6 січня 2019 10:58

Динамовцы вспоминают Лобановского: "Больше всего запомнил его установку по Мюллеру"

Бывшие подопечные великого тренера вспомнили, как работали с Мэтром.


В день рождения Валерия Лобановского, которому 6 января могло бы исполниться 80 лет, КОМАНДА 1 попросила футболистов, игравших под. его руководством, вспомнить свое знакомство с великим тренером и самые яркие моменты, связанные с Мэтром.


Стефан Решко, экс-защитник Динамо (1971-1978)


— Если не ошибаюсь, в Динамо Валерий Лобановский появился в 1973 году, после того как команда проиграла в Кубке Арарату. Севидова отстранили, а Лобановский поначалу просто ездил с комадой на несколько игр, как бы в роли консультанта, потому что как главного тренера его не представляли. Он ездил и присматривался, в тренировочный процесс не вмешивался. Так было 2-3 игры, а уже осенью перед матчами со Штутгартом он начал руководить командой. В Киеве мы выиграли 2:0, но на выезде уступили 0:3. Он перед ответным матчем провел с нами одну тренировку, предигровое занятие было очень интенсивным. Но на промерзшем поле мы проиграли, бутсы тоже оказались не готовы к такой погоде. Так состоялось наше знакомство с Лобановским, а в 1974 году на первых зимних сборах он стал полноправным главным тренером Динамо.


Самыми памятными матчами с Лобановским в Динамо считаю для меня и для команды игры за Суперкубок УЕФА против Баварии. На выезде мы сыграли не зрелищно, но на результат. Блохин забил красивый гол, который потом долго крутили в Европе. Мне же предстояло познакомиться с легендарным форвардом немцев Гердом Мюллером, который до этого забил 7 голов в ворота сборной СССР. Мне предстояло его опекать персонально, поэтому запомнилась индивидуальная установка от Васильича. Он тогда сказал, что мяч в этой игре меня не интересует. Моя задача была быть тенью Мюллера. Лобановский был до этого в Германии, хорошо его изучил и потом передавал информацию мне. Он сказал, что если Мюллер не забьет, в Баварии больше никто не забьет, потому что вся игра соперника строилась через него. Если он уйдет на скамейку, ты за ним, говорил Лобановский. Журналисты потом даже придумали и приписывали Лобановскому цитату: «Мюллер в душевую, Решко тоже в душевую и почеши ему спинку».


Матчи с Баварией считаю самыми лучшими и самыми памятными с Лобановским в Динамо. Была тогда большая и политическая подоплека, потому что в СССР отмечали 30-летие победы на фашистской Германией. Перед ответной игрой, на которую было подано 500 тысяч заявок на билеты, к нам в раздевалку заходили партийные деятели и говорили, что мы не имеем права проиграть Баварии. В итоге в Киеве победа была за нами – 2:0.


Лобановский был нереальным психологом. Он мог заставить футболиста выжать из себя максимум, и даже больше. В индивидуальных беседах он каждому говорил, что от него зависит результат. В этом был его феномен, и не только в том, чтобы рассказать, как играть и назвать состав. Его установки на игры были такими, что после этого мы выходили на поле и просто выносили своих соперников. Там, где немец мог пойти ногой, мы шли головой.


Олег Венглинский, экс-нападающий Динамо (1995-2002)

— Мое знакомство с Валерием Васильевичем состоялось где-то в 1997 году, когда меня и еще нескольких молодых ребят пригласили на сборы в немецкий Руйт. Там мы тренировались с первой командой и тогда же состоялся первый контакт с Лобановским. Это были редкие индивидуальные разговоры, зато очень четкие и доходчивые. Он рассказывал, над чем надо работать, давал индивидуальные задания и самое главное, что поддерживал, поскольку всем известно, что тогда мне в Динамо приходилось конкурировать с парой самых сильных форвардов не только в Украине, но и в Европе – Андреем Шевченко и Сергеем Ребровым.


Самыми памятными матчами в составе Динамо под. руководством Валерия Васильевича вспомню две игры. Первая получилась со знаком «минус». Был матч с Шахтером. Мы проигрывали 0:1. Валерий Лобановский выпускал меня на замену за 10 минут до конца игры. Он просил попытаться изменить ход игры, забить гол. Я понимал всю ответсвенность, которая лежит на мне. Видимо, психологический груз, неустойчивый молодой характер сыграли свою роль. Я упустил два отличных момента огорчить Шахтер. Мы могли не только спастись от поражения, но и выиграть. После матча мне претензий никто не предъявлял, но на следующий день подошел один из помощников главного тренера и сказал, что меня переводят в Динамо-3. Сказать, что это был шок, это ничего не сказать. Конечно, было очень обидно, ведь эта команда была еще ниже дубля. Но уже потом, спустя годы, когда проанализировал все произошедшее, понял, что это было правильное и мудрое решение. Оно перевернуло мое сознание, отношение к футболу и я убедился, что Динамо это клуб, в котором нужен результат сейчас и никто ждать, пока ты окрепнешь, не будет. Меня эта ситуация закалила, и где-то через полгода я все-таки провел работу над ошибками и спустя время снова вернулся в первую команду.

Вторая игра в Динамо, отложившаяся в памяти, стала встреча с Барри Тауном в квалификации Лиги чемпионов. Тренер тогда разбавил состав молодыми игроками и мы виграли на выезде со счетом 1:0, а я забил победный гол с передачи Андрея Шевченко.


Конечно, много интересных моментов было во время работы с Валерием Васильевичем. Один из самых памятных, когда он на сборах в Ялте неожиданно назвал меня «молодым ветераном». В тестах мы должны были «выбежать» из 45 секунд, я выполнил норматив, пробежал за 42-43 секунды. Он мне сказал, что за 45 секунд бегут «спящие футболисты», а я могу сделать это за 38-39 секунд, потому что в тестах бежал с запасом и не на полную скорость. Он это сразу подметил и назвал меня «молодым ветераном».