29 квітня 2018 14:37

Флорин ЧЕРНАТ: "Видел пару игр с Шапаренко. Он мне очень понравился как игрок"

Предлагаем вашему вниманию вторую часть эксклюзивного интервью с румынским экс-полузащитником Динамо Флорином Чернато


В первой части беседы zbirna.com Флорин Чернат рассказал о своем переходе в Динамо, выступлении в Лиге чемпионов и взаимоотношениях с выступавшими в Украине соотечественниками. Сегодня — вторая часть интервью.


— Как считаешь, твой лучший сезон в Динамо был при Михайличенко или при Сабо?

— Самые лучшие были при Лобановском Первые полтора-два года.


«Слово Лобановского было как закон»


— После смерти Лобановского как тебе работалось с другими тренерами?

— Так, как Лобановский — никто не тренировал. Ни Михайличенко, ни Демьяненко, ни Сабо. Хотя они все с ним работали. Тренировки были, но уже что-то не то. Когда говорил Лобановский, его все слушали и никто не мог с ним спорить. Его слово — это закон.


— В 2007 году ты ушел в аренду в Хайдук. Провел в Хорватии отличный сезон, но через год вернулся. Почему не захотел остаться в Сплите?

— У меня еще один год по контракту оставался. А ушел в аренду после разговора с Семиным. Он сказал: Флорин, не знаю, будешь ли ты играть или нет. А я хотел играть, не хотел сидеть на скамейке. И поэтому поехал в Сплит. Хотя Суркис не хотел отдавать меня, он был за то, чтобы я остался.


— Ты вернулся в Динамо и успел поиграть в Кубке УЕФА. Очень тяжелые были матчи против Валенсии. У испанцев Вилья, Сильва, Мата…

— Хорошо помню эти матчи. 1:1 в Киеве. Я отдал голевую на Милевского. А потом на выезде — 2:2. Очень тяжелые матчи были, все-таки против испанцев играли. Они очень техничны.


«Если бы не попали на Шахтер, дошли бы до финала Кубка УЕФА»


— Команда верила в победу в турнире?

— А зачем выходить на поле, если не веришь в успех?


— Чего не хватило Динамо, чтобы пройти Шахтер в полуфинале?

— Возможно, если бы мы не попали на Шахтер, то дошли бы до финала. Против Шахтера нелегко играть. Хоть мы и знали, что они умеют делать на поле, как они строят игру, но это нам не помогло.


— В финале болел за Шахтер или Вердер?

— Ну в Шахтере же тогда тренер был румын и еще несколько друзей. Прежде всего, за них болел, а потом уже за Шахтер.

— После этого сезона ты покинул Динамо. Захотелось чего-то нового в карьере?

— Ну да, после восьми лет в Киеве нужно было что-то менять. Но мне было очень хорошо в Динамо, я себя чудесно чувствовал. Не знаю, как другие игроки, но я полюбил эту команду.


— Какое Динамо было сильнее: команда Лобановского, когда ты пришел, Михайличенко, когда вы дважды подряд едва не вышли в плей-офф Лиги чемпионов или Семина, когда играли в полуфинале Кубка УЕФА?

— Тяжелый вопрос. Для меня лучший — Лобановский. Но если брать статистику, то Семин, потому что играли в полуфинале Кубка УЕФА. Хотя при Лобановском Динамо еще играло в полуфинале Лиги чемпионов, но меня еще не было в команде.


«После восьми лет в Динамо хотелось что-то поменять»


— Как оцениваешь свой период в Динамо? Полностью себя реализовал?

— Иногда что-то не получалось. Конечно, хотелось чаще выигрывать чемпионат и кубок, играть в полуфиналах и финалах Лиги чемпионов.


— После Динамо чемпионат Турции и Хорватии. Это был шаг назад?

— Конечно, уровень не тот, все-таки Динамо Киев — это имя. Но я хотел что-то поменять.


— Играя за Ризеспор, в товарищеском матче против Ганновера ты забил с центра поля. Случайно вышло или тренировался так бить?

— Случайно так не выйдет (смеется). Я видел, что вратарь вышел метров на 16 и оставил ворота. И поэтому я ударил.


— Помнишь, когда ты играл в Динамо, считали ТТД. Как ты к этому относился?

— Для меня поначалу это было очень странно, как они все это считают и зачем. В Румынии такого не встречал. Но это было плюсом для нас. Каждый игрок знает, над чем нужно работать. Если что-то неудачно сделал, то нужно посмотреть, чтобы это не повторилось в следующем матче.


— Прошло много лет, сейчас в Румынии уже считают ТТД?

— Да, уже появилось. И это хорошо. Это называется Instat. Выходишь на матч, а у тебя уже есть вся информация.

— Расскажи о нынешнем чемпионате Румынии.


— В последнее время уровень нашего чемпионата упал. Были проблемы с финансированием. Нет людей, которые хотели бы инвестировать в футбол.


— На закате карьеры ты поработал с легендарным Георге Хаджи. Что вынес из общения с ним?

— В каждой команде, где я играл, у каждого тренера, с которым работал, я чему-то учился. Для меня Хаджи — самый лучший в мире игрок. Я очень много времени провел в беседах с ним, и сейчас разговариваю, если что-то не знаю — спрашиваю у него. Он всегда мне помогает своими советами.


— Ты ушел из Виторула, и команда сразу стала чемпионом. Не было обидно?

— Нет, я ни о чем не жалею. Я старался хорошо играть и делать на поле все, что мог.


«Все эти тесты, беговые упражнения в Динамо сказываются до сих пор»


— Почти все игроки, с которыми ты выступал в Украине, уже закончили карьеру. А ты до сих пор играешь. В чем секрет твоего спортивного долголетия?

— Пару дней назад с другом разговаривал, он спрашивает: как ты это делаешь, как ты до сих пор бегаешь? Я думаю, что меня в тонусе до сих пор держат эти сборы, когда я играл в Динамо. Все эти тесты, беговые упражнения.


— Сколько еще планируешь играть?

— Я решил, что это все. Этим летом я заканчиваю.


— Когда в последний раз был в Киеве?

— Не помню. Но очень хочу приехать в этом году, на финал Лиги чемпионов. Хотел в финале увидеть Барселону с Манчестер Сити. Но они вылетели, и теперь хочу, чтобы встретились Ливерпуль с Баварией.


«В Риме с Лацио Динамо провело очень хороший матч»


— Часто смотришь игры Динамо?

— Иногда смотрю. В Румынии чемпионат Украины не показывают, но Лигу чемпионов и Лигу Европы смотрю, когда Динамо там играет. Последний раз смотрел Динамо, когда они играли с Лацио в Киеве. В Риме очень хороший матч провели, думал, что пройдут дальше. Но это футбол…


— С кем из одноклубников по Динамо общаешься?

— В последний раз разговаривал с Хацкевичем. Пару месяцев назад. С Гиоане общаемся. Недавно даже вместе играли в турнире. Каждый год в декабре играем.


— Видел ваше совместное фото с Тимощуком. Как с ним встретились?

— Это было два года назад, мы встретились в Анталье. Он сдавал экзамен на лицензию PRO. Их группа тренеров сдавала экзамен, а я с командой был на сборах. Встретились в гостинице. Вспомнили прошлое, как он меня постоянно бил сзади (смеется). Он был агрессивный, но футболист хороший.


«В Динамо сейчас много молодых игроков, и считаю, что это хорошо»


— Ты играл и с Хацкевичем, и с Шацких, сейчас они тренируют Динамо. Как тебе игра нынешняя киевлян?

— Я вижу, что в Киеве сейчас очень много молодых игроков, и считаю, что это хорошо. Так можно увидеть силу ребят. Есть один очень хороший парень с длинными волосами.


— Шапаренко?

— Точно. Видел пару игр с ним. Он мне очень понравился как игрок.


— Ты был результативным плеймейкером, много забивал и отдавал. Сейчас дефицит таких игроков в Динамо?

— Вообще таких игроков сейчас мало. Футбол меняется с каждым годом. Сейчас акцент делается на физику и скорость, на технику внимание немногие обращают.


— Когда ты играл, в чемпионате Украины было много румын, а сейчас вообще нет. Почему так произошло?

— У нас в Румынии нет таких сильных игроков, как раньше. Может быть, поэтому. Еще, наверное, сказывается фактор нестабильной ситуации в вашей стране. Многие боятся ехать в чемпионат Украины. Сейчас есть несколько молодых перспективных футболистов, в том же Виторуле Хаджи. Очень неплох Станчу, который играет в Спарте из Праги. Но они должны все лучшее показывать в сборной, а не только в чемпионате.


«Не уверен, что смогу тренировать. Больше нравится пост президента»


— Ты сейчас доигрываешь за ФК Волунтари. Делишся опытом с молодыми?

— Да. Но в команде не я один опытный, есть еще трое. У нас играют и старые, и молодые. И мы молодым помогаем. Ведь когда мы были юными, нам тоже помогали ветераны. Так было и у меня в Динамо. Помогали и Белькевич, и Хацкевич. Так и должно быть.


— Ты доволен своей карьерой?

— Если говорить о моей карьере, то плохо только то, что мало поиграл за сборную. А в общем, я доволен.


— Где видишь себя после окончания карьеры?

— Меня сейчас все в Румынии об этом спрашивают. Где я буду и что буду делать… Я еще не знаю. Не уверен, что я могу быть тренером. Мне больше нравится должность президента или вице-президента.


Никита ДМИТРУЛИН