30 січня 2019 16:00
1

Украина - "Зенит" и обратно

Ярослав Ракицкий перешел в «Зенит». Не он первый из наших земляков, проследовавших по этому маршруту.

Будущий генерал-фельдмаршал и гетман Кирилл Разумовский, Николай Васильевич Гоголь, Тарас Григорьевич Шевченко, кузнец Вакула… А вот футбольные люди поначалу направлялись оттуда сюда.

ТРЕНЕРСКАЯ ШКОЛА

Из Питера, а точнее Ленинграда, в Украину поначалу ехали тренеры. Открывает список россиян - наставников «Динамо» ленинградец Михаил Бутусов, возглавивший команду в конце 1940 года. Приняв киевский клуб, он продолжил освоение передовой системы «дубль-ве», увеличил тренировочные нагрузки, что пришлось по душе не всем ветеранам, но результат давало. Однако итогов работы Бутусову дождаться не пришлось - помешала война.

Михаил Павлович еще вернется в «Динамо» в 1947 году, сменив москвича Бориса Апухтина. Тот оказался самым большим неудачником в истории киевского клуба, хотя впоследствии и удостоился звания заслуженного тренера СССР. История умалчивает, за какие такие заслуги. Во всяком случае не за работу с «бело-голубыми», с которыми он занимал последовательно предпоследнее и последнее места в чемпионате страны.

Сезон-1950 «Динамо» завершило на грани вылета, сохранив место в высшей лиге лишь благодаря лучшему, чем у одноклубников из Еревана, соотношению забитых и пропущенных мячей, следствием чего стала очередная смена тренера. Ответственный пост рискнули доверить едва получившему тренерский диплом ленинградцу Олегу Александровичу Ошенкову.

Молодой специалист с ходу ошеломил работодателей, рассчитывавших лишь вывести команду из аутсайдеров. «Середина золотой не бывает», - заявил Ошенков и поставил задачу вывести динамовцев на один уровень с московскими грандами.

Первый сезон-1951 ушел как раз на то, о чем мечтало руководство - уверенное закрепление в середине таблицы. Но уже в следующем, олимпийском году, когда чемпионат проводился в один круг (все матчи были сыграны в Москве), киевляне «выстрелили», во второй раз в истории после дебютного чемпионата (1936) заняв второе место. Но главным триумфом динамовцев стало завоевание в 1954 году Кубка СССР.

ЧЕМПИОН ЕВРОПЫ И СОЮЗА


Михаил Ошенков пригласил в Киев из «Зенита» Юрия Войнова. Долгое время Юрий Николаевич объяснял свой переход тем, что сырой ленинградский климат не позволял по-настоящему раскрыться, но в одном из последних интервью (кстати, вышедшем в «СЭ») раскрыл истинные мотивы.

- Я как раз развелся с женой и надо было менять обстановку, - поведал Войнов. - А Киев мне очень понравился, и, хоть предложений поменять команду было достаточно, я всем отказывал.

Заявление на переход в «Динамо» Войнов подал в ноябре 1955-го. Подвергся остракизму, и теперь уже о вызове в сборную, в которой он блестяще дебютировал в 1954 году, закрыв самого Пушкаша, и речи быть не могло.

Именно о возвращении, потому что отлучение состоялось все же не из-за Киева, а по причине, указанной выше - тогда моральный облик ставился вые профессиональных качеств. Как признался сам Юрий Николаевич, отлучали «по морально-этическим соображениям». Вот так и не стал олимпийским чемпионом.

Зато, раскрывшись в «Динамо», где его игра засверкала новыми красками, стал, не побоюсь этого слова, первой в киевском клубе звездой европейской величины. В 1957 году вернулся в главную команду страны, в следующем попал в символическую сборную ЧМ-1958, еще через два стал чемпионом Европы, в 1961-м - чемпионом Союза.

ПЕРВЫЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ТРАНСФЕР

Еще более скандальным, чем переход в «Динамо» Войнова, стал трансфер Олега Саленко. Почувствуйте разницу: переход и трансфер. Все перемещения футболистов в СССР до Саленко можно называть только переходами. Порой даже употреблялось слово «перевод», взятое из народно-хозяйственного лексикона. Как перевод на другую работу.

Вроде кто-то из начальства решил и перевел, не спрашивая согласия субъекта. Практически как в НХЛ и НБА трейды. Литовченко и Протасов из «Днепра» в «Динамо» - переход, как бы высоко ни котировались эти футболисты. Пасулько из «Черноморца» в «Спартак» (а не в «Динамо», так как вроде бы жена Чернобыля испугалась) - переход, хоть и разные республики. А вот Саленко - и переход, и уже трансфер. Потому что за деньги.

Олег, отец которого родом из Кривого Рога, был восходящей звездой «Зенита» и считался едва ли не самым перспективным футболистом Союза. Мечтал играть за «Динамо», за которое болел, и в котором видел немалые перспективы. Особенно, по сравнению с «Зенитом», раздираемым дрязгами после ухода Павла Садырина.

«Динамо» же, нацелившись на продажу Игоря Беланова в менхенгладбахскую «Боруссию», по сути, оставалось с одним форвардом - Олегом Протасовым (Сергей Юран снова лечился). Киевлянам при Валерии Лобановском редко позволяли брать футболистов из других республик. В 1970-х Александр Хапсалис из «Кайрата», в 1987-м Александр Жидков из «Нефтчи». Из России - никого. Возвращался было Александр Прохоров в 1976-м, но это стоило технического поражения.

Звали многих. Например, спартаковца Вагиза Хидиятуллина или ленинградца Николая Ларионова, великолепно подходившего под модель игры Лобановского, еще одного игрока «Зенита» Сергея Дмитриева, но переход россиян в «Динамо» было табу. И тут Саленко…

К слову, Дмитриев тогда тоже нацелился на уход, мотивируя это тем, что в клубе творится страшный бардак, даже письмо в «Футбол-Хоккей» на две (!) полосы накатал. Пошумели немного - и отпустили в московское «Динамо».

К сезону 1989 «Динамо» готовилось без Саленко. Он находился в составе юниорской сборной страны, которой предстояло выступить на чемпионате мира в Саудовской Аравии. Тем временем «Динамо» добивалось разрешения заявить футболиста.

Пока у сборной все было хорошо, а Саленко забивал (он стал лучшим бомбардиром) ладились и дела с заявкой. Она и состоялась. Но вылет сборной СССР, уступившей в серии пенальти Нигерии после 4:4 в игровое время (СССР по ходу игры вел - 4:0!) и другие обстоятельства привели к тому, что президиум Федерации футбола СССР не утвердил решение СТК.

А семье Саленко - родителям и ему с братом уже была выделена квартира в Киеве. Тупиковая ситуация.

37 ТЫСЯЧ ЗА ВОСПИТАНИЕ

И только после того, как «Динамо», не нарушившее ни одного пункта «инструкции о переходах» пригрозило обращением в суд, был найден выход. Нашли еще один документ.

Через неделю в «Футбол-Хоккее» появилась коротенькая заметка под заголовком «37 тысяч за воспитание». Там говорилось: «В Управлении футбола и хоккея Госкомспорта СССР окончательно рассмотрен и решен вопрос о переходе О.Саленко из «Зенита» в киевское «Динамо». Поскольку Госкомспортом СССР уже утвержден нормативный акт о компенсационных выплатах за подготовку спортсменов в составах штатных команд мастеров, определена сумма такой выплаты за воспитание и подготовку О.Саленко. Она составила по подсчетам экономистов 37 тысяч рублей. Ведущий тренер Управления футбола и хоккея А. Печаткин сообщил, что О.Саленко будет заявлен за киевское «Динамо» сразу же после поступления на расчетный счет «Зенита» указанной суммы».

За такие деньги тогда можно было приобрести новую «Волгу».

Вопрос исчерпан. Деньги хозрасчетный (с 3 января 1989 года) клуб «Динамо» перечислил, 27 марта в третьем туре Саленко дебютировал в киевском клубе, посодействовав победе над «Днепром» - 1:0. «Зенит» негодовал, требовал 500 тысяч рублей и присуждения «Динамо» поражения, но поезд уже ушел.

Кстати, Олегу тот сезон не удался - сказалась скомканная подготовка к сезону. А «Зенит» так и вовсе вылетел. В следующем году был 18-м в первой лиге. Между прочим, сезон-1990 ленинградцы начинали под руководством Анатолия Конькова, который привез с собой игроков Владимира Горилого и Игоря Жабченко.

Анатолия Дмитриевича довольно быстро уволили, но это лишь усугубило ситуацию…

ВЕРНИДУБ И КОМПАНИЯ

В России «Зенит» тоже далеко не всегда был тем, кем является сейчас - обласканным деньгами любимым детищем всемогущего «Газпрома». Начав с высшей лиги в первом российском сезоне, клуб сразу свалился вниз и три года прозябал во втором эшелоне.

Потом поднялся, но долго оставался середняком. В те годы за «Зенит» поиграло немало украинцев. Массовый набор имел место в 1996-1997 годах при Садырине и Анатолии Бышовце.

Первопроходцем в 1996-м, когда «Зенит» вернулся в высшую лигу, стал пришедший из «Шахтера» Сергей Попов. Неисповедимы пути Господни. В 1997 году Попов полгода поработает с экс-киевлянином Анатолием Бышовцем. В 1998-м забьет сборной России, возглавляемой тем самым Бышовцем, а затем Анатолий Федорович возглавит «Шахтер»…

Но и это еще и все. В 1997-м украинцев в «Зените» уже, как говорится, вагон и маленькая тележка. Одним из них был пришедший из запорожского «Торпедо» Юрий Вернидуб. Ненадолго пересеклись они с Поповым.

По окончании карьеры оба ступили на тренерскую стезю. Вернидуб давно на виду. Попов работал с юниорской сборной Украины (2000 года рождения), но с недавних пор помогает Вернидубу в «Заре»…

Тогда же, в 1997-м в «Зените» появились Геннадий Попович, Александр Горшков, Сергей Свистунов и уже заигранный за Россию экс-днепрянин, а по жизни херсонец Владимир Лебедь.

Первые двое связали жизнь с городом на Неве. Попович из-за проблем с сердцем вынужден был завершить карьеру в 28 лет. Остался в команде. Работал администратором, начальником команды, тренером дубля. 4 июня 2010 года сердце Поповича не выдержало, он умер прямо на футбольном поле.

СУПЕРГОЛ ГОРШКОВА

Луганчанина Александра Горшкова из «Черноморца» звали в «Спартак», но он транзитом через «Жемчужину» оказался в «Зените». В мае 1998-го поучил вызов в сборную России, которую тогда тренировал Борис Игнатьев. Выходил на замены в товарищеских матчах с поляками и грузинами.

Сразу после этих встреч Бориса Петровича, будущего второго тренера киевского «Динамо», сняли, назначив Бышовца. А у того, даром что пришел в сборную из «Зенита», видов на Горшкова не было. У него своя обойма.

О Горшкове в 2003 году вспомнили дома. Всего-то четыре матча сыграл Александр за сборную Украины, но один из них болельщики со стажем не забудут. 29 марта 2003-го. Украина - Испания. Команда Леонида Буряка повела после быстрого гола Андрея Воронина, но Рауль на 83-й и Эчеберрия на 87-й перевернули ситуацию с ног на голову.

Поражение? Нет: на второй компенсированной минуте фантастический дальний удар Горшкова принес сборной ничью. Потом был еще гол Армении в львовском триллере - 4:3. Еще два матча. Но цикл закончился, сборную возглавил Олег Блохин, и Горшкова больше не звали.

Александр же продолжил играть за «Зенит». Завершил карьеру в 38 лет фантастической игрой в полуфинале Кубка УЕФА против «Баварии» на позиции левого защитника, съев с потрохами Бастиана Швайнштайгера. Последнее время возглавлял молодежный состав «Зенита» и «Зенит-2».

В 1998 году в «Зените» появились Роман Максимюк из «Прикарпатья» и Александр Бабий из «Шахтера». А в 1999-м «Зенит» завоевал свой первый трофей российского периода - Кубок страны. В финальном матче, где было уложено на лопатки московское «Динамо» (3:1), за «Зенит» играли Бабий, Вернидуб, Горшков, Попович и Максимюк.

Последний положил шикарный мяч, подведший итог встречи. А вы говорите - трио в «Генте»… Максимюка вскоре после этого позвал в Киев Лобановский, но Роман здесь так толком и не заиграл.

Дальше особо и вспомнить нечего. В 2000 году появились Александр Спивак и Юрий Яськов, а в 2005-м пришел «Газпром», после чего требования возросли. Но затем настал 2007-й…

КАПИТАН ДВУХ КОМАНД

Летом 2006-го «Зенит» возглавил Дик Адвокат. За полгода голландец осмотрелся и стал требовать усиления. Одним из первых его запросов стал Анатолий Тимощук. Причем во что бы то ни стало. Вынь да положь, не задумываясь особо о цене.

Понравилось ему, как Тимощук выгрызает все в центре поля, потрясали ТТД. Голландца слушались и перечить не стали. Надо так надо. Пошли на поклон к «Шахтеру», Продайте, а мы за ценой не постоим.

«Шахтеру» предстояли» игры в Кубке УЕФА - сначала «Нанси», а потом, как оказалось, «Севилья» (та самая, с Палопом), отставание от «Динамо» в чемпионате всего-то 4 очка, но есть и Фернандинью, и Левандовски, и Дуляй, так что вести переговоры не отказались. Просто взвинчивали цену.

Сумма в 14,5 миллиона евро по версии Transfermarkt, а на деле говорили, что и все 20, заставила Рината Ахметова нервничать. Ударили по рукам.

Что в итоге? «Шахтер», осуществив первую в своей истории серьезную транзакцию «на выход», заявил о себе в Европе не только как о покупателе, но и как о продавце, «Зенит» получил блестящего опорника.

Горняки, конечно, тот сезон завалили, отдав «Динамо» и чемпионат (отрыв 11 очков), и Кубок, но постепенно освоили более осмысленную игру. А «Зенит» с капитаном Тимощуком в 2007 году стал чемпионом, в 2008-м взял Кубок УЕФА.

Потом продал Тимощука «Баварии». Дешевле, чем брал, но там ведь тоже особо денег не считают. Имиджевый шаг. Выиграли все…

Кстати, вы помните, что в «Зените» Тимощук играл под номером 44? Как Ракицкий в «Шахтере», а теперь и в питерском клубе…

Евгений БЕЛОЗЕРОВ, Спорт-Экспресс в Украине

На букмекерах Шева может хорошо подняться ! )))