19 березня 2003 22:13

Черное и белое Максима Калиниченко


В карьере воспитанника харьковского спортинтерната причудливо переплетаются взлеты и падения, коих, несмотря на молодость Максима, досталось на его долю немало.

Дебюты игрока в "Днепре", "Спартаке" и молодежной сборной Украины не только впечатляли, но и дарили надежду на появление в рядах этих команд будущего лидера, заводилу в центре поля. Но всякий раз по прошествии времени возникали какие-то сложности, и все приходилось начинать с начала -- доказывать себе и окружающим собственную состоятельность и значимость, подтверждать справедливость выданных ранее авансов.

Остыть помог Грозный

Было даже, по словам Максима, непростое время, когда он хотел проигнорировать вызов в сборную Украины. "Виною всему был конфликт, разгоревшийся в молодежной сборной. Заводилой со стороны игроков почему-то посчитали именно меня, обвинив в том, чего я не делал: в нарушении режима. В газетах написали, что Калиниченко едва ли не напился накануне игры, а на самом деле я отказался ехать на стадион смотреть матч национальной команды, отправившись с женой по важным и срочным делам. При этом, замечу, все предписания врачей и тренеров были выполнены".

К счастью, молодой игрок быстро остыл. Немалую помощь, кстати, в этом оказал и тренер "Спартака" Вячеслав Грозный. "Когда из Киева пришел факс с приглашением в сборную, я сгоряча заявил, что никуда не поеду. Вячеслав Викторович, спасибо ему большое, объяснил, что к чему в этой жизни. Хочу еще заметить, что я не конфликтовал с ФФУ, как это могло показаться. Я поссорился с одним-единственным человеком. Фамилию называть не буду, но при встрече мы до сих пор только киваем друг другу. А в сборную Украины отправляюсь с удовольствием".

Интересно, что в России на протяжении некоторого времени питали надежды относительно возможного перехода Калиниченко под российский "триколор" и даже интересовались в январе 2002 года (на Кубке Содружества) мнением Леонида Буряка относительно перспектив спартаковца в национальной команде Украины.

Наставник украинцев дал понять, каковы его намерения, уже через четыре месяца -- в той же Москве выпустил Максима на поле в матче с югославами в рамках Кубка LG. К концу года на счету украинца значилось уже шесть поединков в составе сборной страны, а в феврале 2003-го в его коллекции добавился и седьмой матч -- с турками.

Словом, на Калиниченко в Украине рассчитывают. После ухода из сборной Калитвинцева в 99-м место плеймейкера до сих пор вакантно. Сможет ли Максим полноценно заполнить образовавшуюся нишу, судить сложно. Сейчас можно сказать одно -- именно 24-летний спартаковец рассматривается как претендент номер один на эту роль.

Наследник Титова?

Надеются на Калиниченко и в Белокаменной. Еще в 2000 году, когда украинский полузащитник впервые оказался в Тарасовке, на него всерьез рассчитывали, свидетельством чего стал выход на поле в первом же туре чемпионата России. В конце 2002-го, когда выбыл из строя лидер "красно-белых" Титов, взоры поклонники "Спартака" с надеждой обратили к Калиниченко.

И хотя Максим не любит сравнений с кем бы то ни было, считая, что второго Титова или Калиниченко не будет, но проведения параллелей со своими предшественниками ему не избежать. Таков удел всех молодых и талантливых футболистов, выступающих в командах, имеющих традиции. А Максиму, в первый же год выступления в России получившему почетное звание лучшего молодого футболиста чемпионата, сам Бог велел претендовать на покорение серьезных вершин.

Впрочем, прошлый год, если не считать привлечения в национальную команду, уроженцу Слобожанщины удался так себе -- серединка на половинку. "Спартак" впервые, начиная с 95-го года, не выиграл чемпионский титул, заняв третье место, а Калиниченко, только в июле окончательно восстановившийся после травм, не сумел помочь "красно-белым" и полностью восполнить потерю основного плеймейкера.

Хотя, следует отдать должное, Максим старался, и в ряде матчей (например, с "Локомотивом", когда вышел на поле на 35-й минуте и сумел сравнять счет) был признан лучшим в составе "Спартака". Но неудачных поединков, в которых украинец покидал поле, не дождавшись финального свистка, было гораздо больше. А если вспомнить шесть матчей Лиги чемпионов, в которых Калиниченко с партнерами терпел поражения, картина получается и вовсе нерадостная.

Но не стоит забывать, что все познается в сравнении и о качественной оценке сезона лучше говорить, проводя параллели с другими годами. А учитывая предыдущие невзгоды, минувший сезон спартаковцем вполне может оцениваться не столь мрачно.

Заново рожденный

В 2001 году один из героев предыдущего сезона Калиниченко, усилиями которого "Спартак" победил "Ротор" и досрочно обеспечил себе золотые награды сезона-2000, здорово начал чемпионат. В стартовых турах, вплоть до конца апреля, Максим регулярно проводил на поле 90 минут игрового времени, забил два гола, оправдывая надежды специалистов, и получал очень высокие оценки прессы.

12 мая 2001 года в игре с "Динамо" он травмировался, а через полтора месяца вернулся на поле, но только для того, чтобы спустя пять минут покинуть газон -- едва ли не первое касание мяча закончилось для Калиниченко рецидивом травмы. "Обиднее всего, что ничего особенного в том эпизоде не произошло: как и в матче с "Динамо", сделал шаг и почувствовал резкую боль. Предварительный диагноз -- разрыв ахиллова сухожилия. Конечно же, можно говорить о том, что не стоило выходить на поле, но какой в этом толк? Теперь остается только лечиться. Я очень расстроен".

Знал бы Максим, когда комментировал неприятный эпизод, что его ждет в будущем... В июле его прооперировали в ЦИТО, а в августе Калиниченко, по его собственному признанию, едва не простился с футболом. "Когда гулял с дочкой, споткнулся на улице и упал. Меня предупреждали, что после первой тяжелейшей операции надо скрупулезно следить за восстановлением. А тут все швы порвал, жуткая боль, кровь. Несколько часов шаркал по квартире и, словно в бреду, повторял: "Это все!" Уже мысленно простился с футболом. Но пронесло. В Финляндии доктор, лечивший в свое время Гвардьолу, Литманена и Ривалдо, успокоил. Но только когда сняли гипс и я пошел, почувствовал, что свидание с мячом может состояться -- надо только себя пересилить".

Более или менее оправиться от последствий травмы удалось ближе к началу следующего сезона, а питать надежды по поводу окончательного восстановления и последующего прогресса украинец стал только во время зимнего антракта-2002/2003, когда прошел со "Спартаком" полноценные сборы, набрал форму, а в ходе контрольных матчей демонстрировал очень приличный уровень игры. Осталось только доказать все на практике в чемпионате, за "золото" которого в этом году готова поспорить внушительная группа команд. Тогда и в сборной Украины коэффициент полезного действия спартаковца, следует полагать, окажется намного выше.

По маршруту Лозовая -- Москва

В "Спартаке" Калиниченко оказался в паре со своим другом -- вратарем Николаем Павленко, вместе с которым проходил футбольные университеты в харьковском спортинтернате у тренеров Владимира Максимова и Рината Морозова. При этом пути в Первопрестольную товарищей, проживавших на первых зимних сборах "Спартака" в Кейсарии в одном номере отеля, были абсолютно непохожи.

Павленко поехал в Москву транзитом через Кировоград и Краснополье, где выступал в основном во второй лиге, а Калиниченко, появившийся в Харькове с легкой руки своего первого тренера из Лозовой Сергея Лобача, сделал остановку в Днепропетровске, в лагере гораздо более именитого клуба.

Привыкание к "Днепру", который возглавлял в середине 90-х Вячеслав Грозный, не затянулось: в первый же год Калиниченко пробился в основной состав. Дебют в высшей лиге состоялся 31 августа 1997 года и пришелся на домашний поединок против тернопольской "Нивы", который был проигран днепрянами со счетом 0:1 (Максим вышел на поле на 63-й минуте, сменив Виталия Дацышина). Не заставил себя долго ждать и первый гол -- 4 июня 1998 года от точного удара 19-летнего Калиниченко пострадала "Звезда".

Но роман с "Днепром" длился недолго. Через полтора сезона вместе с Мединым, Поклонским и Козарем молодой футболист устроил забастовку, протестуя против задержек зарплаты, а вскоре и вовсе расстался с командой, получив приглашение из "Спартака" от все того же Грозного, который сыграл немаловажную роль в судьбе футболиста.

Ведь во всех переходах, которые совершались Калиниченко, принимал участие этот известный украинский специалист. В "Днепре" Максим оказался благодаря хорошим связям Грозного с харьковским тренером Владимиром Максимовым, который некоторое время даже возглавлял "Днепр-2". Из Днепропетровска он едва не уехал вслед за покинувшим город Вячеславом Викторовичем в Ижевск -- помешали обстоятельства, из-за которых Грозный в "Газовике-Газпроме" не задержался. В "Спартаке" на талантливого футболиста также обратили внимание не в последнюю очередь благодаря Грозному. Да и от поспешных выводов относительно сборной Украины, напомним, Калиниченко отговорил именно нынешний наставник киевского "Арсенала".

Домосед поневоле

Сейчас спартаковец не принимает поспешных решений. После перенесенной травмы он сильно изменился. Многие отмечают, что в глазах футболиста уже не просматривается юношеская беззаботность, уступившая место вдумчивости и степенности. Наверное, иначе и не могло быть: с одной стороны, длительное бездействие заставило задуматься о смысле жизни, с другой -- пришло осознание собственной значимости для своей семьи, ведь дочери Сашеньке летом исполнится три годика.

С обязанностями главы семейства, по большому счету, Калиниченко тоже познакомился лишь "благодаря" травме. "Я стал смотреть на мир по-иному, испытал массу непривычных чувств. Смотрел на игру "Спартака", понимал, что на поле находится моя команда, но не мог в это поверить. Мне тогда вообще во многое не верилось. Я впервые в жизни влез в шкуру нормального человека, не спортсмена. В сознательной, взрослой жизни я прежде на такое долгое время не оставался с семьей. Ужасно было сознавать при этом, что я ничего не могу делать, что я беспомощный, что сижу на шее у жены. Иногда нервы не выдерживали, но всякий раз находил силы взять себя в руки".

За год Максим увидел всю изнанку жизни, понял, как люди ломаются, как преодлевают себя. Внутри игрока, внезапно оставшегося без футбола, образовалась пустота, которую он пытался чем-то заполнить, отвлечь себя от навязчивых мыслей, даже марки начал собирать. А после трагической смерти экс-партнера по "Днепру" Сергея Перхуна на душе Калиниченко стало и вовсе тяжко.

Помог пример одноклубника Мирослава Ромащенко, который на протяжении трех лет настойчиво пытается вернуться в большой футбол, а также собственное желание продолжать играть. "Сколько же мне еще предстоит работать! Тот уровень, которого я когда-то достиг, считаю лишь хорошей стартовой площадкой, нужно лишь подниматься вверх. А ведь не будь сезона-2000, наверное, меня бы уже в "Спартаке" не было..."

Продолжение следует...

В начавшемся недавно новом чемпионате России Калиниченко отыграл все 90 минут стартового поединка. Несмотря на достаточно высокий процент брака в передачах, сумел выдать несколько хороших пасов, которые выводили партнеров на ударные позиции, дав понять, что близок к тем кондициям, которые позволили ему получить признание специалистов в 2000-м. А возвращение в строй Титова должно избавить Максима от навязчивого общественного мнения о полноценной замене Егора, раскрепостить украинского полузащитника и дать толчок к его дальнейшему развитию...