24 липня 2002 12:02

Ващук: "Я капитан не корабля, а футбольной команды"


Летом 2002-го защитник стал не только капитаном, но и отцом...

Пожалуй, появление на капитанском мостике "Динамо" Владислава ВАЩУКА вместо травмированного Александра Головко удивило немногих. Ведь до этого Ващук был вице-капитаном и помогал Александру руководить командой на зеленом газоне. Теперь либеро столичного гранда уже сам выводит команду на поле.

"Я покрикиваю на партнеров и без капитанской повязки"

- Владислав, какое понятие ты теперь вкладываешь в слово "капитан"?

- Капитан - это тренер на поле. Если тренер может подсказать в перерыве, на занятиях, то в игре прежде всего это может сделать капитан. То есть он выступает как помощник тренера. Капитан очень ответственная должность, нельзя просто так приехать потренироваться и уехать. Каждую минуту капитан должен чувствовать, как много от него зависит.

- Раньше капитану приходилось решать и бытовые вопросы. Поскольку сейчас у футболистов существуют контракты, то, наверное, и бытовые проблемы отпадают сами по себе?

- Действительно, нынче у каждого игрока существует контракт, условия которого оговориваются между ним и президентом клуба. Там расставлены все акценты, и вникать мне в эти вопросы не надо, поскольку я капитан не корабля, а футбольной команды.

- А если, предположим, надо собрать команду и вместе куда-нибудь поехать отдохнуть? Инициатива должна исходить от тебя?

- Дело в том, что у нас очень мало свободного времени. Раз в неделю мы имеем возможность побывать дома, и поэтому многие стараются провести лишнюю минутку с семьей, детьми или друзьями. А то получается, мы видим целыми днями одни и те же лица. И на отдыхе то же самое. Надо ведь немного разнообразить свою жизнь. Да, когда у кого-то день рождения, то мы собираемся вместе и празднуем, но ведь это не личная инициатива капитана.

- А партнеры не подходят посоветоваться, спросить о чем-то?

- Конечно, по чисто рабочим моментам всегда возникает масса вопросов, которые приходится решать в экстренном порядке. То ли уточнить распорядок дня, то ли получить какую-то спешную информацию.

- Капитан на поле должен подстегивать, руководить футболистами. Ты можешь прикрикнуть?

- Я вне зависимости от того, был ли капитаном или нет, всегда это делаю. Просто у меня позиция на поле, где надо иногда и прикрикнуть и четко расставить ребят по своим точкам, подсказать в нужную секунду, держать нити игры в своих руках. Даже когда Саша Головко был капитаном, он мог что-то решать с судьей, а вот по игре на поле все подсказки исходили от меня. Как говорят, должность либеро обязывает меня не молчать на поле.

- А как у тебя с арбитрами происходит общение?

- На поле с судьями очень мало старался контактировать. У них своя работа, у нас своя. Теперь на поле отношения у нас стали более доверительными. Но в споры все равно не вступаю, арбитр ведь всегда прав и никогда не меняет своего решения.

- А как насчет международных матчей? С английским у тебя как?

- Что-то всех в последнее время волнует языковой барьер. По-моему, футбольный язык понятен сегодня всем и без перевода. Мне ведь не надо будет рассказывать арбитру встречи о своей семье, о своих притязаниях, о том, как и где мы готовились к очередному матчу. Того багажа футбольных знаний, который у меня есть, вполне достаточно для того, чтобы вывести команду на поле, выбрать половину поля и ворота.

- А когда есть какие-то спорные нарушения?

- С судьями-иностранцами тем более не стоит ввязываться в пререкания. Вы знаете хотя бы одного арбитра, который бы менял свои решения?

- Стал ли для тебя неожиданным выбор партнеров?

- Немного. Хотя я не могу сказать, что ожидал этого. Ведь среди кандидатов были те же Валентин Белькевич, Саша Хацкевич, Саша Головко. Но если ребята выбрали, значит, доверяют.

- Как проходили выборы?

- Это было тайное голосование. Каждый из футболистов написал на листочке бумаги три кандидатуры, и по количеству голосов тренеры подсчитали, кто стал первым.

- А за кого ты голосовал?

- Это же тайное голосование. Поэтому пускай оно таковым и остается.

- Был ли у тебя разговор с Головко после выборов? Как он к этому отнесся?

- Очень спокойно. Я ведь во времена Сашиного капитанства был вице-капитаном, и, думаю, не стоит искать в этом какие-то подводные течения. Я ведь ничуть не изменился. Фамилия та же, играть стараюсь не хуже, вот только ответственности прибавилось. Головко сейчас травмирован и еще не приступал к тренировкам, поэтому общаемся мы с ним чаще по телефону. Никаких обид у него нет. Это рабочие моменты, и праздника по поводу выборов капитана никто не устраивал.

- Когда тебя избрали капитаном, что тебе сказал Алексей Михайличенко?

- Тренеры требуют, чтобы мы хорошо играли и показывали необходимый результат. Когда он есть, то очень быстро забывается все плохое и хочется двигаться вперед.

- У тебя есть вице-капитаны. Ты их сам выбирал или команда?

- Помню, кто-то из журналистов написал, что Ващук сам себе выбрал вице-капитанов. Да не выбирал я никого и не назначал. Это два человека, которые набрали чуть меньше голосов -- Валентин Белькевич и Александр Шовковский.