19 березня 2003 13:09

Олег Протасов: Главный на Олимпе


Греция для Олега Протасова стала вторым домом, а с "Олимпиакосом" экс-форвард сборных СССР и Украины сроднился не меньше, чем с "Днепром" и киевским "Динамо". Здесь он начинал свою зарубежную карьеру, планируя со временем перебраться в какой-нибудь из более авторитетных европейских чемпионатов. Сюда вернулся, повесив бутсы на гвоздь и получив тренерскую лицензию. Начал с должности селекционера, затем был повышен до ассистента главного "коуча". Ну, и, наконец, когда отправили в отставку словенского специалиста Сречко Катанеца, со стороны руководства пирейского клуба поступило "предложение, от которого невозможно отказаться". С начала февраля нынешнего года Протасов возглавляет прославленный коллектив.

- Все получилось весьма спонтанно, - прокомментировал Олег свое назначение в телефонном разговоре с корреспондентом "Ведомостей". - Впрочем, в нашей профессии, да еще в таком клубе, как "Олимпиакос", и в такой стране, как Греция, нужно быть ко всему готовым. Так что свое назначение воспринял спокойно. Надо же когда-нибудь начинать, так почему не сейчас?

- Чем же не устроил руководство Катанец?

- Это вопрос не ко мне. У меня сейчас достаточно других забот, чтобы не забивать себе голову анализом причин отставки моего предшественника. Должность наставника в греческом футболе - еще та сковородка. Здесь местным-то непросто, а уж иностранцу - подавно.

- Какие функции возлагались на вас при прежнем главном тренере?

- Я просматривал матчи следующего соперника "Олимпиакоса" и предоставлял информацию для подготовки к игре.

- Новая метла по-новому метет. Пришлось ли вам прибегнуть к каким-то кардинальным перетасовкам в составе?

- Только этим и занимаюсь. Каждый из трех моих предшественников гнул свою линию и на поле, и в подготовительном процессе. Вот я за это сейчас и расплачиваюсь, перед каждым матчем согласовывая состав с врачами.

- Когда вам предстоит очная встреча с "Панатинаикосом"? Как думаете, то, что афиняне заняты еще и в Кубке УЕФА, поможет вам в борьбе за чемпионство?

- Мы принимаем "Панатинаикос" в предпоследнем туре чемпионата. Скорее всего, в том матче судьба чемпионства и решится. По крайней мере, я на это надеюсь. А насчет еврокубка - тяжело что-нибудь сказать, для них не впервой разрываться на несколько фронтов. Так что этому фактору я бы не придавал большого значения...

- "Олимпиакос" выиграл шесть последних чемпионатов Греции. Следующий титул станет рекордным. Насколько категорично руководство в своих требованиях выиграть "золото"?

- До разумных пределов. Думаю, каждый из нас понимает важность ситуации, все мы хотим вписать свое имя в историю, но при этом стараемся не забывать о некоторых сложностях.

- Не пытались загадывать, как сложится ваше будущее, если не удастся вывести "Олимпиакос" в чемпионы?

- Я уже говорил: здесь что-либо планировать - бесполезно. Вполне допускаю, что, не выиграв чемпионат, я останусь во главе команды. А может сложиться и так, что, заняв с "Олимпиакосом" первое место, я сам не захочу оставаться в Пирее... По-разному может быть.

Ситуация, в которой оказался Протасов сегодня, сродни той, в которой он пребывал осенью 90-го, покидая киевское "Динамо" и отправляясь в зарубежный клуб. Первая массовая волна отъезда ведущих исполнителей только-только начинала захлестывать советский спорт, чиновники, терявшие власть над процессом "эмиграции", ставили на пути наших звезд всяческие препоны. Олег Блохин пробивал эту глухую стену еще в 88-м, будучи востребован австрийским "Форвертсом". Впоследствии, возглавив "Олимпиакос" в качестве главного тренера, он пережил подобную эпопею еще раз. Попытки усилить свою команду Протасовым были приравнены - ни много ни мало - к развалу советского футбола. Досталось и самому Протасову...

- Не все тогда восприняли мою активность адекватно, - вспоминает Олег. - Многие говорили: ишь, какой деловой, сидел бы и ждал, как все ждут! А я так не привык. Блохин спросил, сколько я хочу, сказал, что решит вопрос с президентом "Олимпиакоса", а уж "рубить хвосты" на родине я вынужден был сам. Вообще, к тому трансферу я стараюсь реже возвращаться. Как начиналось все через пень-колоду, так и завершилось. Эта история с двойными-тройными контрактами... Да, кто-то на наших переходах тогда прилично "нагрелся". Когда проблемы стали возникать, здесь все - по кустам. А в Греции потрясают бумагой: "Вот, мол, мы все выплатили". Ну, да ладно, проехали...

- Не жалеете о том шаге?

- Нет, иначе, наверное, из Японии не вернулся бы в Грецию. Другое дело, если бы прокрутить время назад, многое сделал бы по-другому. Возможно, подождал бы предложений, чтобы выбрать можно было. Тогда же сыграло свою роль, что ехал я в Пирей не один, с Савичевым, а чуть позже появился и Гена Литовченко. Да и Блохина я знал прекрасно. Мы верили, что сделаем "Олимпиакос" этаким греческим "Миланом", в котором тогда гремело голландское трио - ван Бастен, Гуллит и Рейкард. Более того, я думал: поиграем на Западе, "засветимся", а там, глядишь, и сами до Италии доберемся.

- Выигрыш Кубка Греции так и остался самым ярким воспоминанием того периода?

- Чемпионат нам просто не дали выиграть. В выездном матче с АЕКом вели - 2:1, но за десять минут до конца с трибун запустили несколько дымовых шашек. Встречу прервали, а в переигровке мы уступили - 0:1. Потом с нас еще сняли очки за хулиганство наших болельщиков, хотя зачинщиками были фанаты с противоположной стороны...

- Не зная языка, местных обычаев, не доводилось попадать впросак?

- По большому счету, нет. В Греции иностранцам прощают подобные вещи. В Японии сложнее было. Там столько местных обычаев, заморочек, что голова кругом идет. Во-первых, проблемы с языком сразу обозначились. В Греции первое время хоть на английском могли пообщаться, японцы же его упорно игнорируют. Кимоно, чай, палочки - обо всем этом мы знали, как-то готовы были. Но что, идя в уборную, тапочки переодевать нужно, нашим человеком уже тяжелее воспринимается. Впрочем, были и свои положительные стороны.

- Например, японская кухня?

- Не только. Очень многому японцы могут научить в плане организации дела. Все - по минутам, ни в чем - ни сбоя, ни пылинки. Стюардесса у дверей автобуса и водитель в белых перчатках. Упражнения на тренировках выполняют не игроки - роботы... Лично для меня важно было еще и то, что Япония позволила прочнее стать на ноги. Особенно после всех финансовых неурядиц здесь, в Греции. Я не относился к миллионерам, как, скажем, Зико или Линекер, но вернулся с Востока вполне обеспеченным человеком. Если же учесть, что именно в Японии у нас с Наташей родился первенец, которого мы очень долго ждали, тот период можно назвать не просто удачным, а даже счастливым...

ИЗ ДОСЬЕ "ВЕДОМОСТЕЙ"

ПРОТАСОВ Олег Валерьевич. Родился 4 февраля 1964 года в Днепропетровске. Нападающий.

Карьера: "Днепр" (1982-87), "Динамо" Киев (1988-90), "Олимпиакос", Греция (1990-93), "Гамба Осака", Япония (1993-95), "Верия", Греция (1995-98), "Продефтики", Греция (1998).

Чемпион СССР 1983, 1990 гг. Обладатель Кубка СССР 1990 г. и Кубка Греции 1992 г. Лучший бомбардир чемпионатов СССР 1985, 1987, 1990 гг. Лучший футболист СССР 1987 г. Обладатель "Серебряной бутсы" 1985 г.

В сборной СССР (1984-91) провел 68 матчей, забил 29 мячей. В сборной Украины провел 1 матч.

С февраля 2003 года - главный тренер "Олимпиакоса".

(Киевские Ведомости)