Фантазии извращенца
«Остапа несло...» Слушателями пламенной речи Остапа... пардон, Андрея Павелко в тот момент должны были быть не журналисты. Серьезность разбрасываемых обвинений вполне тянула на уровень следователей и прокуроров; широта затронутых тем и глубина заботы о будущем футбола явно адресовались высшим чинам УЕФА и ФИФА; а уж пафос и монументальность личности президента ФФУ, по его мнению, претендовали на увековечение как минимум в бронзе или граните.
Будем надеяться, ни правоохранители, ни международное футбольное руководство таки не оставят без внимания ответы Павелко на вопросы представителей СМИ после состоявшегося во вторник заседания Исполкома ФФУ. И – сделают свои выводы. А вот на памятник царьку кожаного мяча рассчитывать вряд ли приходится. Разве что в снах или фантазиях.
Нет смысла снова оппонировать завравшемуся и зарвавшемуся чинуше «по пунктам». Это с блеском сделали и главред еженедельника «Футбол» Артем Франков, и популярный блогер Михаил Смоловой. И все же от некоторых мыслей удержаться трудно: Павелко становится уже не только навязчив и смешон, но и опасен. Опасен для нашего футбола, отданного на растерзание орде «большевиков». Наглость, цинизм, лживость и ненасытность этих то ли трутней, то ли термитов стремительно превращают некогда цветущее дерево в труху. И после них – хоть трава не расти, хоть потоп, хоть вымирание.
Не слишком пока длинная, но уже весьма содержательная история украинского кожаного мяча определила место на своих задворках многим подобным временщикам, в разное время волею судьбы вознесенным до начальственных высот и возомнившим себя гениями футбольного менеджмента. Забвение станет далеко не самой худшей участью для тех, кто не умел созидать, зато преуспел в разрушении.
Практически все они в тех или иных формах пытались «бодаться» с киевским «Динамо» и братьями Суркисами – оспаривали народный статус нашего самого титулованного клуба и вклад его руководителей в становление и развитие коллектива, лепили из киевлян образ тотального зла, пытались национализировать, затаскивать по судам, учили – как надо играть в футбол и вести бизнес, обвиняли во всех грехах.
Похоже, Андрею Павелко кто-то услужливо втюхал найденную на помойке папку с затертыми рассказками о шубах, Гореничах, некачественных площадках и мячах, масштабных растратах и коррупции, прочих коварных интригах. Все это мы уже не раз слышали. Ответом на всю эту чушь были «железные» бумаги. Их уже и при нынешнем руководстве ФФУ рождено немало – как напоминание Павелко и его подручным о событиях совсем недавнего прошлого.
Удивительный для человека столь юного чиновничьего возраста склероз соседствует в президенте ФФУ с качествами, которые для Ильфа и Петрова послужили основой образа голубого воришки Альхена. А слепота и глухота вкупе с недержанием речи воспринимаются как признаки раннего маразма.
В 2012 году, покидая пост президента федерации футбола, Григорий Суркис отчитался о казне ФФУ, где на тот момент находилось порядка 37 миллионов долларов. Куда испарились эти средства при последующем руководстве (в котором, кстати, пребывал и Андрей Павелко) – до сих пор загадка. Обещание провести соответствующее разбирательство так и осталось обещанием, что, впрочем, характерно для стиля работы нынешней федерации. По части оперативных расследований это ведомство вообще не сильнО, его «конек» – долгосрочные стратегии типа мертворожденного «закона Павелко» или взятого с потолка футбольного «плана Маршалла».
При стремительно меняющейся действительности загадывать, планировать на десятилетия вперед могут разве что обладатели эликсира молодости, философского камня или чаши Грааля. Не за ними ли глава ФФУ наведывался на днях в днепровский храм с Кубком чемпионов подмышкой? Одному ли мне этот анекдотический, взорвавший социальные сети визит напомнил другого президента, ездившего на Афон почти как к себе в Межигорье, но так и не получившего индульгенцию?..
Человек, обосновавшийся в просторном офисе ФФУ со своей камарильей, объявивший войну настоящим профи, подменяющий реальные дела популизмом, а реальные, работающие на футбол организации – отрядами рейдеров, убеждает нас, что киевское «Динамо» – это могильщик украинского футбола. Политический перебежчик, стригущий купоны на крови воюющих соотечественников, называет истинных патриотов – сепаратистами. Альфонс, не вложивший в футбол ни копейки собственных денег, ничего не построивший и не создавший, вдруг рассказывает о том, что Суркисы крадут деньги у детей. Распятые мальчики, съеденные снегири и кровь христианских младенцев...
Смешно слышать копеечные обвинения в адрес тех, кто на свои кровные содержит лучшую в стране сеть детских школ. Они – работают, а Павелко – бредит: в этом несложно убедиться, изучив состав любой юношеской сборной Украины либо же взглянув на нынешнюю «основу» первой динамовской команды.
Смешно вообще рассуждать о детях и деньгах, о честности и чести, о принципах и идеалах рядом с таким персонажем, как нынешний президент ФФУ. Чем дальше – тем он более отвратителен и токсичен. Для настоящих профессионалов опускаться до уровня его слов и поступков – себя не уважать.
Уровень профессионализма Григория Суркиса – тоже из розовых фантазий Павелко, явно перепутавшего футбол с чем-то другим, но комфортно живущего в своей извращенной реальности. ЕВРО-2012, предстоящий киевский финал Лиги чемпионов, европейские рейтинговые звезды Украины и признанные всем футбольным миром инициативы, да те же упомянутые 37 «лимонов» и оставленный в наследство Дом футбола – все это козыри, которые не побить даже такому циничному футбольному шулеру, как Андрей Павелко.
Именно Суркисы создали то «Динамо», в которое вернулся Валерий Лобановский. Его ручательство за братьев – высшая из оценок их деятельности. Кто из авторитетов сегодня поручится за Павелко?..
Потому-то и яснее ясного: ответа на больные фантазии случайного в футболе человека вице-президент УЕФА Григорий Суркис не даст. По крайней мере – до завершения торжеств, связанных с финалом Лиги чемпионов. И этот спортивный праздник, и обгаженный Павелко украинский футбол, безусловно, нуждаются в защите от посягательств. Но Суркис-старший, наверняка, слишком чтит принципы корпоративной этики, по которым живут ФИФА и УЕФА, чтобы ввязываться в диспут с футбольным «извращенцем».
У гениальной Лины Костенко есть такие строки:
Як легко плюнути в велике –
У нього точно попаде.
Усе бридке й усе безлике
Тоді собі ціну складе.
Точнее и не скажешь...
Василий ЧЕСНОКОВ, «Прессинг»