21 жовтня 2004 19:36

Марис ВЕРПАКОВСКИС: "С днем рождения поздравил себя сам"


Знаменосцу латышского футбола, человеку, внесшему свежую струю в динамовские атаки, Марису Верпаковскису исполнилось 25 лет. Мы не могли обойти этот факт.

Вообще, латышский футбол даже в советские времена не поднимался на особенную высоту. Не латышский это вид спорта, прямо скажем — жители этой прибалтийской страны не числятся в тех самых десятках миллионов, основной забавой которых является футбол. А латыши увлекались хоккеем. Вот рижское «Динамо» — это да, это интересно, а футбол...

На рижском взморье ветер свеж

Тем ценнее та работа, которую проделал Александр Старков, который если и не сделал футбол суперпопулярным видом спорта в своей стране, то, по крайней мере, обратил на него внимание. Одним из самых талантливых воспитанников Старкова был румяный нападающий Марис Верпаковскис. Это как раз тот самый случай, когда ученик оправдал ожидания, то есть сумел превзойти учителя. Ведь когда Александр Старков был форвардом, поиграть в команде калибра киевского «Динамо» ему так и не довелось. Марис же не только играет в Киеве — он здесь на ведущих ролях.

Ты помнишь, как все начиналось

Марис относится к тем людям, которым было трудно уклониться от футбола,— куда деваться сыну футболиста? Но до приглашения природе «отдохнуть на детях гениев» дело не доходило: отец был хорошим футболистом, но на уровне второй лиги. Из таких вот и получаются лучшие игроки. Тем более, что Марис с раннего детства тренировался у собственного папы. Как вспоминает Верпаковскис-младший, ему доставалось больше всех. И удивляться нечего: ведь папа больше всех был заинтересован вырастить из сына профессионального футболиста — а то бы до сих пор деньги клянчил на дискотеку. А так — серьезный человек, кумир латышского народа.

Вторым отцом для Верпака стал вышеупомянутый Александр Старков. Таких, как Марис, у него было много — целое поколение пацанов, с которыми он и поучаствовал в недавнем Евро. Но Марис был любимым учеником. В «Сконто» он пришел полузащитником, как и отец — Илмарс. Но Александр Старков внимательно посмотрел Верпаковскиса, оценил его скорость и стремление лезть вперед без страха и оглядки, и решил: «быть тебе, Марис, нападающим».

Лучше позже, чем никогда

Надо сказать, что Верпаковскис не такой уж «вундеркиндистый», как может показаться. В «Сконто» он попал в 22 года — уже, можно сказать, возраст футбольной зрелости. А раскрылся как звезда европейского масштаба Марис только в прошлом году, когда забивал туркам под флагом Латвии. Почему так поздно — в 24? Ведь футбол как профессию он выбрал еще отроком.

Видимо, дело именно в слабом интересе к футболу в маленькой прибалтийской стране. Верпаковскис просто не верил в свои силы, не думал, что может у него быть другая жизнь, кроме битья слабаков в чемпионате Латвии плюс зимний Кубок Содружества и пара этапов в Лиге чемпионов. Да, были прецеденты — Пахарь в «Саутхемптоне», Штолцерс поездил по свету, Лайзанса в ЦСКА взяли. Но для того, чтобы стать таким, как Пахарь, надо было пахать изо всех сил.

Вполне возможно, что Верпаковскис никогда бы не стал игроком киевского «Динамо», если бы не случай. То есть если бы сборная Латвии не вышла в финальную часть Евро-2004.

Удивительные латыши

Признаться, многие украинцы тогда испытывали черно-белую зависть. Мы с Шевченко и Ребровым сколько раз ставили перед собой «мету» пробиться в финальную часть хоть чего-нибудь и так до сих пор этого не осилили. Ладно бы грузины или белорусы, но латыши, которые даже чемпионами СССР никогда не были.

Но постепенно это утихло и, думаю, многие на Евро симпатизировали латышам, тем более, что их лидер Верпаковскис тогда уже был кумиром киевской публики.

А в том, что латыши попали на Евро, прежде всего, виноват случай. Стечение благоприятных обстоятельств. Хорошая группа (шведы, поляки, венгры из серьезных соперников), к тому же по-настоящему грозным противником были только шведы, которых латышам, кстати, удалось обыграть в Стокгольме. А у поляков и венгров в тот момент был кризис (у мадьяр очередной), и шустрые латыши этим воспользовались.

А о Марисе футбольная Европа заголосила после матчей с турками. Верпаковскис забил и дома, и на выезде, причем его гол в Турции был переломным: ведь казалось, что турки после двух забитых мячей не упустят своего. Упустили. Вообще, возможно, в тех матчах плей-офф латыши обыграли бы не только турок, а кого угодно. Потому что эффект неожиданности тогда они использовали на все сто. Тот самый, которым второй раз уже не воспользуешься,— теперь все знают, с кем имеют дело.

Выбрал «Динамо»

Похоже, со сборной в ближайшем будущем (особенно учитывая уход Старкова) Верпаковскису ничего не светит. Тем логичнее с его стороны сконцентрироваться на игре за киевское «Динамо». Марис перешел в ряды нашего чемпиона в декабре прошлого года. Тогда им кто только не интересовался. Распускались слухи о «Баварии» и «Арсенале» (лондонском), реально приглашали «Олимпиакос» и «Крылья Советов». Наверняка условия в обоих клубах были поприятнее, чем в «Сконто». Но Марис еще немного подождал — и его пригласили в Киев, где материальная сторона вопроса была слита с духовной, то есть стремление заработать побольше и желание играть получше были звеньями одной цепи и убить обоих зайцев можно было одним выстрелом — удачной игрой.

И Верпаковскис рьяно взялся за дело, не смущаясь тем, что в «Динамо» молодым игрокам часто приходится нелегко (белорус Глеб потому и предпочел «Штутгарт»). Марис работал над собой и нашел себя в коллективе. В сезоне 2003-2004 он провел за «Динамо» 11 игр и забил в них 5 голов, а признание болельщиков завоевал своими мячами в ворота донецкого «Шахтера». Что может быть слаще болельщику, чем голы в ворота главного конкурента? Только голы в ворота главного конкурента на его же поле.

Именно на Верпаковскиса больше всего надеялись киевские болельщики перед новой лигой чемпионов. В нее, правда, динамовцы попали чудом, которое сотворил Йожеф Сабо. Впрочем, чудеса были и потом, так что то трабзонское уже и забылось. А Верпаковскис, кстати, забил «Трабзонспору» в Киеве (хорошо сыграв на добивании), и без этого гола и чудо бы не помогло.

А потом был фантастический матч с «Ромой», в котором Марис по-европейски отреагировал на удар Мексеса. Дело было на глазах у судьи, который за свое решение получил зажигалкой в лоб, но все равно нажил себе множество сторонников в наших краях. Так что за то техническое поражение «Ромы» можно смело благодарить Верпаковскиса — если бы не удаление Мексеса, ничего бы такого не было. Просто выиграло бы «Динамо» с тем же счетом — и все.

С днем рождения поздравил себя сам

После этого Марис как-то притих. Одно время почти не забивал. Вот и вышли на первые роли Клебер с Диого Ринконом: бразильцы и пасуют, и забивают — все сами делают. Но все же ни тот, ни другой Верпаковскису не конкуренты. Марис — форвард-забивала, классический нагнетатель напряжения у вражеских ворот, быстрый, ловкий, в меру техничный. Ему не надо обводить, ему надо прорываться. Этим Верпаковскис и занимается, и за это ценится всеми киевскими тренерами. Потому что эти качества ценит любой тренер, даже какой-нибудь бразильский.

А забивать Марис не разучился. Вот и по случаю своего дня рождения он дважды поразил ворота «Волыни». Поздравил сам себя. А что делать — от соперников ведь подарков не дождешься...

Андрей Фонарев, газета "ГОЛ".