Игор Гьюзелов: Чутанг однажды чуть не замерз, а Деметрадзе всегда и везде шутил
В Украине этого македонского защитника могут помнить болельщики со стажем по выступлениям за "Металлург". Но в его биографии значится и определенный период в "Шахтере". Правда, в составе "горняков" Игор Гьюзелов сыграл не густо - всего пару официальных матчей, которые пришлись на чемпионский сезон 2001/2002.
Чем теперь занимается Гьюзелов и какие воспоминания у него остались о Донецке, Украине и своей футбольной карьере? Terrikon.com случайно нашел контакт с Игором и выяснил ответы на эти вопросы.
Нынешний чемпионат Украины заметно слабее, чем в первой половине 2000-х
- Игор, вы завершили карьеру в 2011 году и как-то исчезли из поля зрения журналистов и болельщиков. Как сложилась ваша жизнь вне игровой карьеры?
- По окончании футбольной карьеры я пошел на тренерские курсы, которые успешно окончил. Я получил дипломы "В" и "А", а также Pro-лицензию. Я проучился четыре года, после чего стал тренером-скаутом для одного агентства вместе с Братиславом Ристичем (также экс-игроком донецкого "Металлурга" - прим.авт.). Это спортивное агентство из Сербии.
- Удается ли вам следить за украинским чемпионатом сейчас? Как бы оценили его уровень?
- Я слежу за некоторыми матчами. Качество игры, конечно, не очень высокое. Но "Шахтер" и "Динамо" продолжают усердно и хорошо работать. Особенно "Шахтер". У них очень хорошо работает команда скаутов, которые находят хороших футболистов, в том числе, и в Латинской Америке. Именно такие игроки составляют атакующую линию. Ставку в обороне делают на украинских защитников. "Динамо" Киев меняется, особенно это касается задней линии. У них другая философия. Они приглашают легионеров в защиту, а атаку пытаются формировать из украинских футболистов, своих воспитанников. К сожалению, на состояние чемпионата повлияла и война в Донбассе. Это очень грустно.
- Стал ли чемпионат Украины сильнее или слабее по сравнению с тем периодом, когда вы в нем играли?
- Уровень изменился (Гьюзелов перешел с английского на русский - прим.авт). Чемпионат раньше был сильнее. Не только "Динамо" и "Шахтер" были сильными командами. Тогда был "Металлург", был "Днепр". "Металлист" и остальные команды также были сильными. Тот же "Черноморец" или "Ильичевец". Играло очень много классных футболистов. Раньше чемпионат был однозначно сильнее, а сейчас осталось только две команды хорошего уровня и все.
- В попытках вернуть зрелищность чемпионата, в УПЛ решили поменять формат: 12 клубов и деление на шестерки. На ваш взгляд, удачная идея?
- Этот формат в Бельгии практикуется уже долгое время. Но у него тоже есть свои плюсы и минусы. Допустим, у тебя есть перевес в 10 очков, но потом они делятся пополам и твой отрыв от преследователя равен уже пяти очкам. Такой формат хорош для клубов, которые борются за выживание - их шансы спастись немного возрастают. А вот для борьбы за чемпионство это не очень хорошо, если только разрыв между соперниками небольшой.
Яремченко даже не здоровался со мной на тренировках
- Вы перешли в "Шахтер" в 2001 году, с чего и началась ваша украинская история. Кто вас пригласил и как осуществлялся этот трансфер?
- Да, в 2001-м году я стал игроком "Шахтера", куда перешел из сплитского "Хайдука". За два сезона в "Хайдуке" я стал чемпионом Хорватии, также мы брали Кубок страны... Видишь, опять на английском заговорил (улыбается). В то время я был одним из лучших защитников в хорватском чемпионате. Представители "Шахтера" следили за мной. Вроде бы, приходили на четыре игры, чтобы посмотреть меня в деле. В то же время, у меня были и другие предложения, не только из Донецка. Точно знаю, что интересовались "Кельн" из Бундеслиги, "Гент" из Бельгии и австрийский "Штурм". Но я предпочел "Шахтер", потому что это был самый амбициозный клуб.
- Несмотря на это, вы в "Шахтере" сыграли только два матча. Почему?
- В то время там было достаточно сильных защитников: Окоронкво, Ассан Ндиайе, Попов Сергей, Дайнюс Глевецкас... Меня подержали 2-3 матча, и когда я должен был играть, как раз получил травму и выбыл на два месяца. Потихоньку я восстановился, но сыграл всего две или три игры. Потом наступили перемены, но зимой я уже не хотел оставаться в команде, понимая, что шанса уже не получу.
Я начал искать другой клуб. И тут меня позвал президент. Мы поговорили, и он сказал: "Игор, останься. Возможно, придет другой тренер, ты получишь свой шанс. Продолжай тренироваться и все получится". Я остался еще на шесть месяцев. Пришел Невио Скала. Но у меня снова ничего не получилось. Я сидел на "банке" и уже твердо решил, что покину клуб. Я уже не мог больше ждать, ведь потерял один год.
- В 2001 году команду тренировал Валерий Яремченко. Что у вас с ним не срослось?
- Я потерял этот год "благодаря" ему. Он вообще был против меня и не хотел видеть меня на базе. На тренировках он даже не здоровался со мной. Даже не смотрел в мою сторону. У него был подход, будто он великий тренер и всего уже добился. С самого начала он был против моего приезда в Донецк. Он даже поругался с Прокопенко из-за меня и они долго не разговаривали.
- Тем не менее, вы были в составе "Шахтера" в исторический сезон: команда впервые выиграла чемпионат Украины. Храните ту медаль?
- Да, мы стали чемпионами. Я был на награждении в Донецке и до сих пор храню ту медаль. Но, как чувствовать себя при таком раскладе? Да, я немножко поучаствовал в процессе получения этой медали, но не чувствовал себя полностью причастным к этой заслуге. В тот момент я думал только о том, как уйти из команды. В этом порыве меня никто не мог остановить.
Чутанг однажды зимой надел футболку с коротким рукавом и еле доиграл первый тайм
- В конце концов, вы из "Шахтера" ушли. Ушли в "Металлург", который тогда был на хорошем ходу, и с которым вы выиграли бронзовые медали чемпионата...
- Сезон закончился, пришла пора летних сборов. Я вернулся в расположение "Шахтера". И как раз в это время Олег Мкртчан, будучи в хороших отношениях с нашим президентом, видимо, проявил интерес ко мне. Ринат Леонидович часто бывал на тренировках команды. После одной из них он подозвал меня к себе. Говорит: "Игор, познакомься, это президент "Металлурга". Мкртчан сразу спросил: "Хочешь играть у нас в "Металлурге"?". И я сразу, даже не задумавшись, ответил, что хочу. На следующий день приехал в офис "Металлурга", подписал контракт и вот так получилось.
- Что запомнилось больше всего из "металлургического" периода?
- Два раза выигрывали "бронзу" чемпионата, играли регулярно в еврокубках... Такой период - незабываемый. Так что в "Металлурге" было очень хорошо. В "Шахтере" тоже были комфортные условия, просто мне не повезло и я не играл. Тем не менее, я не жалею, что перешел в "Шахтер". Наверное, это была судьба.
- В тот период в "Металлурге" было много балканских футболистов. Как вы находили общий язык друг с другом? Были конфликты?
- Когда я пришел, там не было много балканцев. Тогда еще был только один футболист, а вот после меня уже начали приезжать и другие футболисты с Балканского полуострова. Видимо, руководители увидели сильные качества этих игроков и тут понеслось. В какой-то период было человек 12 с Балкан. В общем, бардак (смеется).
- В "Металлурге" вы работали с самым молодым украинским тренером-профессионалом того времени - Александром Севидовым. Чем он вам запомнился?
- Когда я пришел в "Металлург", тренером был Альтман. Хороший тренер, прекрасный человек. Но о Севидове я тоже могу сказать сугубо положительные вещи. Тогда да, он был молодой, но мы все друг друга поддерживали. Он верил в нас, а мы в него. За счет этого все получалось. Мы были компактной дружиной и все было хорошо.
- Один из ваших бывших партнеров по команде рассказывал, что Бернард Чутанг удивил посетителей одного из торговых центров Донецка. Он купил джинсы в магазине и начал их тереть прямо об пол. А кто еще был таким "чудиком" в "Металлурге"?
- Чутанг пришел в команду вместе со мной. Что он там делал в магазине, я не знаю. Помню, что как-то было холодно и мы играли где-то на выезде. Он вместо футболки с длинным рукавом надел футболку с коротким. Дескать, я холода не боюсь. А потом он чуть не замерз. Еле выдержал и футболка с длинным рукавом его уже не спасла бы. В итоге, его поменяли на второй тайм.
- А правду говорят, что Георгий Деметрадзе был душой компании в том "Металлурге"?
- Да, Жору хорошо помню. Он хороший человек и футболист. Был чемпионом в трех странах. И в Испании играл, но травмы помешали развитию его карьеры. В "Металлурге" он классно играл. И все время шутил. Во время матча, на тренировках, в раздевалке, на собраниях - везде и всегда шутки и шутки. Короче, Жора - веселый парень.
- Как вам жилось в Донецке в первой половине 2000-х?
- Это был большой и красивый город. Хотя сначала мне не очень понравилось - старые дома, квартиры не очень комфортные, все как-то серо и темно. Но я был настроен оптимистично. Сначала жил два месяца на базе у "Шахтера". В город вообще не выходил. А потом уже привык, обжился. Но город расцвел где-то с 2006-го года. Если сравнить с первой половиной 2000-х, то это небо и земля. И город тогда хорошо шагнул в своем развитии, и футбол вышел на совершенно другой уровень.
"Я мог стать игроком "Сарагосы", но испанцы не договорились с "Хайдуком"
- После пяти лет в Украине вы уехали в Израиль, но там надолго не задержались. Что случилось?
- В Израиль я ехал на небольшой контракт - на шесть месяцев. Закончилось то соглашение и я получил статус свободного агента. Я свою локальную задачу выполнил - клуб остался в лиге и нам тогда даже чуть-чуть не хватило до попадания в еврокубки. Так что, все там у нас было нормально.
- Последним клубом в вашей карьере стал бельгийский "Серкль Брюгге". Как сложился для вас бельгийский этап?
- После Израиля я стал свободным агентом. Очень интересным тогда был трансферный рынок. Мне было 30 лет и с моим опытом меня пригласили в Бельгию. Я сразу подписал контракт на три года, а потом подписал новый договор и играл еще два года. В итоге, пять сезонов провел в "Серкль Брюгге".
- Сложно было адаптироваться к бельгийскому футболу?
- Качество чемпионата Бельгии было на высоком уровне. Были очень хорошие команды: "Андерлехт", "Брюгге", "Стандард", "Гент", "Генк"... Игроки со всего мира играли в Бельгии, все города очень близко расположены друг к другу. Лига интересная, стадионы полные и с каждым годом становится все лучше. Физически чемпионат на серьезном уровне. Там вообще физические данные на первом плане, а уже потом идут технические аспекты.
- О чем вы жалеете в своей карьере?
- Своей карьерой я доволен. Но уверен, что мог бы сделать больше, но очень много травм мне помешали. Я не смог дать свой максимум, но в целом, я доволен.
- Вы упомянули об интересе "Кельна", "Гента" и "Штурма". А были еще истории с клубами, в которых вы могли оказаться, но не перешли?
- Когда я подписал контракт с "Хайдуком", мы играли матч Кубка УЕФА с люксембургской командой. Там приходили смотреть на одного футболиста представители большого количества клубов. Среди них были представители "Сарагосы". И они приступили к переговорному процессу относительно моего трансфера, но не сошлись с "Хайдуком". Был очень большой шанс попасть в Примеру. Эту историю все знают в клубе, после игры представители обоих клубов вели переговоры, но не договорились о цене...
- Что бы вы поменяли в правилах футбола?
- Я думаю, каждая Федерация должна иметь свой лимит на зарплату для домашних игроков и легионеров. В Европе должен быть установлен такой лимит. Нужно играть честно по финансовым правилам. Плюс, я бы дал шанс маленьким странам попасть на чемпионаты Европы и мира. Но создать такие условия непросто. Поэтому, изменить что-то сейчас при всех этих механизмах, будет сложно.
Даниил Вереитин, terrikon.com