Сергей СТОРОЖЕНКО: "Нехитрыми, но скрытыми методами "Рух" так разогрел аппетит Калюжного, что он банально отказывался от переговоров с руководством клуба"
Глава наблюдательного совета "Металлиста-1925" Сергей Стороженко обратился к президенту "Руха" Григорию Козловскому по поводу трансферов Олега Синицы и Ивана Калюжного.
- Недавно перечитал Регламент по статусу и трансферу футболистов. Очень важный и не всеми читаемый и почитаемый документ. Хотя ФИФА, УЕФА и национальная Ассоциация в рамках этого Регламента строго контролируют поведение клубов, как с точки зрения соблюдения правовых норм и финансового Fair play, так и соблюдения этических отношений между всеми сторонами. Только вот не все футбольные боссы держали в руках упомянутый документ и ведут себя на трансферном рынке, словно "слон в посудной лавке". Они считают, что поддерживать элементарные отношения и выполнять правовые нормы не обязательно.
А ведь еще не так давно человеческие отношения и мужское слово были определяющими при обсуждении тех или иных футбольных дел. Что произошло, что случилось с людьми, которые заняты в футболе? Не знаю, может быть, задаю слишком много вопросов, может, надеюсь на слишком многое. Надеюсь на девиз УЕФА "RESPECT", надеюсь на торжество правовых норм, на личные отношения, которые должны поддерживаться, а не разрушаться ради сиюминутной выгоды. Но, если в Регламенте по статусу и трансферу футболистов прописана норма, обязывающая при вступлении представителя клуба в переговоры с футболистом о его переходе в новый клуб поставить об этом в известность клуб, в котором футболист находится на контракте, то возникает один вопрос: эту норму нужно соблюдать? Или, как деревенский воришка ночью с мешком за спиной в чужой курятник и черт с ними со всеми нормами и отношениями? Так, к нашему большому сожалению, поступили руководители львовского "Руха". Еще недавно мы дружили и гордились отношениями, но вот новый тренер, новый спортивный директор - и отношения коту под хвост. Харьковская и Львовская области - побратимы со времен легендарных губернаторов Николая Горыня и Александра Масельского... Это побратимские отношения воровать у брата, сманивать, играть на человеческой слабости, неосведомленности, а, может, и развивать в молодых людях алчность, пренебрежение данным словом? Не хотелось бы в это верить. Может быть, наши отношения, традиции, взаимные обязательства, ценности украинского футбола не очень важны нынешним руководителям львовского клуба, ему подавай победы любой ценой?
Рос мальчик, воспитывался в родном Харькове, радовал успехами тренеров и родителей, прогрессировал и мечтал о переходе в клуб Премьер-Лиги. Каждый раз при подписании контракта мальчик спрашивал, отпустим ли мы его в клуб высшей лиги, если придет приглашение, и мы каждый год подтверждали свое слово. Более того, рекомендовали мальчика клубам УПЛ. Но приглашение не приходило, поскольку, кроме амбиций и желаний, нужно упорно работать на тренировках и в игре действовать не по настроению, а стабильно. Но мы видели уровень уже не мальчика, а парня и старались делать все, чтобы он развивался и думал о повышении мастерства, а не только о повышении зарплаты. Перед новым, 2019-м годом, клуб в одностороннем порядке существенно увеличил бонусную оплату футболисту. Кроме этого, клуб ухаживал за футболистом, оберегая от всяких житейских неприятностей, только бы сосредотачивался на игре. Олег был доволен. Да, да речь об Олеге Синице. Но вот, как только начали манить и сманивать, тут же куда-то подевалась клубная привязанность, любовь к родному городу, желто-синим цветам, благодарность за многолетнюю опеку. Мы не против, чтобы Олег Синица получал на 5 000 грн. больше в другом клубе, мы не против, чтобы он выбрал себе после окончания контракта с нами другой клуб, другого тренера, другой город и среду обитания. Нет, не против. Но президент "Руха" должен был просто позвонить! Позвонить и сказать: друзья, мы делаем предложение вашему футболисту Олегу Синице и он на него откликается. Должны или нет? Вопрос риторический, ибо п.6 ст.13 Регламента прямо обязывает поступить именно так. Цитирую языком оригинала: "Клуб, що має намір укласти контракт з футболістом-професіоналом, який має чинний контракт, повинен зробити відповідний письмовий запит до цього клубу перед початком переговорів із зазначеним футболістом". Но нет, телефонируют, когда сделка уже практически завершена, и вдобавок просят отпустить Олега Синицу в "Рух" до окончания срока его контракта с "Металлистом 1925". Как поступает "Металлист 1925"? Любезно соглашается. Да, проявляя уважение к президенту "Руха" Козловскому Г.П., и никому иному, наш клуб соглашается и разрешает Синице "выпорхнуть из родного гнезда" до окончания срока его контракта. Мы расстались с Синицей и, как говорится, желаем удачи. Но интересно другое.
Интересно, действительно, другое. Очевидно, восприняв наши добрые отношения и стремление к их развитию, не как норму уважения, а как слабость, тут же следует устный запрос в отношении другого футболиста - Ивана Калюжного. По поводу этого футболиста и запроса о нем ситуация не менее интересная, но мы сразу отказали "Руху". Здесь следует иметь ввиду, что контракт Ивана Калюжного принадлежит "Динамо" (Киев) и прославленный клуб год назад не имел намерений расставаться с этим футболистом. Шли очень сложные переговоры, в итоге которых Иван Калюжный, умолявший забрать его из Киева и вернуть в Харьков, оказался в родном клубе. Прошел год и "Динамо" обоснованно рассчитывало вернуть футболиста себе. "Металлист 1925" вновь вступил в переговоры, они были непростыми, в них помимо официальных сторон, участвовали многие известные в стране личности. С немалым трудом просьба Ивана Калюжного об оставлении его в "Металлисте 1925" и родном городе была решена. Спасибо всем участникам переговоров! Иван Калюжный благодарит клуб и сообщает Генеральному директору о намерении подписать контракт с харьковчанами. Но в это время в учебно-тренировочный центр в пос. Высокий, приезжает на сборы "Рух". И, о чудо! Ваня Калюжный на второй же день начинает избегать встреч с руководством клуба, дотягивает свою беготню до 30-го июня 2019-го г., когда его контракт с нами подходит к концу, и объявляет, что оставаться в Харькове не намерен. Отмечаем, что к этому моменту контракт о пролонгации перехода Калюжного из "Динамо" Киев в "Металлист 1925" и аренде был уже подписан. Калюжный знал, что мы предлагаем ему новые, более комфортные условия контракта. Но к нашем удивлению, в переговорах в офисе клуба Иван Калюжный проявил себя в новой красе. Были сопли, слезы, стоны, из которых мы поняли, что в "Рухе" больше платят, тренер обещал уделять ему повышенное внимание и команда у них, видите ли, на ходу. Нехитрыми, но скрытыми методами "Рух" так разогрел аппетит Калюжного, что он банально отказывался от переговоров с руководством клуба, подпольно получив от львовян заманчивое предложение личного контракта, хотя наше предложение практически не отличалось от "руховских" соблазнов.
Таким образом, на свой клуб, воспитавший его, носившийся с ним, как с писаной торбой, с его проблемами, институтом, семьей, квартирой, ремонтом в ней и проч. можно "облокотиться" ради непонятных "забаганок" и переезда во Львов. Видимо давление на футболиста и посулы, краткосрочная перспектива, и нестойкий, несформировавшийся характер побудили Ваню к дальнему переезду. Как говорится, и ладно. Счастливого пути. Но господин Козловский Г.П.! Вы так понимаете дружбу и джентльменские отношения? Жаль. Мы так не считаем и выражаем возмущение подобными грязными методами работы на трансферном рынке.
В футболе, кто глубоко изучает поведение отдельных клубов, связанное с переходами молодых футболистов, отмечают довольно интересное явление. Большинство из тех футболистов, кто оказался в составе других клубов в результате подобных методов, команды этих клубов не усилили. Более того, вскоре вообще у них возникали проблемы именно с футболом.
Мы расстаемся с тяжелым сердцем. Мы выполнили все обязательства перед этими футболистами и, более того, относились к ним, как своим детям. Повторюсь, им были предложены весьма значительное увеличение контрактных условий, несмотря на отсутствие результата, сомнительное поведение в ночных клубах и постоянное стремление не к повышению индивидуального мастерства, а к материальной стороне в отношениях, на что, кстати, мы тоже откликались. Однако оказалось, что они больше не представляют дух и ценности желто-синих. Пожелаем им удачи.
Но это лишь часть проблемы. Возможно, наши оценки кому-то могут не понравиться, кто-то сочтет их излишне акцентированными на морали и праве, кому-то они и вовсе покажутся наивными, а сами методы не пиратскими, а приемлемыми. Это, в конце концов, вопрос общей и футбольной культуры. Наше отношение неизменно, поскольку такие методы "работы" разрушают отношения между собственниками клубов, менеджерами и явно способствуют ухудшению климата в украинском футболе, формируя неуважение и неприязнь, такие методы считаем коварными и грязными. Мы утверждаем, что это именно так. Стоит ли оно того? Считаем, что нет.
Сергей Стороженко