає, хто він такий.
Стоїть Віктор Олександрович, розводить руками:
Хто ти, чистий, чи не чистий?..
Чистий форвард чи не чистий (з форвардощами) півзахисник?
Чи може, ти чистий край? Чи не чистий (з крайностями) центр?
Віктор Олександрович і статті про це пише. Важко, каже він, визначити, хто такий Серебро. Але особливі, притаманні йому якості багато в чому визначають гру команди…
Чуєте?
Притаманні Серебру якості визначають навіть манеру гри команди!
Ви бачили, як грає Серебро?
Коли він на полі, воротарі не знають, звідки і який м’яч влетить у їхні ворота: з центра поля чи з кутового; гарматний чи кручений; у «дев’ятку» чи рикошетом од штанги; у правий (лівий) чи ближній (дальній) кут…
Серебро і в центрі!
Серебро і на краю!
Серебро і в півзахисті!
І Серебро по всьому полю!
Серебро - це чисте Золото!


undefined


Да, видел я его штрафные, т.к. болею за Динамо с 1963г.
Прекрасний був футболіст. В останні роки його життя частенько бачив Серебра, меланхолійно попиваючого каву за столиком неподалік від "Академкниги" на вул. Б. Хмельницького (там поряд він і жив). А на нижньому фото безуспішно опікає Серебра не хто інший, як Юр Палич Сьомін, тоді ще московський динамівець.