"Боруссия" Д после Клоппа. Как ей снова стать топом?
«Последите за ним, когда его команда забивает решающий гол. По лицу понятно, что он конченый псих. Он помешан на футболе и лечиться не собирается», – сказал однажды про Юргена Клоппа бывший защитник «Боруссии» Патрик Овомойела. Текстов с заголовком «Какой же Клопп крутой» все больше, скоро ими можно будет покрыть расстояние от Дортмунда до Ливерпуля. Харизме этого человека бесполезно сопротивляться.
В начале 2010-х Клопп со своим контрпрессингом сделал невозможное: на какое-то время все поверили, что «Баварию» можно заставить бороться за чемпионство. Для Дортмунда он был идеальным выбором, причем в любом амплуа: как тренер, когда шел матч его команды, как ньюсмейкер, когда приходило время пресс-конференций и предматчевых интервью, как аналитик, когда нужно было разобрать игру сборной Германии, как шоумен, когда нужно было прийти на ТВ и повеселить людей.
Сегодня, когда патроны «Боруссии» выбирают тренера, то все время пытаются найти нового Юргена Клоппа. Но если они правда хотят вернуть славные времена, начать стоит с другого.
Удержать Ройса
Единственный человек из нынешнего состава, благодаря которому «Боруссию» все еще воспринимают всерьез. 230 млн евро, потраченные на усиление за последние пару лет, не купили «Дортмунду» ни одного игрока, по уровню близкого к Ройсу. На фоне сумасшедших трат самым полезным приобретением стал арендованный за копейки у «Челси» Миши Батшуаи.
С Ройсом в составе «Боруссия» в прошлом сезоне набирала в среднем больше двух очков за игру, без него – 1,7. Марко почти всегда хорош в принципиальных играх с «Баварией» (поучаствовал в 9 голах в последних 14 матчах). Он не играл в футбол восемь месяцев, но сейчас вернулся и с середины февраля забил 3 гола в 5 матчах чемпионата, хотя рядом уже нет ни Дембеле, ни Обамеянга. К оттоку лучших кадров из «Боруссии» Марко привык, он видит его с тех пор, как вернулся в Дортмунд в 2012-м. Но когда-нибудь это может надоесть даже самому верному футболисту современности.
Купить нового вратаря
Вера боссов «Боруссии» в талант Романа Бюрки каждый год проходит серьезное испытание. Для основного вратаря второй команды Германии Бюрки слишком часто ошибается (67% отраженных ударов), но убрать его из основы тренер не может, так как единственная альтернатива – 37-летний Роман Вайденфеллер. И если к некоторым фейлам Бюрки вроде голов в ближний угол можно сильно не придираться – бывает с каждым – то мимо откровенной глупости пройти трудно. Еще в 2015-м Бюрки показал, что у «Боруссии» с ним будут проблемы. В этом сезоне на один выдающийся матч у него три провальных (как, например, в Штутгарте осенью прошлого года).
Чем слабее и уязвимее выглядит защита, тем больше вероятность, что Бюрки ошибется. В последнее время неуверенная игра вратаря стала больнее бить по результатам команды. Лига чемпионов в этом году закончилась для «Дортмунда» уже после группового этапа в том числе из-за Романа. Он провалил ключевой матч с АПОЭЛ, где нужно было побеждать.
Держать слово и не продавать больше одного лидера в год
«Мы знаем, что нам периодически придется расставаться с футболистами, – когда-то сказал исполнительный директор Ханс-Йоахим Ватцке. – Но мы можем сделать так, чтобы уходил максимум один. Это, конечно, печально, но это не большая проблема». До недавнего времени все так и было: «Боруссия» прощалась с суперзвездой и совсем не страдала. Так было в случае с Марио Гетце (2013) и после потери Роберта Левандовского (2014), а чуть раньше команда безболезненно пережила расставание с Нури Шахином и Синдзи Кагавой.
Но в прошлом сезоне «Дортмунд» слетел с катушек и одновременно продал сразу трех ведущих игроков. Многие из тех, кто должен был заменить Хуммельса, Гюндогана и Мхитаряна, уже играют в других командах (Дембеле – в «Барселоне», Бартра – в «Бетисе»), а руководители продолжают верить, что 12 млн евро за Омера Топрака – это удачное вложение.
Доверять тренеру, который дает результат
Чтобы задержаться в Дортмунде, тренеру со своим взглядом на футбол, как оказалось, нужно не только выигрывать кубки, но еще быть сговорчивым и задавать начальству меньше вопросов.
Томаса Тухеля не устраивало, что некоторых игроков покупают без его согласия (например, Александера Исака). Он попросил у руководства больше контроля над трансферами – ему отказали. Еще ему обещали, что Мхитарян и Хуммельс останутся в клубе, но потом их продали, снова не предупредив тренера. Когда нужно было решать, в какой день пройдет матч ЛЧ «Боруссия» – «Монако», отложенный из-за подрыва автобуса, Тухеля опять никто не спросил. Ватцке дал добро сыграть через сутки, хотя тренер был категорически против.
Игроки жаловались на перегруженность информацией, которой накачивал их Тухель. Он действительно соответствовал своему прозвищу Патологоанатом: мог поменять формацию по ходу матча, в котором «Боруссия» вела 3:0, а через несколько минут вернуться к базовым настройкам. А потом снова все перемешать и активировать план В, который готовил специально под соперника. Но это не было самодурством. Тухель не давал игре «Дортмунда» загустеть и постоянно держал игроков в тонусе. К сожалению, немногие это оценили.
Тухель стал самым успешным тренером в истории клуба по среднему количеству очков за игру (2,09), сезон-15/16 его команда закончила с рекордным для вице-чемпиона количеством баллов (78), а через год дортмундцы взяли первый за пять лет трофей – кубок Германии. Через три дня Тухеля уволили.
Объясняя болельщикам, почему так вышло, Ватцке в открытом письме аккуратно намекнул на отсутствие должного уважения между тренерским штабом и руководством (что это значит, до сих пор никто не знает). Со следующим тренером Петером Босом у Ватцке были прекрасные отношения, вот только «Боруссия» резко вылетела из топ-команд.
Перестать жить великим прошлым
Уже после истории с бесславным возвращением Нури Шахина «Боруссия» должна была понять: не стоит давать второй шанс звездным игрокам, которые когда-то ушли в топ-клубы. Но Дортмунд ошибка не смутила, и через несколько лет рурский клуб расчистит площадку еще для двух знаковых футболистов – Синдзи Кагавы и Марио Гетце.
Во всех трех случаях клуб принимал решение больше сердцем, чем разумом. Приступы ностальгии душили не только дортмундское руководство – фанатам тоже хотелось, чтобы было как при Клоппе. При этом все упускали важную деталь: можно вернуться домой, где тебе было хорошо, но нельзя вернуться в прошлое.
Когда возвращали Кагаву, болельщики запустили хэштег #freeshinji, организовали продажу специальных футболок, в которых предлагалось приходить на «Сигнал-Идуна Парк», да много чего еще, лишь бы Цорк и Ватцке поскорее забрали японца со скамейки запасных «МЮ». 10 вдохновенных матчей в концовке сезона-15/16 – пока это все, чем Синдзи смог отблагодарить «Боруссию». Но это не значит, что он не старается. Сегодня он, как и Гетце, пробует себя в новом амплуа, осев на позиции глубоко посаженного плеймейкера.
Камбэк Шахина вообще не имел смысла. Илкай Гюндоган, пришедший на место турка, царствовал в средней линии и выполнял тот же функционал, что и Нури, только в несколько раз эффективнее. «Боруссия» снова пожалела игрока, приютила его у себя, и последние несколько лет думает о том, как сделать так, чтобы трансфер Шахина был хоть немного оправдан. Вписывать в систему игры команды человека, который последний раз был в форме 7 лет назад – с этой задачей не справились ни поздний Клопп, ни Тухель, ни Бос, не справится Штегер и любой, кто летом станет главным тренером «Дортмунда».
Если «Боруссия» снова хочет стать топ-клубом, некоторые вещи лучше оставить в прошлом. Пусть даже самые приятные.