17 серпня 2019 22:01

Юбилей недели: "Хрустальная" вершина "Карпат"

45 лет назад львовский клуб завоевал Кубок СССР, став первым и единственным советским клубом не из высшего дивизиона, ставшим обладателем этого трофея.


Евгений БЕЛОЗЕРОВ, «Спорт-Экспресс в Украине»


Сложно поверить, но это факт: к моменту общесоюзного триумфа «Карпатам» было от роду всего-то шесть с половиной лет. Дошкольный, можно сказать, возраст. И к тому времени «зелено-белые» еще только торили путь в элиту советского футбола. Был у них шанс пробиться в когорту сильнейших еще в 1968-м, но в финальной пульке львовяне оказались всего лишь вторыми, пропустив вперед свердловский «Уралмаш». О том, как и почему это произошло, отдельная история, и об этом чуть ниже.


Стоит также отметить, что другой общесоюзный турнир, в котором участвовали «Карпаты» в 1969 году помимо розыгрыша Кубка, был даже не аналогом нынешней первой лиги. Вторая группа первенства СССР, в которой и выступали львовские футболисты, приписанные к телевизионному заводу «Электрон», была поделена на четыре зоны, причем «Карпаты» в компании еще 21-й украинской команды были лишь шестыми…


Путь «Карпат» в финал Кубка СССР не был усеян розами, хотя и сверхтрудным его не назовешь: за пределы Украины пришлось выехать лишь однажды - в четвертьфинале пришлось отправиться в Воронеж, где был обыгран местный «Труд», выступавший на том же уровне, что и «Карпаты».


А начали львовяне с победы в двух матчах (0:0 и 2:1 в переигровке) над командой, которая тогда, в отличие от нашего времени, называлась приличным именем (город - наоборот) - «Азовцем из Жданова. Затем одолели армейцев Одессы - 1:0. После пришел черед команд первой группы - «Арарата» и «Черноморца». И заполненная до отказа «Дружба» (так тогда называлась нынешняя «Украина») стала свидетелем свержения грандов - 2:1 и 2:0, соответственно. Много чудес подарил тот розыгрыш Кубка СССР. Достаточно сказать, что в полуфинале играли две украинские команды второго дивизиона - «Карпаты» и «Судостроитель» (между прочим, перед этим обыгравший на выезде московское «Торпедо»). Во Львове «Карпаты» не оставили «корабелам» - 2:0. И недаром в город Льва зачастили гонцы из Москвы. Кто за одаренными футболистами (но тут легче было со СКА договариваться, переманивая оттуда игроков по армейской линии), а журналисты - для того, чтобы понять феномен львовского футбола.

ФУТБОЛЬНЫЙ ПОЕЗД и «ЧЕРЕМШИНА»

Тем не менее, перед финалом безоговорочным фаворитом считалась команда с берегов Дона. Середняк первой группы (высшей лиги) против практически середняка (судя по всему, после прохода команд рангом выше львовяне сосредоточились на Кубке страны и махнули рукой на первенство. Тем более, после триумфа…). Команды жили в одной гостинице «Россия», и уже тогда игроки «Карпат» могли почувствовать, что их недооценивают. Да и великий статистик советского футбола Константин Есенин утверждал, что по всем приметам должны выиграть ростовчане. И форма у них своя, а у «Карпат» - гостевая, и ворота они выбрали фартовые. Болельщики? А кто их считал. И те, и другие не ударили в грязь лицом. Фанатов тогда не было, но баннер-шоу, как сказали бы сейчас (а тогда

были плакаты и транспаранты) были способны устроить и в те времена. Гости из Ростова призывали своих кумиров зачерпнуть хрустальным кубком водой из Дона, а на скамейку запасных усадили муляж деда Щукаря в казацкром прикиде. Львовяне ответили хоровым пением пользовавшейся бешеной популярностью во всей советской ситране «Черемшины». Много было на трибунах болельщиков «Карпат». Даже настоящий футбольный поезд «Львов – Москва» был организован. Поэт Михайло Олексенко писал тогда прозой в газете «Вільна Україна»: «Біля семафора голсно заверещав гудок: «Привеземо-о-о!». «Ще побачим, як там буде! Ще побачим, як там буде!» - глухо вистукували колеса…»


ДВА ХЯРМСА

Тренировал «Карпаты» Эрнест Юст, воспитанник закарпатского футбола, игравший в 1940-50-х годах за киевское «Динамо». В «Карпатах» он был со дня основания клуба, но долгое время пребывал в нем на вторых ролях. Старшие тренеры мелькали перед ним словно в калейдоскопе. Право воплотить в жизнь свои давно созревшие планы он получил в 1969 году - 42-летним после того, как в ноябре 1968-го «Карпаты» не сумели выполнить задачу выхода в первую группу.


Единственную вакансию оспаривали 84 команды второй группы, поделенные на четыре подгруппы. Победители сошлись в финальной пульке в Сочи. И надо же было такому случиться, что «Карпатам» в первом же туре подставили ножку земляки - «Судостроитель», ведомый Юрием Войновым, обыграл львовян - 1:0. Во втором туре «Карпаты» вынесли омский «Иртыш» - 4:0 (хет-триком отметился Лихачев, еще один мяч на счету Броварского). Теперь нужно было обыгрывать «Уралмаш», и львовский клуб после гола Льва Броварского в середине первого тайма был близок к этому. Увы, удержать преимущества не удалось - уральцы счет сравняли, забив из явного офсайда. Потом эстонский арбитр Евгений Хярмс не назначил два верных пенальти в ворота «Уралмаша»… Ни тогда после матча, ни девять месяцев спустя, выходя на игру со СКА в «Лужниках» капитан «Карпат» Игорь Кульчицкий руки Хярмсу не подал, а Сочи даже в лицо назвал его продажным человеком. Хорошо, хладнокровный и расчетливый эстонец оказался незлопамятным и в финале Кубка СССР реабилитировался. Кульчицкий впоследствии вспоминал: «В конце матча ростовчане забили гол из положения «вне игры». Главный арбитр Круашвили указал на центр, а боковой – Хярмс – поднял флажок и долго держал его, пока на него не обратил внимания рефери в поле. Я, как капитан, бегу вместе с Круашвили к Хярмсу, чтобы стать свидетелем их разговора. Поверьте, если бы Круашвили переубедил Хярмса, то мы бы этого решения не сумели опротестовать. С нами просто никто бы не считался. К счастью, в финале Хярмс повел себя честно…»


КАПИТАН ПОВЕЛ В БОЙ

Но до этого был проигранный первый тайм, в котором гол соперника родился, можно сказать, из ничего,и пламенные слова капитана в раздевалке. Главный редактор «Футбол-Хоккея» Лев Филатов в отчете о матче напишет: «Вполне современно выглядела и троица полузащитников «Карпат» Кульчицкий - Броварский - Булгаков. Кульчицкий не просто играл роль атакующего полузащитника, а и выполнял, в лучшем смысле этого слова, обязанности капитана команды, которые он понимал как призыв без слов: «Старайся, как я!» Его неиссякаемая энергия соответствовала не узенькой повязке, она стала как бы развернутым стягом «Карпат».


После перерыва львовян, словно смущавшихся до того свого соперника, было уже не узнать. Карло Круашвили вынужден все чаще наказывать ростовчан. А стандарты были тогда коньком «Карпат». И прямым ударом львовяне могли забить, и большинство подач достигало цели - головы высоченного центрфорварда Яноша Габовды, лучшего бомбардира команды в том сезоне. Немало голов Янош забил головой, и ростовчане, естественно, об этом знали. Тем неожиданнее оказалось для них то, что после подачи Владимира Данилюка справа Габовда, пригнулся и пропустил мяч на совершенно свободного Геннадия Лихачева, набегавшего слева. И тот неотразимым ударом сравнял счет.


Окрыленные успехом львовянам продолжали штурмовать ворота Кудасова. Еще одна передача на Габовду, и на сей раз гигант продолжает наигранную, не раз отрепетированную на тренировках комбинацию, сбрасывая мяч на ход уже знающему, где ему нужно быть, полузащитнику Булгакову. Все произошло настолько стремительно, что комментировавший матч по Центральному телевидению Аркадий Галинский даже не понял, кто забил гол, назвав автором мяча.

Впрочем, это было уже не так важно, и полчаса спустя опустевшие было улицы Львова заполнились народом, практически пустые в течение

двух предыдущих часов генделики и кнайпы делали рекордные выторги, а ликующая толпа, говорят, на радостях даже переворачивала трамваи. Автобус же с командой болельщики дотолкали из аэропорта до центра города. В адрес команды и просто на львовский главпочтамт валом валили позлравительные телеграммы, далеко не все из которых можно было тогда публиковать, хотя бы потому, что на успех львоского футбола живо отозвалась украинская диаспора со всего мира.


… а свисток машиниста футбольного поезда «Москва – Львов» «заливався колоратурним сопраено, сповіщаючи:


  • Ве-земо! Ве-зе-мо-о-о!
  • Ми ж казали, що так буде! Ми ж казали, що так буде!


Колеса добродушно бурчали, підтверджуючи:


ЛИХАЧЕВ МОГ ИГРАТЬ В «АЯКСЕ»

В высшую же лигу «Карпаты» попали только по итогам сезона-1970, и в нем же дебютировали в еврокубках. Конкретно - в Кубке обладателей кубков. Первым и, увы, единственным соперникам львовян стала бухарестская «Стяуа» с Ангелом Йорданеску в составе. Он, понятное, дело, тогда еще генеральским званием не обзавелся. Рано, как и мало кому тогда ведомый тренер Штефан Ковач не заработал еще ни одного европейского титула. «Аякс» и Кубки чемпионов будут у румына с венгерскими корнями будут только после «Карпат», когда он переедет в Амстердам на пост, оставленный знаменитым Ринусом Михелсом…


А тогда, в 1970-м, Штефан Ковач признался, что таких футболистов, как Ростислав Поточняк, Остап Савка, Лев Броварский, Игорь Кульчицкий, с удовольствием взял бы к себе в команду. А из левого крайнего Геннадия Лихачева мог бы очень быстро сделать настоящую европейскую звезду.

Эх, не в то время родился форвард. А то играл бы в связке с Кройффом. А то, глядишь, с ним же и в «Барселону» перешел бы. Мечты, мечты…

Ирония судьбы, но автор первого мяча в финале-1969 20-летний ростовчанин Анатолий Зинченко через 11 лет станет первым официальным советским легионером, перейдя из «Зенита» в венский «Рапид».

Финал

СКА (Ростов-на-Дону) – КАРПАТЫ (Львов) - 1:2 (1:0)


Голы: 1:0 Зинченко (20), 1:1 Лихачев (62), 1:2 Булгаков (66).


СКА: Кудасов, Серостанов, Антоневич, Корнеев, Синау, Трембач (Головко, 74), Попов, Еськов (Романов, 63), Проскурин, Зинченко, Васенин.


«Карпаты»: Турпак, Герег, Поточняк, Данильчук, Сыров, Броварский, Булгаков, Данилюк, Габовда, Кульчицкий, Лихачев.

Арбитр – Карло Круашвили (Тбилиси).

17 серпня 1969 год. Москва. Центральный стадион им. В.И.Ленина. 57 000 зрителей.