9 квітня 2003 22:58

Александр СПИВАК: сложный парень, хороший футболист


"Он очень порядочный человек и хороший футболист, однако весьма сложный парень. Но я думаю, что это все-таки игрок сборной", -- таким образом высказался о полузащитнике питерского "Зенита" и национальной команды Украины Александре СПИВАКЕ главный тренер сборной страны Леонид Буряк.

Думаю, более точную характеристику полузащитнику российского клуба дать сложно. Он действительно непростой в общении человек, хотя обвинить его в неуважительном отношении к окружающим нельзя -- это абсолютно не соответствует истине. Скорее всего, суть "сложности" Спивака заключается в своеобразной замкнутости Александра, его неразговорчивости и стремлении выражать мысли как можно яснее. Природные это качества или вынужденно выработанные организмом -- неизвестно. Но, согласитесь, упрекать футболиста в лаконичности и умении одной короткой фразой выразить свое отношение к чему-либо, по меньшей мере, нелепо. Тем более что особых поводов для укоров в свой адрес Спивак не дает.

Даже в отношениях с журналистами, общаться с которыми он не горит желанием, питерец стремится к взаимопониманию. Работа есть работа, и Спивак вполне нормально относится к представителям прессы. Хотя и похвастать большим количеством вышедших в свет интервью не может.

Не его это стихия -- отвечать на вопросы и рассуждать на разные темы. И вовсе не из-за отсутствия высшего образования -- дело в том, что свои мысли Александр привык держать при себе и не пускать в свой внутренний мир никого, кроме близких. Всем остальным он дает возможность оценивать свои способности на футбольном поле. Где выглядит достаточно убедительно.

Нет пророка в своем отечестве

Спивак достаточно поколесил по футбольному миру, прежде чем оказаться в Питере, и только в Городе трех революций обрел стабильность, которая и позволила парню привлечь внимание тренеров национальной сборной Украины.

Уроженец Мариуполя в футболе оказался, можно сказать, случайно. Его первый тренер Игорь Брызгин, работавший в ДЮСШ "Новатор", в поисках юных талантов заглянул в школу, где учился будущий футболист "Зенита", и предложил желающим заниматься в его группе. Саша согласился и таким вот образом начал свою футбольную карьеру.

До определенного момента она развивалась по нарастающей. Среди мариупольских (в те времена -- ждановских, поскольку Мариуполь носил имя Жданов) ребят Спивак выделялся и получил приглашение из Донецкого училища олимпийского резерва, где под руководством Виктора Загнойко и завершил обучение футбольному мастерству.

В "Шахтере" места для него не нашлось, и проверять на практике полученные в УОР знания и умения пришлось в низшем в то время дивизионе профессионального футбола -- переходной лиге чемпионата Украины. Осенью 1992 года 17-летний Александр Спивак провел свой первый матч в составе команды "Силур" из Харцызска, тренером которой в октябре был назначен известный в прошлом игрок донецкого "Шахтера" Михаил Соколовский. Отметим, что под руководством Михаила Григорьевича в той команде выступали также такие известные впоследствии футболисты, как Александр Зотов, Игорь Король и Виктор Арефьев.

Вообще Соколовский сыграл в судьбе начинающего футболиста немалую роль. Уже начиная со второго круга, Спивак, действовавший в то время на острие атаки, регулярно выходил на поле в стартовом составе и сумел отметиться в том сезоне двумя забитыми мячами. В первом круге следующего первенства Саша записал на свой счет еще один гол, но после этого вынужден был взять паузу. Соколовский покинул клуб, а Спивак уехал в Польшу -- в команду высшей лиги "Сталь" из Мелеца, в которой провел полгода.

Ах, Одесса!

Задержаться в Польше подольше Спиваку не судилось. По словам знающих людей, Соколовский порекомендовал посмотреть на молодого футболиста возглавившему "Черноморец" Леониду Буряку. Спивака вернули в Украину, но в ожидании дебюта в составе одесского клуба Александру пришлось некоторое время провести в рядах еще одной команды из Южной Пальмиры -- СК "Одесса", который в ту пору возглавлял Сергей Марусин.

Два гола, забитые форвардом в девяти матчах в первой лиге, убедили Буряка, и 3 октября 1994 года Спивак уже вышел на поле в поединке высшей лиги между "Вересом" и "Черноморцем", который завершился победой ровенчан со счетом 2:1. После этого форвард, по поводу появления которого многие недоумевали -- откуда он взялся? -- регулярно выходил на поле и только к концу сезона растерял первоначальную стабильность.

Весной в рядах "Черноморца" заиграл и давний товарищ Спивака -- уроженец Донбасса Александр Зотов. Но вместе выступать им, видимо, было не суждено -- следующий сезон Спивак начал в составе "Шахтера", который до сих пор считает одной из самых любимых своих команд.

По одной из версий, у футболиста не заладились отношения с тренером, из-за чего ему и пришлось сменить обстановку. Сам Спивак этот эпизод своей жизни комментировать отказался, сославшись на то, что это было давно и что незачем ворошить старое. Поэтому от комментариев воздержимся и мы.

Приход в Донецк. Часть вторая

Вживую игру "Шахтера" Спивак видел еще в детстве -- отец, работавший на заводе, возил мальчика на матч горняков с московским "Спартаком". Самые яркие воспоминания о том поединке у Саши связаны с игрой москвичей. Но и "Шахтер" запал в душу. А после неудачной попытки выпускника донецкого УОР покорить столицу горняцкого края, следует полагать, где-то глубоко внутри у Спивака засела заноза, извлечь которую можно было только одним способом -- заиграть в составе "оранжево-черных".

Ко времени возвращения в Донецк форвард превратился в полузащитника. Но это не помешало ему стать одним из лучших голеадоров команды в первом же "шахтерском" чемпионате. Причем стоит отметить, что когда Спивак забивал, горняки не проигрывали, а в трех случаях из шести его удары и вовсе принесли команде очки -- две победы с минимальным счетом 1:0 ("Звезда" и "Прикарпатье") и ничью с "Волынью" -- 1:1.

Но радость первых удач в оранжевой форме донетчан постепенно сменилась разочарованием. Спивак стал проводить на поле гораздо меньше времени, а потом и вовсе утратил место в основном составе, хотя и принял участие в победном финале Кубка Украины 1997 года. По словам Александра, на стабильность его выступлений повлияла неопределенность с тренерами, которые в середине 90-х довольно часто сменяли друг друга в донецком клубе.

Летом 97-го в первом же туре нового чемпионата страны "Шахтер" в Мариуполе разгромил дебютанта элитного дивизиона -- "Металлург", а один из пяти мячей в ворота команды родного города забил Спивак. Но и это не убедило наставников горняков в способностях полузащитника, который был отправлен в глубокий запас и больше времени провел в составе второй команды, чем в лагере первой.

Продолжение одиссеи

Играть в "Шахтере-2", наверное, престижно. Но только не для человека, который имеет на своем счету полсотни матчей в высшей лиге и совсем недавно отпраздновал 23-й по счету день рождения. Традиционный выход из такого положения -- аренда, которая дает возможность получить игровую практику на высоком уровне.

К тому времени желающих заполучить Спивака было немало, но он, приняв странное, по общему мнению, решение, выбрал Кировоград. Хотя сам футболист на этот счет высказался предельно ясно: "Я выбрал "Звезду", потому что ее тренировал Александр Ищенко, к которому я отношусь с огромным уважением и считаю его одним из лучших специалистов из числа тех, с кем мне доводилось работать. Методы Александра Алексеевича мне хорошо знакомы по выступлениям в составе молодежной сборной Украины и очень мне импонируют".

После года, проведенного в Кировограде, Спивак перебрался в Запорожье -- возглавивший "Металлург" Мирон Маркевич проявил немалый интерес к персоне футболиста, забившего три гола в ворота львовских "Карпат" в предыдущем сезоне. Запорожане выкупили трансфер полузащитника, но через год расстались с ним. По имеющейся информации, "Металлург" получил от "Зенита" около 300 тысяч долларов.

Перед отъездом в Россию Александр еще раз напомнил о себе в Донецке -- забил гол местным одноклубникам на выезде. Это был его последний официальный гол на украинской земле.

Новая любовь

В приобретении украинского полузащитника, который, по мнению тренеров, должен был восполнить потерю перебравшегося в Киев левого хавбека Романа Максимюка, "Зенит" проявил немало настойчивости и ни разу об этом не пожалел.

Уже с первых своих шагов Спивак стал подтверждать свое высокое реноме и в двух стартовых играх за "Зенит" забил три гола. Такое редко удается даже форвардам -- что уж говорить о полузащитнике! Причем все три мяча были забиты на выезде, и в Санкт-Петербург украинец уже прибыл в ранге новой звезды.

"Меня приглашали в "Крылья Советов" и ЦСКА, но "Зенит" оказался самым настойчивым. Многое решил разговор с президентом клуба в его рабочем кабинете: я убедился -- команда заинтересована во мне. Немаловажным было и то обстоятельство, что со многими игроками "Зенита" я давно знаком -- с Горшковым вместе выступали в "Черноморце", Вернидуба хорошо знаю по Запорожью, а с Поповичем мы одновременно пришли в "Шахтер" и сразу сдружились. Тренеры сразу доверили мне место в составе, и я должен был оправдать аванс. Что "Зенит" в Питере боготворят, я уже успел убедиться. Такое внимание налагает огромную ответственность. Но я доволен, что приехал в Санкт-Петербург. Похоже, нашел свою команду".

В Северной Пальмире Спивак действительно может быть доволен всем. На протяжении трех лет выступлений в "Зените" он неизменно входил в число лидеров коллектива, а накануне нынешнего сезона был избран вице-капитаном команды и в первых официальных поединках 2003 года выводил партнеров на поле (кстати, в конце этого года срок контракта футболиста с клубом истекает, но Спивак готов к продлению взаимоотношений).

Именно игрой в составе питерцев Александр завоевал право надеть майку сборной страны, в которой дебютировал в матче Украина -- Норвегия 2 июня 2001 года. И хотя в национальной команде закрепиться ему пока не удалось, в зачет питерского этапа карьеры занесен еще один "плюсик". Который значительно возрастет, если Спивак наконец-то покажет себя с самой лучшей стороны в главной команде Украины.