Сергей МАКАРОВ: "Гарантии дает только похоронная команда"
Президент Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ) Сергей Макаров дал для Footboom эксклюзивное интервью после переизбрания на новую-старую должность, которое состоялось сегодня в рамках V отчетно-выборной конференции. В частности, затронул роль лиги в борьбе с договорными матчами и за счет чего в нынешних условиях реально сделать ПФЛ как минимум неубыточной организацией.
– Первую, самую главную надежду мы связываем с той самой передачей коммерческих прав не клубам, а лиге в целом. Радует то, что эту идею уже воспринимают в Федерации футбола Украины. Считаю, что в свое время была допущена ошибка, когда права на 8 лет передали каждому клубу в отдельности, из-за чего потеряли такой кусок времени. Сейчас я очень надеюсь, что по окончании сезона 2018/2019 будет принято решение о централизации прав, после чего должно легче стать как нам, так и Премьер-лиге.
Конечно же, мы не собираемся просто сидеть и ждать, а будем работать, чтобы быть готовыми воспользоваться правами, которые нам передадут. Надеюсь на плодотворное сотрудничество с УПЛ, судя по нашему общению с новым руководством, они прекрасно понимают свое место в футбольной пирамиде. Понимают, что есть, например, как в Англии – механизмы солидарности, когда Премьер-лига помогает всем остальным по лестнице вниз. Естественно, сейчас им нечем помочь, но с формированием пула мы надеемся, что они тоже смогут правильно выстроить классическую модель взаимоотношений по примеру большинства стран Европы – и касательно помощи низшим лигам и ФФУ что-то перечислят за передачу прав. Естественно, мы делаем скидку на условия страны, на массу форс-мажоров. На имидж лиг, в том числе, негативно могут повлиять скандалы с договорными матчами.
– Есть ли конкретно у ПФЛ механизм ужесточения контроля за тем, чтобы клубы не попадали в ситуации, подобные той, когда была массовая облава на подозреваемых в причастности к «договорнякам»?
– Понятно, что мы как лига сами с этим не справимся. Во всех странах, где были успешные примеры борьбы с подобным злом, этим занимались правоохранительные органы – прокуратура, полиция, спецслужбы. И одним из пунктов моей предвыборной программы было то, что нужно объединяться в этой борьбе – и с ФФУ, и с правоохранительными органами, и с теми же букмекерами. Как ни странно, все их обвиняют, но на самом деле их ведь тоже обманывают, соответственно, они тоже готовы включаться в борьбу. Рано или поздно мы это если не поборем, то, по крайней мере, снизим уровень. Но мы призываем к тому, чтобы эти разбирательства находили четких, конкретных виновников, физических лиц, а не клуб как юрлицо, за которым история, армия болельщиков. Они ведь не виноваты в том, что 2-3 человека могут этим заниматься. Нужно находить конкретных исполнителей, а еще лучше – организаторов. И тем самым вычищать наш футбол.
– На примере «Полтавы» видно, что даже в УПЛ клубы не застрахованы от исчезновения. Где гарантия, что в низших дивизионах команды смогут дожить до конца сезона, тем более, сейчас под вопросом судьба «Скалы»? И если сойдут с дистанции, как сделать так, чтобы остальных это не выбило из общего ритма?
– Гарантий никаких. Тем более, есть тревожные вопросы по ахтырскому «Нефтянику», опять же «Скале». Мы работаем, пытаемся помочь клубам найти выход. Надеемся, что они будут жить. Но если нет, то сегодня мы постарались максимально подстраховаться, хотя много моментов из разряда «если», но это перебор вариантов, чтобы максимально предусмотреть любой форс-мажор. А дальше будем продолжать работать.
– Самый положительный момент изменения в регламенте?
– Радует, что потихоньку развиваемся. В частности, расширение практики трансляции матчей Второй лиги подтолкнуло нас к тому, чтобы ввести фамилии на майках игроков этого дивизиона. На примере начала трансляций в Первой лиге мы убедились, что футболист просто с номером и без фамилии не опознается. Тяжело в результате всем – зрителям, телезрителям, комментатору. А мы ведь звезд хотим растить, хотим, чтобы наших футболистов узнавали.
Глобальных же изменений нет. Сначала была идея составить регламент на четыре года, по примеру УЕФА, где есть трехлетний цикл еврокубков, на которых регламент фиксируется и остается неизменным. Но потом УПЛ выступила с идеей расширения до 16 команд, и мы тоже решили свой регламент пока что утвердить на год. Возможно в следующем сезоне, если устаканится 16 клубов в Премьер-лиге, то и мы выступим с идеей регламента на три сезона вперед. Это будет правильно и соревнованиям придаст стабильности и предсказуемости.
– Вы готовы к тому, что в процессе децентрализации прав в вашу сторону могут быть выпущено немало стрел и обвинения в попытке узурпировать власть?
– Я не вижу в этом узурпации. На данным момент, можно смело сказать, что ни один клуб ПФЛ не продает свои права. Стоимость прав отдельно каждого отдельно взятого клуба равна нулю. Мы надеемся, что централизация может поднять эту стоимость. А обвинять в попытке узурпировать то, что стоит нуль – я себе этого не представляю.
С другой стороны, опять же – никто не даст гарантию успешности, мы ведь в Украине живем. Да, мы может не добиться результата. Но опять же, этот путь – единственно правильный, другого нет. Есть определенные наработки, проекты, переговоры. Насколько это все удастся реализовать, будет зависеть от нашего профессионализма, ситуации в стране, всего. Гарантии дает только похоронная команда.
Евгений САВЧУК