16 листопада 2003 22:04

Дмитрий ДЖУЛАЙ: Аргентина без Верона


На прошлогодний мировой чемпионат они приехали не просто как фавориты. У аргентинцев было ещё одно, очень важное, задание. Они должны были помочь своим соотечественникам хоть на немного забыть об ужасном экономическом кризисе, они должны были подарить Аргентине радость. Но главное воспоминание о выступлении аргентинцев – угрюмый Марсело Бьелса, нервно шагающий вдоль боковой линии в последнем матче со шведами. Тренер выглядел гораздо активнее и подвижнее своих футболистов, которые безуспешно пытались одолеть неуступчивого соперника. Вслед за коллапсом экономики крах ожидал и концепцию аргентинского тренера, и сложно сказать, что для помешанной на футболе страны было неприятнее.

Бьелса ни на йоту не отступил от схемы 3-3-1-3, играя по которой Аргентина прошла отбор, и добыла несколько запомнившихся побед в товарищеских матчах. До чемпионата мира просмотр матчей Аргентины был сродни просмотру любимых фильмов, когда ты знаешь наизусть все диалоги и повороты сюжета, но, тем не менее, не отрываешься от экрана и во время «-надцатого» просмотра. А вот на мировом первенстве знакомые черты утратили чёткость, а игра аргентинцев стала казаться ужасно медленной и шаблонной. Механическое повторение «требований схемы» ярко продемонстрировало всю бездушность цифр в тактическом построении Бьелсы. Хуже всего то, что в запасе у него не оказалось другого плана, который бы выручил в трудную минуту. Оттого и выглядел так грустно тренер, пытавшийся избежать неудачи, не делая ничего, кроме самозабвенных «проходов» вдоль линии поля.

Темп, задаваемый за пределами этого поля их тренером, игроки аргентинской сборной так и не смогли поддержать. И уже в первом матче нового отборочного цикла, дома против чилийцев, болельщики ясно дали понять, кого они считают виновником «черепашьей игры» на чемпионате мира. «Верон – предатель», «Верон – англичанин» – такие плакаты встретили полузащитника. Свистом сопровождали болельщики каждое касание мяча игроком, который должен был стать символом успеха сборной на полях Японии и Кореи. В схеме Бьелсы, Верон был той «единицей», что, по задумке тренера, означает игрока действующего непосредственно под атакующим трио. На деле же вышло так, что Верону элементарно не хватало простора для ведения игры команды, он располагался слишком глубоко на вражеской территории, его пасы мало обостряли атаки, тем самым, давая сопернику возможность легко предугадывать дальнейшие ходы аргентинцев.

Клубная карьера Верона, казалось бы, давала повод считать его одним из лучших лучших плеймейкеров, но его переход в МЮ стал плохим подспорьем в подготовке к чемпионату мира. В Манчестере Верон не был «мозгом» команды. Его роль в команде Алекса Фергюссона осталась загадкой. Может, невнятность клубного сезона и стала решающим фактором. В самые важные минуты матча со шведами Верон не смог стать не просто исполнителем упрямой тренерской воли, а игроком, от которого зависела бы схема игры команды. Удивительно, но «многоплановость», а значит - эфемерность его роли в МЮ привела к тому, что Верон, и без того игрок не самый скоростной, выглядел вяло в той единственной роли, которую отводил ему тренер сборной.

На матч с чилийцами Бьелса определил Верона на другую позицию. Теперь ему предстояло играть в середине «второй тройки», на месте, которое занимал раньше Диего Симеоне, закончивший выступления за сборную. Оттянувшись немного назад, Верон получил больше возможности проявить свои лучшие качества – точность паса и умение блестяще читать игру. Теперь эта игра была перед его глазами, и он мог подключаться туда, где считал нужным оказаться в тот или иной момент. Но всё-таки, если ты играешь вместо Симеоне, то не менее важным становится выполнение оборонительных функций. Играя непосредственно перед тройкой защитников, Верон не всегда успевал за соперниками и, заработав жёлтые карточки в первых двух матчах квалификации, должен был пропустить поединок с боливийцами.

Перевод Верона на позицию опорного полузащитника стал не единственным изменением, которое сделал Марсело Бьелса. Может, даже более важным было то, что он отказался от чёткой привязки к флангам игроков из атакующей тройки. В игре с боливийцами стало понятно, как Аргентина может действовать без Верона. На его «старой» позиции вышел Аймар. Этот футболист способен стать лидером сборной не только потому, что он получше приспособлен к игре на этом месте, а ещё и потому, что в составе «Валенсии» Аймар по-настоящему возмужал и окреп. Его поначалу хрупкая игра сейчас радует глаз любого ценителя футбольной красоты своим сочетанием цельности и зрелищности. Третий мяч в этом матче Аймар забил пяткой, после передачи Санетти.

Но до этого роскошного удара ещё нужно было затерзать защиту соперника. И для этого очень много сделали Сесар Дельгадо и Андрес Д’Алессандро. Это лишь глядя на стартовую расстановку, зоной действия Андреса можно считать исключительно левый фланг, а от Сесара ожидать игры только лишь справа. Самая удачная поправка Бьелсы в том и заключается, что Д’Алессандро снует по всему фронту атаки, всячески помогая Аймару, а Дельгадо, в свою очередь, без проблем может поменять фланг и сыграть слева не менее остро, чем справа. Именно слева он выдал отличный пас, позволивший Креспо забить второй мяч аргентинцев.

И второй, и третий мячи хозяев стали наградой за постоянную активность и непрекращающееся движение. Эту сборную никто не назовёт медлительной. Затерзали боливийцев подопечные Бьелсы не только сменой мест при владении мячом. При потерях мяча и Аймар, и Д’Алессандро немедленно бросались его отбирать так, будто от этого зависела судьба чемпионского титула. Интенсивность игры аргентинцев стала изматывать оборону гостей ближе к концу первого тайма. До этого гости защищались вполне сносно, однажды, даже ловко поймав соперника в офсайдную ловушку. Но всё-таки боливийцы ещё не вполне прошли путь «от массовости к мастерству», чтобы отражать подобные наскоки, не теряя головы. Пока были силы, «массовость» в защите помогала избегать крупных неприятностей. Но когда Дельгадо выскочил-таки один на один с Лео Фернандесом, то успел и на лайнсмена посмотреть, и партнёров поискать. И пусть сам момент он не реализовал - стало ясно, что этот темп долго команда Нельсона Акосты не выдержит.

Перерыв боливийцам не помог. Хозяева просто подхватили свою игру там, где прервал её свисток на перерыв. Даже защитники двинули вперёд, усиливая мощь натиска. Штрафной, с которого Д’Алессандро открыл счёт, заработал Кирога. Голы аргентинцев уложились в семь минут. Но этим минутам предшествовала добротная подготовка. Не теряя темпа, хозяева давили на соперника, изматывали его всё больше, пока, наконец, не добились нужного результата.

Через несколько дней аргентинцам играть на выезде с Колумбией. Верон может выйти на поле. Нужно ли? Если Аргентина сумеет сыграть в таком же ключе против более сильного соперника, то Верону останется лишь присоединиться к Симеоне. Или же довольствоваться ролью запасного.

Дмитрий ДЖУЛАЙ