Былое. Алексей Михайличенко - Зия Доган...
В киевском «Динамо»-87 Алексей Михайличенко уверенно выходил на ведущие роли. Следующий сезон стал венцом его карьеры игрока: серебро чемпионата Европы, золото Олимпиады-88, титул лучшего футболиста СССР по результатам традиционного опроса…В еврокубковом противостоянии с «Бешикташем» нынешний тренер «Динамо» был заметен: сделал результативную передачу в ответном матче (Вадим Евтушенко поразил уже пустые ворота), заработал 11-метровый удар. Выход же на замену одного из турецких футболистов на замену не произвел особого впечатления и нашел отражение только в статистических данных… Но есть одно любопытное обстоятельство, на которое хотелось бы обратить внимание: этим игроком был нынешний тренер «Трабзонспора» - Доган Зия.
1986-87гг. Кубок Чемпионов. 1/4 финала.
«Бешикташ» (Стамбул, Турция) – «Динамо» (Киев) - 0:5(0:2)
14.03.87. Измир. Стадион имени Ататюрка. Солнечно, ветрено. 5 градусов. 35000 зрителей.
Судьи: Д.Кршняк, Марко, Хозек (Чехословакия).
Голы: Беланов, 18(0:1), Блохин, 40(0:2), Евтушенко, 49(0:3), Блохин, 53(0:4), Евтушенко, 64(0:5).
«Бешикташ»: Юркович, Али (Паприка, 66), Кадир, Самет, Ульви, Гёкхан, Метин, Риза, Фейяз, Фикрет, Синан. Тренер – Милош Милутинович.
«Динамо»: Вик.Чанов, Горилый, Балтача, О.Кузнецов, Демьяненко, Рац (Михайличенко, 63), Баль, Заваров, Беланов, Евтушенко, Блохин (Морозов, 63). Тренер – Валерий Лобановский.
Предупреждения: Рац (1т), Кузнецов (1т).
«Динамо» (Киев) - «Бешикташ» (Стамбул, Турция) – 2:0(0:0)
18.03.87. Киев. Республиканский стадион. Облачно. 2 градуса мороза. 100000 зрителей.
Судьи: А.Томас, Я.Ван дер Нит, Я.Долстра (Голландия).
Голы: Блохин, 50(1:0), Евтушенко, 70(2:0).
Нереализованный пенальти: Беланов, 85 (перекладина).
«Динамо»: Михайлов (Вик.Чанов, 87), Горилый, Балтача, Михайличенко, Демьяненко, Морозов (Каратаев, 83), Беланов, Баль, Заваров, Евтушенко, Блохин. Тренер – Валерий Лобановский.
«Бешикташ»: Юркович, Риза, Кадир, Самет, Ульви, Гёкхан, Метин, Паприка, Фейяз, Фикрет, Синан (Зия, 77). Тренер – Милош Милутинович.
В гостях
Теперь–то, думаю, все убедились, что в полуфинал за просто так не выходят. За это приходится платить по большому счёту. В своё время, узнав результаты жеребьёвки, все, кто желал успеха киевскому «Динамо», облегченно вздохнули: соперник по четвертьфиналу достался не из сильнейших. Ведь с «Баварией» или «Реалом» желательно встретиться попозже. И никто не предполагал, не догадывался, каким же тяжким испытанием обернется для динамовцев Киева вроде бы милостивый жребий…
Не без опаски включали мы телевизоры субботним днем 14 марта: как–то там, то ли в Стамбуле, то ли еще в каком турецком городе сыграют наши? Ожидание первой встречи с «Бешикташем» оказалось долгим и тревожным. Динамовцы открыли сезон необычайно рано и самым что ни на есть серьезным матчем – за Суперкубок с румынским клубом «Стяуа». Мы знали, как тщательно и целенаправленно готовились они к этому матчу. Но в Монако ни своей игры, ни присущих им скоростных коалиционных действий не показали («Стяуа» - «Динамо» - 1:0. Прим. Claude). Почему? Из объяснений самих футболистов можно понять, что на таком вязком, прямо–таки топком поле проявить скорость было невозможно. Румынские футболисты без особого труда и достаточно грамотно перекрыли все направления наших не слишком быстрых атак. Сами почти не угрожали и динамовцам не позволили. Однако это действительно только объяснение, но никак не оправдание: идеальных полей, особенно весной и осенью, когда многое, если не все, решается, ждать не приходится. А значит, надо держать про запас и иные козыри, кроме скорости.
Кстати, уже через день, в Лозанне, встречаясь с далеко не слабым клубом того же названия, динамовцы этот козырь выложили сполна, разорвав во втором тайме оборону соперников, цепко защищавшихся, но уставших и не выдержавших скоростно–силового давления. Результат этого контрольного матча, в силу непредвиденных погодных обстоятельств оказавшегося против ожидания последним был 5:0. Голы забили Морозов, Яковенко, Блохин и два – Евтушенко. А состав был таким: Михайлов (Чанов, 46), Горилый (Морозов, 46), Балтача, Кузнецов, Демьяненко, Рац, Яковенко, Михайличенко, Евсеев (Баль, 46), Евтушенко, Блохин.
Из Лозанны команда прямиком отправилась в Стамбул и …совершенно неожиданно попала в снежный плен. Не то, что играть, тренироваться было негде. Хозяева предупреждали, что не отвечают за безопасность игроков, когда динамовцы хотели пробежать хотя бы кросс: таких метелей и, снежных завалов и заносов Турция еще не видывала.
Дважды переносился матч, была сорвана тренировочная программа, а домой, так и не сыграв, команда возвратилась лишь 9 марта, чтобы спустя четыре дня отправиться в Измир, но теперь специально заказанным рейсом. Это, как потом выяснилось, помогло сэкономить массу времени, средств и сил. Забегая вперед, скажу, что через несколько часов после окончания матча в Измире динамовцев уже встречали в аэропорту Борисполь.
Подумалось кстати, что если бы такой рейс был предусмотрен в первый раз, наверное, не пришлось бы отменять торжества открытия сезона в Ланчхути, а киевское «Динамо» не потеряло бы вхолостую, без игр и тренировок, почти неделю…
Однако пора уже вернуться к экранам наших телевизоров. Они рассеяли все тревоги и опасения уже через 10–15 минут после начала долгожданной встречи. Поле в субтропическом Измире оказалось вполне пригодным для игры, хотя лично у меня вызвало не очень–то приятные воспоминания. Дело в том, что 12 лет назад здесь, на стадионе имени Ататюрка, играли сборные Турции и СССР, играли по колено в воде после проливного дождя и, представьте себе, от моего колена и залетел в наши ворота в тот раз единственный в том матче мяч. Может быть, это обстоятельство еще более усиливало мое гнетущее состояние?
Стефан Михайлович вспоминал отборочный матч III чемпионата Европы. Тогда игра не имела турнирного значения, сборная СССР под руководством Валерия Васильевича решила проблему выхода из группы досрочно. Примечательным был состав сборной в той встрече: Рудаков, Коньков, Зуев, Фоменко, Решко, Звягинцев, Мунтян (Буряк, 61), Онищенко, Колотов, Веремеев, Блохин.
Но, как я сказал, опасения развеялись очень скоро. Киевляне сразу же провели два–три прощупывающих выпада, потом попридержали в середине поля, на дальних подступах к своей штрафной площади, пожелавших вести контригру футболистов «Бешикташа». Оживление в их ряды внес было Метин, седьмой номер, игравший в позиции правого хавбека. Но Демьяненко и Рац вдвоем, как потом выразился наш капитан, скоренько «накрыли» его. Метин сник, а игра вскоре получила одностороннее и быстрое развитие.
Как пережили динамовцы неудачу в Монако? Не скажется ли она, многократно усиленная вынужденным тренировочным простоем, на их игровом тонусе в ближайших матчах? Эти вопросы тревожили, и я задавал их футболистам после первого возврата из Стамбула неоднократно. Да, они переживали, и очень. Но пережили: лиха беда начало, на Суперкубке, отвечали, свет клином не сошёлся – есть и другие, столь же важные задачи, играть надо, а не кукситься и горевать. Слова, однако, словами, но динамовцы подкрепили их игрой в Измире. И убедили нас, что неудачу перенесли стойко.
Высокая командная скорость, помноженная на чёткое коллективное взаимодействие, наигранные и созданные импровизационно комбинации – все это разметало оборону «Бешикташа», выстроенную несколько примитивно, по старинке. Динамовцы умело воспользовались позиционными ошибками турецких защитников, которые часто выстраивались в линию и посылали мячи дальними и средними осевыми передачами на ход партнерам, за спины соперников.
Первую голевую атаку таким вот диагональным пасом на противоположный фланг начал Заваров. Мяч подхватил Евтушенко и расчётливой диагональной передачей бросил в прорыв Беланова. Наш спринтер подправил мяч себе на ход и, на скорости уйдя от защитника, с ходу же пробил в дальний нижний угол ворот. Мяч чиркнул о штангу и влетел в сетку – начало положено. Не позволяя соперникам опомниться, киевляне вновь пошли в атаку. Демьяненко на бровке обыграл Али и перевёл мяч Блохину, а тот незамедлительно переправил его во вратарскую площадку – туда на сумасшедшей скорости влетел легконогий Евтушенко и пробил с лёта, но угодил во вратаря.
Хозяева поля попытались было вспыхнуть ещё разок, однако защитники «Динамо» уверенно пресекали их выпады в центре. Досадно только, что несдержанность в эти минуты проявил Кузнецов, заработав очередную свою жёлтую карточку. А чуть раньше такую же увидел Рац. У того и другого – она вторая. Ответный матч они пропустят, но ведь хорошо ещё, что так, а представьте себе, что это случилось бы накануне полуфинала. Прямо удивительно: как это наши футболисты умудряются получать предупреждения, что называется, на ровном месте?!
Не исключен, кстати, что именно этот с жёлтым отливом душ не позволил киевлянам быстро закрепить успех, на некоторое время погасив игровые эмоции. Лишь к исходу тайма стремительный перепас Евтушенко – Заваров – Евтушенко – Блохин позволил удвоить счёт. Опять Евтушенко сделал хорошую передачу на рывок Блохину, а наш бомбардир, не смущаясь, нанёс удар, как говорится, с неродной правой ноги. Хотя комбинацией раньше постеснялся пробить со своей левой.
Второй тайм начался с забавным обменом любезностями между Евтушенко и Блохиным. Они поочерёдно выводили друг друга на завершающий удар, но били слегка неточно. Потом Евтушенко бросил в прорыв Баля, но его снесли с ног. Последовал быстрый розыгрыш Блохин – Заваров – Евтушенко, и счёт вырос до 3:0.
Я грешным делом подумал, что теперь можно и передохнуть, сбавить обороты, поберечь силы, которых из-за долгого сиденья без дела осталось неизвестно сколько. Но видно нет худа без добра – футболисты соскучилась по мячу, по игре, по движению, и оказалось, и силы есть, и скорость, и мобильность. Показательным был быстрый отрыв Блохина на дальнюю передачу за спины защитников, и второй его гол в этом матче, забитый опять же несвойственным ударом с правой ноги. Пятый гол провёл Евтушенко с подачи Беланова, а вскоре они же разыграли на скорости «тройную стеночку», устроили удивительный хоровод, который в давние времена, знаю, называли «чешской улочкой»…
Игра динамовцев в этот день была непредсказуемо загадочна для простоватых соперников: кто завершает атаки, кто ассистирует – предугадать невозможно. Последнюю точку должен был поставить Михайличенко – он мощным дриблингом «раздел» полкоманды соперника, но в ворота не попал.
Думается, непогода сыграла злую шутку с обеими командами, но запас прочности у «Динамо», да и класс тоже оказался выше, а тренер «Бешикташа» Милутинович не нашёл действенных способов для поддержания игрового тонуса своих футболистов.
Перед ответным матчем
В тот же вечер киевлян встречали дома. А на следующий день прилетел «Бешикташ». Необычайно рано прилетел, рассчитывая, наверное, убежать от снежного плена. Но, увы, и в Киеве обеим командам пришлось тренироваться под крышей – на зимних кортах. На базе динамовцев перемежающиеся морозы и весеннее солнце превратили поле в каток. Титанические усилия работников главного стадиона и сотен добровольцев-болельщиков позволили убрать весь снег с поля и трибун. Поле укрыли плёнкой, под которую нагнетали тёплый воздух. Динамовцы в понедельник, а гости во вторник получили возможность провести на игровом поле тренировки.
Тренировка киевлян была короткой по времени – на один тайм, но чрезвычайно интенсивной и скоростной. Гости тренировались дольше и размереннее. И футболисты и тренеры (Речь идёт о турецкой команде. Прим. Claude) неохотно отвечали на вопросы, а по поводу предстоящего матча и вовсе отмалчивались, пожимая плечами. В гостинице «Киев», где они разместились необычайно тихо, турецкой речи почти не слышно. Оживлялись гости, по словам нашего администратора А.Пикузо, лишь в ресторане, заказывая обильно много и привередничая в выборе блюд. «То ли голодны, то ли наращивают бицепсы к предстоящему матчу», - пошутил всерьёз встревоженный тающими вопреки смете ресурсами администратор.
В ночь накануне матча небо затянулось, мороз ослаб, но картина для киевской середины марта оставалась непривычной: город утопает в снегу. Трибуны, тем не менее, обещают быть многолюдными: билеты быстро расходятся, у касс – очереди. Поддержка динамовцам обеспечена. Каким-то будет поле для игры?
Игра
Озабоченность тренеров усугубилась возникшей вдруг проблемой резервов. На последней тренировке перед матчем были заняты два вратаря и десять полевых игроков: травмированы Бессонов, Яковенко, Евсеев. И только на днях после долгого лечения получил разрешение врачей приступить к индивидуальной беговой работе Яремчук.
Динамовцам пришлось изменить привычные порядки. Евтушенко с места правого полузащитника перешел на левый фланг, а его позиция была отдана Беланову. Опорным хавбеком выступил Михайличенко. В стартовом составе рядом с Блохиным появился Морозов.
Игре предшествовала короткая, но весьма приятная церемония: редактор журнала «Франс футбол» Жак Тибер вручил Игорю Беланову «Золотой мяч». Свой памятный приз лучшему футболисту Европы преподнесли и руководители команды «Бешикташ».
Но вот, наконец, мяч введён в игру, и уже начальные её минуты подтвердили опасения: состояние поля было против ожидания не самым худшим, но всё-таки затрудняло ведение скоростных действий быстрым Беланову, Морозову, Блохину и Евтушенко. Почва уходит из-под ног в момент старта – так объясняли потом футболисты свои ощущения.
Это обстоятельство в какой-то степени уравняло шансы сторон, замедлив развитие наступления, которое динамовцы повели методично с первых минут игры. Но вдвойне удивили гости: они выглядели на этот раз гораздо лучше, чем у себя дома. Втягивая в оборону до девяти полевых игроков, при первой же возможности «Бешикташ» стремился отвечать контратаками с участием пяти-шести футболистов, дружно выбегавших на чужую половину поля. Да и в единоборствах они не всегда оказывались последними. А в середине первого тайма стало окончательно ясно, что игра не превратится в пустую формальность. Гости, почувствовав себя вольготнее в центральной зоне перед воротами – вот когда ощутимо сказалось отсутствие Кузнецова, - провели несколько выпадов. Пару раз опасно били издали Метин и Фикрет, они же провели острую атаку на 23-й минуте, и только своевременный выход Михайлова не позволил Метину попасть в цель.
Динамовцам следовало остудить пыл гостей, и они это успешно сделали во втором тайме, а самым ярким воспоминанием о первом остался прицельный удар Евтушенко с лёта в падении после прорыва и подачи Беланова. Вратарь «Бешикташа» занял верную позицию и спас ворота.
После перерыва дружные усилия динамовцев внесли перелом в размеренное течение игры. Удалось проявить скорость, и что самое главное, индивидуальные действия каждого органично вплетались при этом в ткань командной игры. Не могу не отметить неувядающего Блохина, который в свои 35 лет продолжает оставаться, не побоюсь этого громкого слова, великим футболистом. Безграничные свои возможности универсала уверенно раскрывает Евтушенко. Его, я бы сказал незаментно-заметная, не броская, но исключительно полезная игра втягивает в свою орбиту всех окружающих. Он словно катализатор скорости, общего движения и, что ценно, игровой мысли. Начинает осваиваться в коллективе Морозов. Именно после его прорыва слева Блохин открыл счёт: Морозов на скорости сумел выполнить точную передачу через площадь ворот справа на Блохина, который сходу нанёс сильный удар низом в угол. Вратарь уже не мог перехватить мяч, попытался это сделать защитник, но тщетно.
Чем ближе к концу катилось время, тем явственнее становилось превосходство динамовцев – и в мастерстве, и в фундаментальной подготовленности, и в запасе прочности, уверенности. Они умудрялись накрывать, прессингуя, даже защитников «Бешикташа» и отбирать мяч у них даже в штрафной площади. Как сделали это на 70-й минуте Беланов и Михайличенко. Последний прорвался сквозь строй защитников и от лицевой линии послал мяч чуть назад в створ ворот набегавшему Евтушенко. 2:0. За пять минут до финального свистка Михайличенко сумел отобрать мяч даже у вратаря, которому ничего не оставалось, как задержать динамовца борцовским приёмом. Беланов пробил пенальти очень сильно, но мяч врезался в перекладину.
После игры
Странное дело, турецкие футболисты не чувствовали себя слишком огорчёнными. Их тренер М.Милутинович не скрывал удовлетворения от того, что его команда сыграла достойно, проявила самолюбие и извлекла явную пользу из урока, полученного дома. Откровенных слабостей турецкие футболисты в Киеве не обнаружили. Милутинович высоко оценил возможности динамовцев. Он говорил, что давно уже пристально следит за работой В.Лобановского и видит значительный прогресс в игре динамовского клуба. Его поражает то, как органично входит в состав любой из приглашённых в команду (предрёк хорошее будущее Морозову, если он окажется серьёзным человеком) или совсем юные дублёры (отметил Горилого), поражает многогранность и универсальность команды и та лёгкость, с которой каждый действует в любой позиции (назвал, в первую очередь, Евтушенко, Блохина, но добавил, что может перечислить практически весь состав). Знаю, сказал он напоследок, что в «Динамо» не было шести основных игроков, но никак этого не ощутил – здесь все основные. Им всем и желаю успешно подготовится к полуфиналу – испытанию во сто крат более серьёзному.
Стефан Решко, «Футбол-Хоккей» №12 1987г. (с.1-4).