Откуда берутся такие, как Павелко? Версия Оруэлла
Иван ДЫВАК, «Футбольный клуб»
Почти 70 лет назад Джордж Оруэлл написал шедевральный роман-антиутопию «1984». Уникальность этого произведения в поразительно точном описании модели тоталитарного будущего.
Описанные Оруэллом методы управления и манипулирования обществом ныне активно применяются властями России и Северной Кореи. Но оказывается, базовые постулаты «1984» имплементируемы и куда в меньших масштабах.
Пусть и с сомнительным успехом, но пребывание Андрея Павелко во главе Федерации футбола Украины это подтверждает.
ДВОЕМЫСЛИЕ. «Говорить заведомую ложь и одновременно в нее верить, забыть любой факт, ставший неудобным, и извлечь его из забвения, едва он опять понадобился, отрицать существование объективной действительности и учитывать действительность, которую отрицаешь, – все это абсолютно необходимо» («1984»).
Виртуальный образ Павелко может быть и выглядел бы вполне пристойно, соответствуя имиджу заботливого руководителя, если бы не повседневная практика двойных стандартов, ангажированности и наперсточности.
Помнится, одной из фишек его предвыборной кампании была прозрачность в управлении футбольным хозяйством страны: «...речь идет о понятных, четких, публичных и не подвергающихся сомнению или обвинению в лоббировании или каких-то непубличных договоренностях принципах» (matchday.ua, 20.02.2015).
Что вышло на деле? ФФУ превратилась в организацию по обслуживанию корпоративных интересов одного клуба. Иначе как объяснить полное игнорирование ее дисциплинарными органами «бойцовских качеств» Дарио Срны, Бернарда и других горняков; ситуацию со скандированием фанатами оранжево-черных нацистских лозунгов, за что им закрыли гостевой сектор аж… на одну игру; случай с Паулу Фонсекой, активно прессовавшим арбитра Сергея Бойко после скандального матча с «Зарей» и получившим лишь матч дисквалификации?..
Это далеко не полный перечень доказательств особых отношений ФФУ и «Шахтера». Не понравился горнякам газон стадиона ФК «Полтава» в четвертьфинале Кубка Украины-2016/17 – федерация подсуетилась и присудила техническое поражение полтавчанам. Угрожал гендиректор «Шахтера» Сергей Палкин арбитру – Комитет этики и честной игры как в рот воды набрал…
Кстати о КЭЧИ. При Павелко этот орган превратился в декоративную структуру, хотя его апгрейд сопровождался космической бравадой: «По моему мнению, это будет наша гордость в Украине. Были привлечены лучшие специалисты по борьбе с договорными матчами из Серии А и Ла Лиги. В этом плане у нас будет задача дать им все возможности проявить свои знания в Украине. У нас будут представители Европарламента, парламентов европейских стран. Надо применить лучшие наработки по борьбе с договорными матчами и коррупцией в футболе. Такой состав, такие имена даже нельзя сравнить с другими антикоррупционными органами», – бодро рапортовал глава ФФУ (ТВ-канал «Футбол 1», 27.03.17).
Парадокс. Такие сильные специалисты, вооруженные «Законом Павелко», но к ответственности почему-то никто так и не привлечен. Более того, создается впечатление, что определенные лица из Дома футбола покрывают сомнительные игры с букмекерами. Болельщики, например, до сих пор ждут разбирательств по поводу договорняка «Ильичевец» – «Горняк-Спорт».
ДВУХМИНУТКА НЕНАВИСТИ. «… Он был самым большим предателем, первым, кто запятнал чистоту Партии. …Все ненавидели и презирали Гольдштейна… ежедневно, тысячу раз в день, с трибун, с экранов мониторов, со страниц газет и книг его теории опровергались, разоблачались, высмеивались, выставлялись на всеобщее обозрение как жалкий вздор…» («1984»).
Но в полный рост молодая поросль ФФУ показала себя, едва встал «мариупольский вопрос». Дом футбола тут же присоединился к пропагандистской кампании «Шахтера» против клуба «Динамо», посмевшем настаивать на своем праве безопасного визита в Мариуполь в преддверии Дня независимости.
Подключив административный аппарат, ФФУ сделала все, чтобы к логотипу «Динамо» приклеился ярлык предателя, труса и сепаратиста. Театральности скандалу придавали обвинения в адрес киевлян со стороны Павелко, который то и дело возникал на трибунах стадиона Мариуполя, стало быть, в зоне проведения АТО.
«Герои АТО, а среди них есть и «киборги», вспомнили о недавних заявлениях нескольких клубов Премьер-лиги. Те отказываются ездить на матчи в Мариуполь в новом сезоне, поскольку там якобы небезопасно. …Сами они рискуют жизнью ежедневно и искренне не понимают, почему футболисты опасаются футбольного матча в мирном Мариуполе. Их слова глубоко тронули меня, поэтому я принял решение: лично поеду на матчи в Мариуполь в автобусах клубов, которые боятся и ставят под сомнение, что Мариуполь – это Украина», – пафосно писал Павелко на своей страничке в Facebook (14.06.17).
МИНИСТЕРСТВО ПРАВДЫ. «Ты понимаешь, что прошлое, начиная со вчерашнего дня, фактически отменено? Если оно где и уцелело, то только в материальных предметах, никак непривязанных к словам, – вроде этой стекляшки. Ведь мы буквально ничего уже не знаем о революции и дореволюционной жизни. Документы все до одного уничтожены или подделаны, все книги исправлены, картины переписаны, статуи, улицы и здания переименованы, все даты изменены. И этот процесс не прерывается ни на один день, ни на минуту. История остановилась. Нет ничего, кроме нескончаемого настоящего, где партия всегда права» («1984»).
В последнее время все очевиднее становится задумка Павелко – превратить ФФУ в эдакое министерство футбола, деятельность которого подчинена отнюдь не регламентациям ФИФА и УЕФА, а бюрократической конъюнктуре.
Не случайно к реализации подобных задач привлекаются кадры с соответствующей репутацией – первый вице-президент ФФУ Вадим Костюченко с поддельным дипломом международника или глава КДК Андрей Шумилов, обвиняющийся в подлоге юридических документов. Добавьте к ним дисквалифицированного судом Лозанны Евгения Красникова, и основной критерий селекции Павелко станет очевиден.
АБСОЛЮТИЗМ В УПРАВЛЕНИИ. «Жизнью мы управляем, Уинстон, на всех уровнях. Вы воображаете, будто существует нечто, называющееся человеческой натурой, и она возмутится тем, что мы творим, – восстанет. Но человеческую натуру создаем мы» («1984»).
Тоталитарная система не терпит дискуссий и компромиссов. В ее основе – личная преданность и лояльность. Павелко выстраивает отношения с футбольными регионами именно по этому принципу, устроив тотальную чистку рядов.
Воспользовавшись активным процессом реорганизации областных федераций, он продвигает на руководящие посты только «нужных» ему людей. Неугодных убирают путем использования админресурса, шантажа и угроз. Там, где местный актив не удается переломить через колено, задействуется другой механизм – создается параллельная организация, которую ФФУ впоследствии принимает в свои ряды вместо непокорной ячейки.
Жертвами диктатуры Павелко уже стали Тернопольщина, Львовщина, Полтавщина, Киевщина, Херсонщина, Черкасщина, Закарпатье, Житомирщина, Харьковщина, Одесщина. Чудом пока устояла Волынь, как противостоит орде варваров и гордый Киев.
Особо цинично эти процессы выглядят на фоне нового курса УЕФА, направленного на налаживание отношений с национальными лигами и поиск новых точек соприкосновения с национальными ассоциациями.
«СВОБОДА – ЭТО РАБСТВО». Один из партийных догматов по Оруэллу, чей смысл как раз в обратном: рабство – это свобода. То есть, только человек с идеологическими убеждениями, не обремененный мыслями о самоопределении, обретает истинную свободу. За него все решит система.
Вот и Павелко, принимая решения от имени ФФУ, постоянно умиляет нас предсказуемым и легко читаемым волюнтаризмом. Мало того, что откровенный плагиат заслуг своих предшественников он выдает за нечто уникальное, постоянно повторяя – «впервые». Но дело дошло уже до того, что в кабинетах решается судьба не только региональных федераций, но и состав участников национальных соревнований.
Еще свежи в памяти перипетии с повышением в классе ровенского «Вереса», который был заведен в УПЛ «через колено». Налицо – разрушение спортивного принципа, по которому в элиту должна была выйти «Десна». Она не прошла аттестацию, зато «Верес» никаких проблем не испытал, не располагая даже домашним стадионом!
ЭПИЛОГ
Путь, избранный Павелко сотоварищи, вгоняет украинский футбол в стагнацию и, увы, неизбежную депрессию. По мере распространения подобной практики не только ручного, но и неквалифицированного управления чувство безысходности в глазах публики и даже самих участников соревнований будет только нарастать.
Стало быть, все так плохо и выхода нет?
Ответить на данный, никем пока не заданный вопрос я могу цитатой главного героя романа «1984» Уинстона Смита: «Вас ждет крах. Что-то вас победит. Жизнь победит!»