У Воробья задрожали коленки. Эксклюзивные факты из истории сборной Украины
Февраль 2001 года оказался для сборной Украины как никогда насыщенным — наша команда провела сразу три спарринга, два из них — в рамках международного турнира на Кипре, носившего неофициальное название Кубок Афродиты. Но прежде чем отправиться сперва в Тбилиси, а затем в Средиземноморье, в Конча-Заспе состоялся двухнедельный тренировочный сбор.
Группа хороших футболистов — еще не команда
Впрочем, по мнению Валерия Лобановского, сбор — это слишком громко сказано: «Мы просто познакомились с некоторыми игроками. С каждым в отдельности переговорили, посмотрели их в деле. Мы футболистов даже не тренировали, поскольку через день были игры. Порой не могли определить тактику на конкретный поединок…
Группа хороших и даже талантливых футболистов — это еще не команда. Чтобы создать команду, нужно время. В современном футболе нельзя просто так собраться и сразу заиграть. Необходимо осваивать какие-то тактические схемы, знать, как действовать против того или иного соперника. Но определенные выводы из увиденного мы сделали».
Пояснение Лобановского было весьма кстати, потому что результаты некоторых контрольных встреч национальной команды в рамках сбора, мягко говоря, удивили. К примеру, желто-синие уступили столичной Оболони (0:2), с одинаковым счетом сыграли вничью с киевскими армейцами и Ворсклой (1:1).
Разношерстная компания, но костяк по-прежнему динамовский
Нюанс заключался и в том, что не все из 30-ти приглашенных в Конча-Заспу футболистов смогли прибыть в распоряжение тренерского штаба вовремя, поскольку сбор не вписывался в клубные планы. Только на вторую его часть подоспели представители Шахтера и Зенита, наоборот — новороссийский Черноморец попросил Лобановского отпустить его игроков домой заблаговременно.
Черноморец представляли сразу трое исполнителей – Снытко, Призетко и Свистунов. Зенит – Спивак и Попович. Горняками к тому времени стали Конюшенко и Хома. А еще были Аникеев и Шищенко из донецкого Металлурга, Демченко из Запорожья, армейцы Ткаченко и Мусолитин, львовянин Назаров, криворожец Грановский.
В общем, довольно разношерстная компания, хотя костяк команды по-прежнему составляли киевские динамовцы.
Ради сборной Лобановский пожертвовал интересами клуба
«В жизни должны быть приоритеты, которые подтверждаются логикой, — заметил почетный президент клуба Григорий Суркис. — А логика говорит, что в нынешнем году нам требуется как можно лучше подготовиться к матчам отборочного цикла чемпионата мира.
Именно поэтому Валерий Лобановский решил в какой-то степени пожертвовать интересами Динамо. Благодаря этому мы можем наблюдать за подготовкой главной команды, оценить уровень мастерства кандидатов, познакомиться с новичками».
Правда, познакомиться с Грановским тренерскому штабу не удалось. Защитника Кривбасса в те же сроки пригласил на смотрины Спартак, и Лобановский не стал лишний раз его дергать. Как не перечил против желания Шахтера, Зенита и новороссийского Черноморца ограничить время пребывания их представителей в Конча-Заспе.
После сбора в Конча-Заспе Мелащенко остался в столице
Зато уже во время сбора киевским динамовцем стал полтавчанин Мелащенко, блеснувший до этого в составе Ворсклы. На форварда претендовали несколько клубов, но он отдал предпочтение столичному гранду. Так что с точки зрения интересов Динамо сбор тоже оказался полезным.
Лобановский заранее уведомил руководство федерации в лице того же Григория Суркиса, что на спарринг с грузинами в Тбилиси, назначенный на 14 февраля, он не полетит. Как не оказалось в списке 18-ти футболистов, отобранных для участия в нем, и легионеров – не только из далекого зарубежья (Шевченко, Ребров, Лужный), но и тех, кто участвовал в сборе.
Зато нашлось место в составе для Вирта, Конюшенко, Хомы, Лисицкого и Мелащенко — трое последних дебютировали под желто-синим флагом. А в целом же на поле стадиона имени Бориса Пайчадзе вышли исключительно представители Динамо (9 человек) и Шахтера (5).
Плюс Каладзе, перешедший из киевского Динамо в Милан
«К сожалению, для участия в матче мы не смогли вызвать всех, кого бы хотели, поскольку этот поединок не входит в квоту Международной федерации футбола», — заметил перед вылетом команды в столицу Грузии Лобановский.
Странно, но его кавказским коллегам Давиду Кипиани и Ревазу Дзодзуашвили, на пару возглавившим грузинскую сборную, воспользоваться услугами исполнителей, выступавших в зарубежных клубах, удалось. Более того, из 21-го футболиста, приглашенного для подготовки к матчу с украинцами, 13 оказалось легионерами.
В том числе и Каха Каладзе, недавно перешедший из киевского Динамо в Милан. А еще были Кобиашвили и Цкитишвили из Фрайбурга, Арчил Арвеладзе из Кельна, Кецбая из Вулверхэмптона, Джамараули из Цюриха. Наставникам недоставало, пожалуй, только травмированных Кинкладзе и Деметрадзе.
Желающих оказалось больше, чем сидений на стадионе
Поединок в Тбилиси вызвал у местных любителей футбола неподдельный интерес. Да такой, что едва не привел к его срыву. Дело в том, что стадион имени Пайчадзе (бывший — Динамо) находился в стадии реконструкции — на нем устанавливали индивидуальные кресла. На день матча оборудовано было только 20 тысяч сидений, столько же решили продать и билетов.
Однако желающих лицезреть свою сборную оказалось намного больше. И вот перед началом встречи толпа недовольных — тем, кому билетов не досталось – прорвала милицейские кордоны и хлынула на территорию арены. Благо, хоть и не без труда, их удалось рассадить на неподготовленных трибунах, и во время самого матча никаких серьезных инцидентов зафиксировано не было.
Несмотря на неважное состояние газона, игра получилась довольно динамичной и увлекательной, хотя отличиться не удалось ни одному из соперников (0:0). В составе хозяев в первом тайме ближе всех к успеху был Джамараули, дважды выходивший на ударную позицию. В обоих случаях блестяще сыграл Шовковский.
В каждом из таймов Воробей имел по шансу
Еще был момент, когда Кавелашвили пробил в перекладину. В другом случае Шовковский парировал опаснейший удар головой в исполнении Арчила Арвеладзе.
А после перерыва на виду оказался вышедший на замену Ашветия, вернувшийся в сборную после длительного перерыва. Форвард кутаисского Торпедо и должен был принести хозяевам победу, однако за пять минут до окончания встречи каким-то непонятным образом не смог замкнуть фланговую передачу Хизанишвили.
В игре сборной Украины остроты было меньше. Тем не менее, в каждом из таймов Воробей имел по шансу, выходя практически один на один с голкипером кавказцев Гварамадзе. Но в завершающий момент у донетчанина начинали дрожать коленки, и нанести внятный удар по цели он не смог.
Веремеев был уверен, что матч понравился зрителям
«В ходе подготовки к возобновляющемуся в марте отборочному циклу чемпионата мира нашей команде крайне необходим был достойный спарринг, в связи с чем мы искренне благодарны грузинской федерации футбола, пошедшей нам навстречу и согласившейся на проведение этой игры», — поблагодарил хозяев один из помощников Лобановского — Владимир Веремеев.
И добавил: «Думаю, не погрешу против истины, сказав, что матч доставил удовольствие зрителям. И нам, тренерам, — тоже. Во всяком случае, по самоотдаче претензий к футболистам у нас нет».
Максим ТРЕТЬЯК
Протокол
ГРУЗИЯ — УКРАИНА — 0:0
14.02.2001. Тбилиси. Стадион имени Бориса Пайчадзе. 10 градусов. 30 000 зрителей.
Арбитр — Х.Мамедов (Азербайджан).
Грузия: Гварамадзе, Силагадзе, Кобиашвили (Тодуа, 46), Рехвиашвили, Кемоклидзе, Каладзе, Кавелашвили (Цкитишвили, 66), Кецбая, Джамараули (Ашветия, 60), А.Арвеладзе (Ментешашвили, 52), Хизанишвили.
Тренеры — Р.Дзодзуашвили, Д.Кипиани.
Украина: Шовковский, Старостяк (Попов, 50), Несмачный, Головко (к), Ващук, Дмитрулин, Лисицкий, Тимощук, Кардаш (Венглинский, 68), Воробей, Мелащенко (Хома, 81).
Тренер — В.Лобановский.
Предупреждены: Силагадзе — Дмитрулин.