21 серпня 2018 11:00

Юрий БАКАЛОВ: "Звонок из "Львова" застал врасплох"

Интервью обозревателю «СЭ» дал новый главный тренер «Львова», назначенный после отставки Жилмара за сутки до игры с «Шахтером».

Его имя напрямую ассоциируется с киевским «Арсеналом», где Бакалов начинал с низших ступеней клубной пирамиды, став главным тренером и помогая Леониду Кучуку после не слишком удачного сезона-2010/11 в роли ассистента.

Но с 2014 года главным в командах УПЛ один из самых перспективных специалистов страны не работал…

С КУЧУКОМ СОЗВАНИВАЕМСЯ ПО СЕЙ ДЕНЬ

- Изначально мне, конечно же, хотелось, чтобы этот срок был максимально коротким, но так уж сложилась тренерская судьба, - философски комментирует Бакалов. - При этом большую часть всего этого периода без практики, к счастью, не обходилось. Поэтому я не могу назвать это время потерянным.

Многое для личного профессионального становления дала совместная работа с Кучуком. Помогать специалисту такого калибра - большая и полезная школа. Будем откровенны, до нашего знакомства кое-чего как главный тренер я все-таки не знал, так как только недавно перешел в главную команду из молодежной.

Поэтому, когда после ухода Леонида Станиславовича из «Арсенала» накануне сезона-2013/14 я в авральном порядке снова возглавил «канониров», потяжелевший багаж знаний позволил занять восьмое место с командой, которую начали собирать за двенадцать дней до старта чемпионата.

- Можете озвучить пару-тройку идей, заимствованных у Кучука, с которым впоследствии сотрудничали еще и в «Стали»?


- Не все из нижеперечисленного можно называть идеями, но, в первую очередь, нужно сказать о самом подходе к футболу. Точнее - как нужно работать в режиме 24/7. Насколько скрупулезным и даже дотошным нужно быть, выверяя детали тренировочного процесса до миллиметра и миллисекунды.

Второй аспект - глубина тактического понимания игры и моделирование тренировочного процесса. Третье - само отношение к профессии тренера...

Должен сказать, что с Леонидом Станиславовичем мы до сих пор поддерживаем отношения: созваниваемся, беседуем… Достаточно сказать, что он очень поддерживал меня в тот период, когда у меня был творческий простой.

- Мало кто знает, что в 2016 году вы тренировали грузинский «Зугдиди». Почему пробыли там всего лишь четыре месяца?

- Инициатором моего трудоустройства был футбольный агент Михаил Гулордава - нужно отдать ему должное. Работы в «Зугдиди» оказалось много: чтобы решить задачу сохранения места в высшей лиге, нужно было многое поменять - от питания до тактики.

Что-то начало выстраиваться, но свою роль сыграла специфика чемпионата и особенности менталитета футболистов. На каком-то этапе мне показалось, что игроки слушают меня, но претворять тренерские идеи и установки в конкретные действия им сложно. Наверное, за какие-то вещи я переживал даже больше своих подопечных.

Такое отношение стало главной причиной моей отставки, однако я очень рад, что в итоге команда не вылетела из элитного дивизиона (сейчас в Зугдиди работает другой украинский специалист - Владимир Лютый. - Прим. М.С.).

ВЕНГЕР УМЕЕТ ДЕЛАТЬ ЗВЕЗД ИЗ НОУНЕЙМОВ

- Какое-то время вы выступали в качестве эксперта на футбольном канале. Для вас работа на телевидении была отдушиной или возможностью не отрываться от любимого дела в периоды творческого отпуска?


- У каждого свое отношение к такому роду деятельности. О себе могу сказать одно: мои понятия о специфике работы журналистов и участников всего этого процесса сильно изменились после того, как я сам окунулся в атмосферу телевидения. Кроме того, работа в экспертной группе требовала оперативно и емко провести экспресс-анализ конкретного матча в студии. Думаю, такая задача была бы интересна любому тренеру.

- Раз так, не могу не спросить о главных выводах, сделанных вами по следам ЧМ-2018.

- Субъективно говоря, зрелищность футбольных спектаклей отошла на второй план, уступив место функциональной подготовке, тактической выучке и игровой дисциплине. Ярким примером тому стал прагматизм, который продемонстрировали чемпионы мира французы. Вспомните, на начальной стадии подопечных Дешама критиковали за якобы блеклое качество игры, но команда продолжала побеждать, тогда как другие фавориты - Аргентина, Германия, Испания, не смогли оправдать ожидания даже при наличии целой россыпи ярких звезд.

Ну и, конечно, соглашусь с теми коллегами, кто уже подчеркивал, что владение мячом ради самого владения больше не дает необходимого эффекта. Та игра, которая приносила успех испанцам, утратила свою актуальность.

- Лет пять назад вашим кумиром в профессии был Арсен Венгер. А сейчас?

- В мире очень много достойных тренеров, и есть сразу несколько чемпионатов, которые меня привлекают. О Венгере хотелось бы сказать отдельно. Многие спрашивали: почему ты восхищаешься специалистом, который за долгие годы работы в одном клубе практически ничего не выиграл?

А я отвечаю, что речь идет не о титулах, а об умении раскрывать потенциал никому не известных молодых футболистов и выводить их на качественно иной уровень. Венгер десятилетиями делал звезд из начинающих игроков. И хотя мне не посчастливилось наблюдать вживую за его тренировочным процессом, качестве игры «Арсенала» и его сдержанное поведение усиливали мое к нему уважение.

ЗВОНОК ИЗ ЛЬВОВА ЗАСТАЛ ВРАСПЛОХ

- В последнее время слухи сватали вас во многие украинские клубы. Возрожденный киевский «Арсенал» не приглашал?


- Нет, оттуда предложений не поступало. А слухов действительно хватало, но дальше разговоров дело, как правило, не шло.

- Как отнеслись к тому, что народный клуб «Верес» провел голосование болельщиков, которые решали, кто должен возглавить команду - Юрий Бакалов или Сергей Ковалец?

- Все новое воспринимается нами со скепсисом. Не могу сказать, что я был обескуражен, но удивился прилично. Опросы опросами, но, как мне показалось, выносить нюансы внутренней кухни на всеобщее обозрение и даже обсуждение не слишком корректно.

Я уважаю болельщиков, ценю их мнение и видение футбола, но они априори не могут владеть всеми нюансами, чтобы принимать подобные решения.

- Предложение «Львова» поступило к вам неожиданно?

- Абсолютно! Все случилось в считанные часы, без каких-либо предварительных разговоров. У меня есть принципиальный пункт: я не рассматриваю предложений от команд, у которых действующие тренеры, потому что считаю неэтичным подсиживать коллег. Во «Львове» ситуация сложилась форс-мажорная: главный тренер внезапно ушел.

Звонок от руководителей клуба застал меня врасплох. Но думать пришлось быстро. Вечером 16-го приехал в город, а утром - уже работал в команде.

- Обычно главный тренер приходит со своим штабом. Почему вы сохранили всех помощников Жилмара?

- На то есть две причины. Пока я находился в творческом отпуске, практически все мои помощники оказались задействованы в других клубах, и мы с руководством «Львова» пришли к единому мнению, что нет смысла приглашать новых людей на место тех, кто хорошо знает возможности всех футболистов и может оперативно ввести меня в курс дела.

Кроме того, я хорошо знал почти всех сотрудников тренерского штаба Жилмара. А наставник вратарей Тарас Гребенюк так и вовсе работал со мной в «Арсенале», «Славутиче» и «Черкасском Днепре».

ПРИ ЖИЛМАРЕ КОМАНДА ИГРАЛА В ФУТБОЛ

- Мнения о работе Жилмара во «Львове» довольно комплиментарные. Придется ли игрокам за такой короткий период перестраиваться под новую схему игры и требования нового наставника?


- Я всегда придерживался принципа «ломать - не строить». На глобальную перестройку времени нет, да и смысла в ней я, признаться, не вижу - на выходе можно потерять больше, чем приобрести. Мой предшественник и его штаб проделали основательную работу, которая приносила плоды.

И эксперты, и журналисты в один голос отмечают: при Жилмаре команда играла в футбол. Значит, нужно сохранить все лучшее и ввести незначительные коррективы - аккуратно и дозированно.

- Однажды вы сказали: когда тяжело ногам, и голова перестает работать… То, что вы не проводили предсезонку во «Львове», можно называть проблемой?

- Работу, как я уже сказал, проводили предшественники. Сейчас нужно получить более детальную информацию о функциональном состоянии команды и понять, как именно закладывалась «физика» на сборах.

В данный момент плотно консультируюсь с помощниками на эти темы, чтобы четко понимать, как дальше двигаться, чтобы не сделать ничего лишнего… Иногда, как говорят тренеры, лучше недотренировать, чем перетренировать.

- Как вас встретили в команде, где собрано восемь бразильцев? Это, извините, не карнавал, это конкурс карнавалов!


- С дисциплиной у нас все в порядке. Спасибо руководителям и моим ассистентам, многие примененные ими механизмы сработали. С бразильцами мы пока знакомимся, планируем проводить индивидуальные беседы. Сегодня (эта беседа состоялась в понедельник. - Прим. М.С.) стартует недельный подготовительный цикл перед выездом в Мариуполь. Но в целом могу сказать, что психологический фон в команде мне нравится.

- Согласитесь, это сумасшествие - брать ответственность за результат, принимая команду за день до игры с «Шахтером». Вы вполне могли провести игру на трибуне, присматриваясь к обстановке…

- Теоретически такой вариант мог иметь место, но мы поговорили с руководителями и решили, что тренер должен быть на лавочке. Да, я не успел провести полноценную тренировку, но одних ребят знал еще по работе в «Стали», а других - видел в других командах. Подспудно помогло и то, что я видел три из четырех матчей «Львова» в этом сезоне, причем игру в Киеве с «Арсеналом» даже вживую.

Понятно, что взгляд был невооруженный - смотрел для себя, но какое-то представление о команде имел. А матчи с такими соперниками как «Шахтер» позволяют быстро оценить все плюсы и минусы.

ПРОСТО ТАК НИКТО НИКОГО НЕ КУПИТ

- Вы сами сказали, что успели внести некоторые тактические изменения. Что именно имели в виду?

- Не хотелось бы раскрывать все карты, но в основном это касалось оборонительных действий. Понятно, что играть с «Шахтером» на встречных курсах - суицид. Поэтому мы умышленно отдали инициативу и пытались создавать остроту за счет быстрого перехода из обороны и использования свободного пространства. Пока ребята выдерживали ритм игры, все получалось. Но если мы проиграли - 0:2, значит, были и ошибки.

- Если бы Аугусту забил верный гол на 20-й минуте, игра могла бы сложиться иначе?


- Сейчас оглядываться назад особого смысла не имеет, а прогнозы делать нереально. То есть психологическое преимущество ребята, конечно, получили бы. А вот что было бы дальше…
Первый гол в матче с «Шахтером» - палка о двух концах. Вспомните недавнюю игру с «Ворсклой»: после первого тайма полтавчане вели, а что случилось после перерыва - вы видели сами (в итоге горняки победили 4:1. - Прим. М.С.).

- Как играть с «Шахтером» уже в этом сезоне дважды показало «Динамо». Вы новейшие украинские «класико» смотрели?

- Я думаю, их смотрели все футбольные люди в стране. На самом деле, в теории вопроса все прекрасно понимают, как нужно строить игру против чемпиона страны. Но когда дело доходит до дела, справиться с этим почти ни у кого не выходит.

«Динамо» выбрало свою модель и у него обыгрывать «Шахтер» зачастую получается. Однако нужно понимать, что у этих успехов много слагаемых, которых нет, к примеру, у нас. Например, соответствующего подбора исполнителей…

- В клубе ставится задача попасть в шестерку. Кадровые изменения за оставшиеся десять дней ожидаются?

- В данный момент ответить на этот вопрос не могу. Есть обойма игроков, которые начинали сезон. И прежде чем делать запросы относительно селекционной деятельности, мне нужно оценить их потенциал и возможности прогресса. Просто так никто никого покупать не будет, и я считаю это правильным.

- В «Арсенале» вы сами определяли размеры премиальных своих игроков. Во «Львове» такое возможно?

- Нет. Все эти аспекты давно сверстаны, прописаны и, слава Богу, находятся вне моей компетенции.

- Почему слава Богу?

- Потому что мне сейчас есть чем заниматься и без этого…

Михаил СПИВАКОВСКИЙ, Спорт-Экспресс в Украине