15 серпня 2003 22:06

Дмитрий ДЖУЛАЙ: Финансовый романс Кена Бейтса


Покупка Романом Абрамовичем футбольного клуба «Челси» имеет, кроме всех прочих, один, возможно, не такой уж заметный аспект. В который раз один из лучших аферистов Англии, Кен Бейтс, вышел сухим из воды. Человек, привыкший жить за счёт других, остаётся формальным президентом «Челси» и он ещё порадует прессу своими традиционно несдержанными и абсурдными заявлениями. Как всегда, говорить он будет о чужих деньгах, которые привык считать своими.

Очень часто мы слышим, что таланту нужен шанс, чтобы заявить о себе в полный голос. Это же, к сожалению, относится и к мошенникам. Для Кена Бейтса таким шансом стало знакомство в начале 60-х с Эриком Куксоном, чья фирма занималась ремонтом и модернизацией школ городка Бёрнли. Куксон был дружен с семьёй Ховарт, которой принадлежала крупнейшая строительная компания города. После смерти главы компании Куксон выкупил акции у вдовы Ховарта, а в конце 1961-го перепродал их Кену Бейтсу.

Наш герой в то время возглавлял небольшую фирму, также связанную со строительством. Но вряд ли, без удачного знакомства, он сумел бы возглавить столь уважаемый в городе бизнес. Стараниями Куксона «Ховартс» получает контракт на обустройство центральной части Бёрнли. Стоимость – пять миллионов фунтов. В пересчёте на «современные» тарифы – около шестидесяти миллионов. Для Бейтса эти деньги и стали тем самым шансом, благодаря которому он отработал, неоднократно потом испробованную, схему обустройства бизнеса.

Для начала Бейтс убедил компаньонов пустить акции фирмы на манчестерскую биржу. Авторитет «Ховартс» сыграл свою роль, и цена акций довольно быстро выросла вчетверо. Странно, что такая зажиточная компания «забывала» при этом расплачиваться с поставщиками или же отделывалась суммами много меньшими, чем необходимо. Дело в том, что значительную часть капитала Бейтс пустил на скупку различных фирм, так или иначе вовлечённых в строительный бизнес. Идея Бейтса была проста – создать группу компаний, каждая из которых будет расти, а если возникнут проблемы, то помогут другие члены этой бизнес-группы. Через несколько лет от этой «группы» остались одни руины, а сама компания «Ховартс» была признана банкротом. Долги составили один миллион фунтов. Правда, к тому времени Бейтса в «Ховартс» уже не было. С весьма солидным капиталом он отправился в Южную Африку, где встретил «родственную душу» – Стенли Толлмана. В то время в Южной Африке рынок недвижимости только формировался и обещал невиданные перспективы. Но двух друзей интересовали лишь перспективы собственного обогащения. Ни одна из компаний, созданных в то время Бейтсом и Толлманом, не просуществовала долгое время. Участь «Ховартса» постигла и их.

Но ещё перед своим вояжём в Африку Бейтс не забыл, на деньги «Ховартс», приобрести в аренду две трети одного из крупнейших островов в группе Британские Виргинские острова. За 200 тысяч долларов Бейтс оказался владельцем огромной территории, да ещё и на 199 лет. Похоже, что он прекрасно знал, во что вкладывает деньги. Правительство как раз собиралось развивать эти земли. Вышло так, что местные жители, испокон веков пользовавшиеся своей землёй, теперь должны были платить за это Бейтсу в обмен на его обещания создать на острове всю необходимую инфраструктуру. Надо ли говорить, что ничего сделано не было, а через четыре года правительству пришлось одалживать Британским Виргинским островам 5 800 000 долларов, чтобы выкупить эти земли обратно. Прибыль Бейтса вы легко подсчитаете сами.

В дальнейших своих махинациях Бейтс до неприличия банален, а результат всегда один и тот же – несколько десятков миллионов в кармане седобородого «бизнесмена». Толстосумы время от времени заезжают в Монте-Карло. Именно там Бейтс познакомился с тогдашним владельцем «Челси» Брайаном Мирсом. Клуб он купил за один фунт. Осталась лишь небольшая деталь. Существовало две компании: одна из них владела непосредственно клубом, а другая землей, на которой расположен стадион «Стамфорд Бридж». На покупку второй компании денег у Бейтса просто не хватало, потому некоторое время владельцем этой территории была фирма «Кабра», занимавшаяся недвижимостью. До банкротства этой фирмы Бейтс мог играть роль «героя», ведущего борьбу со злым монстром, жаждущим использовать недешёвую землю в престижном районе Лондона, выбросив оттуда клуб. А когда «Кабра» прекратила существование, её основной кредитор – Royal Bank of Scotland – сделал довольно логичную, казалось бы, вещь – передал эти земли в аренду футбольному клубу на неплохих условиях. Снова Бейтс не затратил особых усилий для получения лакомого кусочка.

Для обустройства стадиона деньги были получены от специального фонда, созданного после трагедии на «Хиллсборо» именно для реконструкции британских арен, и от болельщика «Челси» Мэттью Хардинга. Он вложил 5 миллионов фунтов. Давнему поклоннику клуба несложно было расстаться с такой суммой. К тому же Бейтс убедил Хардинга, что сам он такой суммой не располагает. И почти сразу же, вот неожиданность, Бейтс создаёт Chelsea Village Limited, компанию, к которой перешло управление клубом. Случилось это в 1992-м, но до сих пор неизвестно, кто был владельцем акций и кто поддерживал Бейтса и давал ему деньги. Сам Бейтс выступал «от имени и по поручению» этих невидимых руководителей «Челси». А после гибели Хардинга, отношения с которым становились всё хуже, он начал действовать по излюбленной схеме. Клуб, то есть Бейтс, взял кредит на 75 миллионов фунтов для воплощения своих планов в жизнь. Вокруг «Стамфорд Бридж» должны были появиться отели, рестораны, дома с дорогостоящими квартирами. Вместо этого к концу прошлого года у «Челси» появилось почти сто миллионов фунтов долга. У «Челси», но не у Кена Бейтса. За свои акции он получил солидную сумму от Абрамовича. Русского миллиардера история финансового прошлого Бейтса не интересовала, что понятно. Но в Англии собираются предпринять ещё одну попытку выяснить, кто же стоял за Бейтсом и оффшорными компаниями, владевшими значительной долей акций клуба. Кстати, доля Бейтса составляла 29,5%. По правилам, принятым в Англии, если ты владеешь тридцатью процентами, то нужно сделать предложение о покупке всей компании, что в планы Кена Бейтса совсем не входило.

Узнав о предстоящем расследовании, Бейтс заявил, что всё равно никто ничего не найдёт. Зная, сколько раз ему удавалось надувать других, не сомневаешься в том, что он прав.