Артем Франков: Как я чуть не обошел Григория Суркиса
Артем ФРАНКОВ, «Футбол»
В принципе, то, что произошло и было решено на очередном заседании исполкома ФФУ, сводится к двум с половиной пунктам: убрать с поля трех членов исполкома и вдогонку им отправить три региональные федерации футбола, а также узаконить трюк, который провернули четыре региональные федерации футбола – Крымская, Ровенская, Закарпатская и Черновицкая.
СУСЛИКА НАКОНЕЦ-ТО УВИДЕЛИ
Сообщение о том, что в субботу, 3 марта, ИФАБ (комиссия по правилам Игры) одобрила систему VideoAssistantReferee, и теперь оной системе открыта дорога даже на ЧМ-2018 – главная новость футбола в глобальном масштабе. Вялые попытки саботажа и утопления VAR в мусорных эпизодах уступили напору мощно входящего в историю президента ФИФА Джанни Инфантино и элементарной статистике. Внедрение видео позволило повысить процент верных судейских решений в более чем 1000 исследованных матчей с 93,0 до 98,8%! Это ли не результат? Это ли не ответ всем скептикам с их «падением динамики» и «судейскими ошибками – неотъемлемой частью игры»?!
ИФАБ напомнила в коммюнике, что система VAR не должна размениваться на мелочи и предназначена для использования только в судьбоносных эпизодах игры, а именно:
– гол или не гол;
– пенальти или не пенальти;
– прямая красная карточка (но только если речь не идет о второй желтой!);
– ошибка идентификации – когда судья предупреждает или удаляет не того игрока.
Обратите внимание: ни слова об офсайдах! Стоит ли сделать вывод, что положение забивающего не будет влиять на итоговое решение? Я всё-таки надеюсь, что такие моменты предусмотрены пунктом «гол/не гол»...
Из значимых решений ИФАБ также выделим одобрение четвертой замены, которая может быть проведена в дополнительное (не компенсированное!) время матча. Здесь тоже немало поэкспериментировали – два года, дюжина турниров – и пришли к божественному выводу «Это хорошо».
Также разрешили использование минисредств связи в технической зоне. Тут я призадумался – а раньше у всех мобилы отбирали, заставляли на входе в ядро сдавать? Что-то не припомню... Ну а как же быть с запретом дисквалифицированному тренеру участвовать в игре в любом виде, в том числе советами по рации и телефону?! Прослушку поставят, нелегальные разговоры от легальных отделять начнут?!
Ладно, в любом случае это меркнет на фоне первых двух пунктов. Так и хочется заорать: «Сбылось!» Но это ж как долго нужно было идти к очевидному во всех смыслах слова.
Заседали и у нас. Только в ночь с пятницы на субботу и в Днепре, а не в Цюрихе. Днем прожеребили полуфиналы Кубка Украины, получив пары «Днепр-1» – «Динамо» и «Шахтер» – «Мариуполь», устроившие всех, кроме «Мариуполя». К слову, для дополнительной уверенности в чистоте процедуры шарики тянули не представители ФФУ Мирон Маркевич и Олег Протасов, а юные футболисты. Никто и не усомнился, несмотря на все зловещие и саркастические прогнозы насчет непременной пары «Мариуполь» – «Динамо».
Которая и без того сложилась двумя днями позже в рамках второго этапа чемпионата.
СГОРЕВШЕЕ В ГОРЕНИЧАХ: ОПЯТЬ?!
Я прекрасно понимаю, что вам уже изрядно надоели перипетии внутрифедерационной и имеющей крайне слабое отношение к игре в футбол борьбе с инакомыслием, иначе именуемой единством помыслов и устремлений, корпоративной этикой и командным духом. В конце концов, нормальному болельщику/читателю совершенно не обязательно знать, чем постоянный член ФФУ отличается от временного, а полноценный член исполкома ФФУ от приостановленного, не говоря уж о прочих тонкостях футбольной бюрократии.
Что ж, как говорило пиво, пора бы уже и к концу подойти, тем более, вы наверняка знаете основную канву. В принципе, то, что произошло и было решено на очередном заседании исполкома ФФУ, прошедшем в облсовете Днепра (ах, какой тут морс готовят!), сводится к двум с половиной пунктам:
1. Убрать с пляжа, простите, с поля трех членов исполкома – А. Бандурко, И. Кочетова, А. Франкова. В смысле, приостановить полномочия до Конгресса 24 мая, который стройными рядами проголосует уже за полное и окончательное изгнание.
2. Вдогонку им отправить три региональные федерации футбола – Киевскую, Одесскую и Полтавскую, а на их место подыскать кандидатов (которые всем известны, хе-хе).
2а. Узаконить трюк, который провернули четыре региональные федерации футбола – Крымская, Ровенская, Закарпатская и Черновицкая, ухитрившиеся бэз пыли бэз шуму самоликвидироваться и тут же самоучредиться в новом качестве, немедленно получив статус временных коллективных членов ФФУ. На Конгрессе станут постоянными. Ну, хоть без удвоения, и то хлеб.
Впрочем, прописанных в пункте 1 персонажей в этот момент в зале уже не было. Зато были мы на оглашении результатов внутреннего расследования по расходам на стройку базы сборных в Гореничах (житомирский выезд из Киева), о коем столь пафосно сообщили СМИ на минувшей неделе – типа получи, фашист, еще одну гранату. На самом деле, решение об этом расследовании было принято исполкомом ФФУ еще 6 ноября прошлого года.
Итоги расследования получились так себе: деньги были, пришли и ушли. Чтобы узнать, как ушли, нужно влезать в архивы министерства обороны, но это невозможно без вмешательства правоохранительных органов. Будем открывать? По этому поводу выступил Александр Иванович Бандурко, один из руководителей ФФУ в годы тех трех траншей (начало 2000-х):
– что расследование, так это хорошо, но оно будет не первое: историю Гореничей уже раскапывали люди Бориса Колесникова, а затем Анатолия Конькова; в излишней доброжелательности их вряд ли можно обвинить, но никакого криминала обнаружить не удалось;
– почему вообще всё протекало настолько сложно: Федерация футбола как общественная организация не имела права записать участок земли на себя, поэтому в сложную конструкцию были включены несколько министерств от обороны до спорта и дел молодежи; преодолеть юридический казус, несмотря на помощь нескольких министров, так и не удалось, хотя работы в Гореничах были начаты и следы их остались по сей день – на том самом злосчастном участке;
– на эти цели с одобрения клубов были израсходованы средства УЕФА в рамках так называемых платежей солидарности – то есть часть бонусов участников еврокубков, которая передается клубам, в еврокубках не участвовавшим, на развитие детско-юношеского футбола; УЕФА внимательно отслеживает, куда расходуются его деньги, так что подобные траты могли произойти только с одобрения Союза европейских ассоциаций, и никак иначе.
В общем, единогласно сошлись на дальнейших проверках и усилении службы внутренних расследований ФФУ – людей там не хватает.
КАК Я ЧУТЬ НЕ ОБОШЕЛ ГРИГОРИЯ СУРКИСА
Вот после этого и состоялся, если так можно выразиться, пункт 2 повестки дня. В последнее время так повелось, что необходимые бумаги вручают членам исполкома на входе в зал заседаний, но никак не раньше. Или те, кому надо, и без того всё знают? Вы не подумайте чего – о том, что «очным» заседаниям исполкома не хватает подготовки, времени для изучения и анализа документов, я говорил всегда, с первых дней своего пребывания в этой почтенной организации. Да только крыловский афоризм про воз сотый раз приводить не хочется.
Вот и сейчас. Ну кто был готов всерьез обсуждать вопрос исключения региональных федераций? Кому предоставили какие-то юридические заключения по этому поводу? Так в повестке дня на предполагаемый второй день числились еще и бюджетные вопросы ФФУ, которые вообще без цифр, без подсчетов – никак!
Это если не предположить, что значительной части исполкома вообще-то по барабану, за что голосовать, главное, чтоб отвечать не пришлось. Они обижаются, когда им на это указываешь, и нежно так напоминают, что в единой команде принято доверять руководству. «Доверяй, но проверяй» – не наш метод. Равно как и припоминание позиции в 2012 году – «Геть Франкова з футболу!»
Оглашение приговора много не заняло. Все были примерно в курсе претензий к вышеозначенной троице сепаратистов-раскольников-динамовских шпиёнов, тем более ФФУ успела к моменту начала заседания (начало девятого вечера) накопить заочное заключение комитета по этике и честной игре; заочное заключение комитета по развитию футбола в регионах; заочное заключение юридического комитета, по такому поводу собравшегося впервые за добрую пару лет; 32 письма коллективных членов ФФУ и Ассоциации спортивных журналистов Украины имени М.Волобуева!
Единственное, я так и не понял – АСЖУ входит в 32 (она тоже член, чтоб вы не сомневались) или прописалась отдельно? Почему это достаточно принципиальный вопрос? Дело в том, что когда в сезоне-2010/11 пытались снять президента ФФУ Григория Михайловича Суркиса, то нужно было организовать экстренный Конгресс – так вот в поддержку этой идеи высказалось 33 коллективных члена! Превзошли мы Суркиса по масштабам функционерской любви или нет? Занятно. В любом случае, в то время АСЖУ еще не членствовала.
А чем тогда вся битва за «избушку лесника» завершилась, помните? Правильно, пришел лесник, то бишь УЕФА, и навел порядок, после чего коллективные члены вздохнули с явственным облегчением.
В общем, продолжу исключительно от своего имени. В предоставленном мне слове с трудом удержался от предъявления последнего желания – сигару и бокал виски, пожалуйста! Вместо этого коротко (хотя председательствующий Андрей Васильевич Павелко решительно отмел ограничения по регламенту для троих обвиняемых) сказал о том, что не испытываю ни малейших иллюзий. Всё тут предрешено, тем более вопросы этики и имиджевого ущерба крайне скользки и на 99 процентов зависят от позиции оценщика. Так что, последний раз, дорогие коллеги (последний раз дорогие или последний раз коллеги? Коллеги...), стряхните уже с пальцев эту мерзость, исполняйте свой долг, хотя и помните – завтра на моем месте может оказаться любой из вас, например, ваше место приглянется какому-нибудь нужному человеку.
Вообще, поймите одну вещь – не нужно здесь устраивать вторую и третью серию Лозаннского Спортивного арбитражного суда, перебирая многократно приведенные и уже донельзя уработанные аргументы! Определитесь с принципиальным, с тем, что мы сейчас реально обсуждаем: имеет право член исполкома ФФУ на свою точку зрения вместе с правом отстаивать ее в любых инстанциях или же нет. Круговая порука или требование единства – проставьте-ка акцентик! Мариуполь-Киев, Крыжополь-Чорткив – в данном контексте не важно, важно то, что происходило в последние дни со всеми этими письмами и декларациями в лучших традициях партии большевиков: не пнуть, так плюнуть, но отметиться в любом случае! Спасибо, врагами народа никто не назвал.
В полутора десятках последовавших выступлений членов исполкома идея фиктивности всех этих телег и бумаг была решительно отметена (собирались! Обсуждали! Голосовали! В едином порыве!), а вот в остальном, как я и предполагал, мои слова предпочли не услышать. Большую часть времени уже в районе полуночи доказывали, что в Мариуполе играть не только можно, но и нужно было – хотя бы потому, что на улицах детки в колясочках ездят, ну и единство страны само собой.
Я не спорю. Разве что вежливо интересуюсь: «А в какой инстанции обсуждают неэтичность комитета по этике?» Есть там о чем поговорить, благо основным пунктом обвинения как раз и осталась НЕЭТИЧНОСТЬ участия в Лозаннском суде не на стороне ФФУ.
Харьковчане вы мои выездные. Прислали заключение в ночь с четверга на пятницу – изволь подготовиться, времени у тебя вагон в самом что ни есть прямом смысле. Вагон скоростного поезда «Тарпан».
Итоги голосования: три против приостановления, остальные – за. В моем случае три это Бандурко, Кочетов и глава Одесской федерации футбола Петр Чилиби, приготовленный для экзекуции в следующем пункте повестки дня. Выдохи «Извини!» имели место быть, но я ни в коем случае никого не обсуждаю и не осуждаю. Хотя для того и доводили до голосования – слово молвить да в глаза посмотреть. Вгляделись...
Эмоции? Усталость и легкая печаль, в том числе и по поводу «три против» – признаться, рассчитывал на немножко больше. Тем более за время пребывания в исполкоме так и не сумел понять, чем же там людям настолько медом намазано и во имя чего за это место нужно держаться! Оно и легче будет без исполкома, работы-то валом, но способ расставания, конечно, хочется подбирать иной. Более, так сказать, своевольный.
Ну а потом без лишних временных затрат и трех бывших исполкомовцев кышнули три федерации футбола – Киевскую городскую, Полтавскую и Одесскую. Чего-то там они, по мнению руководства Федерации центральной, нарушили – «не исполнили обязанности члена ФФУ». Любопытно продолжение:
«Комитету по развитию футбола в регионах ФФУ (кто такие «регионы ФФУ»? Ну почему не ставить ФФУ на то место, которое положено ей и в русском, и в украинском языке – то есть сразу после комитета?! ) осуществить поиск и изучение кандидатов для присвоения статуса региональной федерации футбола в городе Киеве, Одесской и Полтавской областях».
Ох, долго же им искать придется – если учесть, что альтернативные федерации уже давно «легли и просют»! Так и представляю выездные зондеркоманды с овчарками, натасканными на запах футбольной бюрократии, которые шарят по окрестным лесам. И внезапно находят посреди Киева ценную федерацию с восемью участниками – ура, наконец-то! В надежде, что остальные киевляне резко обо всем забудут и потянутся на запах дотаций.
Мерзейшее чувство предопределенности исхода. Иногда так противно быть умным.
Ну а мы пока подумаем об учреждении третьей ФФ Киева – хрена ль, почему не довести до абсурда! – или об альтернативной ФФУ. Благо ничего святого больше нет. Есть только власть.
О, чуть не забыл. Знаете, в чем заключалось фундаментальное отличие этого заседания исполкома от всех прочих? Телевидение снимало всю первую часть! Демократично, хотя вопрос тот еще – как и где монтаж осуществлять будут, оно ж целиком в любом случае в кретиноскоп не поместится. И почему только в этом случае дозволено было.
Я даже интервью потом дал, но, простите уж, не смотрел. Переключился на футбол. Обычный небольшой футбол.
В воскресенье было весело. Очень.