10 червня 2002 12:57

Москва, Манежная площадь: хроника пьяного безумия


"Поражение сборной России от японцев привело к беспорядкам в центре Москвы" - не верьте тому, кто скажет вам нечто подобное. Крах наших в Йокогаме и ужас на Манежной площади не связаны друг с другом ни на йоту. А если вам так уж необходима причинно-следственная связь, то вот она: погром в центре столицы обусловлен моральным уродством существ, являющихся частью нашего общества, и близорукостью московских властей.

Впрочем, на них лежит лишь косвенная вина. Толпы людей, стекавшиеся в воскресный день в центр умытой дождиком столицы, поначалу только радовались отсутствию знакомых каждому болельщику досмотров и обысков. Барабаны, плакаты и флаги с древками неограниченной длины - пожалуйста. Трещотки, дудки, шарфы и - внимание! - пиво в любом количестве и упаковке никто не отбирал и не запрещал. Движение на Т-образном пересечении Тверской, Моховой и Охотного ряда перекрыли, правда, не сразу, а лишь минут за 10 до начала трансляции.

В итоге перед изумленным бронзовым маршалом Жуковым собралось 20-25 тысяч человек. Телевизионщики тесной группкой расположились в самом центре, на шаткой крыше строительного павильона над подземным торговым центром удовлетворенно расселись строители в фирменных куртках и даже с видеокамерой. Было много женщин и, к счастью, совсем мало детей...

Большой экран возле гостиницы "Москва" давал очень четкую картинку, которую, пожалуй, можно было разглядеть даже от Центрального телеграфа - а это метров пятьсот, не меньше. И именно при взгляде на телеизображение впервые возникло какое-то недоброе предчувствие: компания ТВС (то есть 6-й канал) не придумала ничего лучше, чем рекламировать свою кинополитику роликом, в котором бородатый мужик бейсбольной битой крушит стекла в новеньком автомобиле. Толпе нравилось. Еще почти трезвые крики "Рос-си-я!" в этот момент сменялись куда более громким и слаженным гулом. А показали злосчастный ролик перед началом матча не раз и не два.

"Если бы была возможность телепортировать эмоции, духовную энергию такого количества людей туда, в Йокогаму, - наши наверняка выиграли бы", - мелькнула перед самым стартовым свистком по-детски наивная мысль. Чуть позже выяснилось - далеко не все пришли посмотреть матч: футбольные эмоции изначально присутствовали у трех четвертей собравшихся, не больше. Увы, во втором тайме эти эмоции у многих сменились страхом или пьяной агрессией. Люди или разбегались в панике, или, меняясь на глазах, лезли в самую гущу событий, туда, откуда изредка выпадали их окровавленные собратья.

Вот краткая хроника того, что происходило вчера на Манежной площади.

Еще до начала игры группа подростков вскарабкалась на газетный киоск перед самым экраном. Их становилось все больше и больше, пока они не начали падать оттуда на руки тех, кто остался внизу. Кому-то размахивающая флагами молодежь заслонила изображение, и в кучку людей на киоске полетела пивная бутылка. Первая в этот вечер, но далеко не последняя. Она повлекла за собой кровь - тоже первую, увиденную нами в этот вечер.

10-я минута матча. Кто-то запустил над толпой надутые презервативы. В них тоже полетели бутылки - уже не потому, что они мешали смотреть футбол, а ради потехи. Еще через пару минут оказались выбиты два окна в гостинице "Москва", а вскоре полеты бутылок над головами людей стали регулярными.

15-я минута. Вчера нам не был нужен внешний враг - скука и алкоголь разожгли огонь там, где не было даже искры. Говорим так потому, что в течение трех часов не видели на Манежной площади ни японцев, ни других представителей монголоидной расы (хотя потом, вернувшись в редакцию, узнали, что в Москве были избиты пять японских студентов). Единственное лицо с характерным разрезом глаз в первом тайме наблюдало за игрой со второго этажа ресторана "Националь". После перерыва, когда на площади развернулась настоящая драма, исчезло и оно.

Более того, в толпе почти не было милиции. Позже стало ясно - и слава Богу! Если бы люди в сером решили покачать права в разгоряченной толпе - жертв было бы гораздо больше.

30-я минута. И все же бойня еще не началась. Кто-то пустил по рукам настоящий футбольный мяч. Выглянуло солнце, и тесно стоящим людям стало жарко. Пиво потекло еще более мощным потоком - его запасы благодаря работавшим у метро "Охотный ряд" киоскам не истощались.

Перерыв. Антияпонских лозунгов и так было немного, а в перерыве они стихли совсем. В самом центре человек пятьдесят нестройно затянули российский гимн. Корреспондент ОРТ в непосредственной близости от нас отработал в прямом эфире - сюжет проецировали на экран. Судя по всему, лица довольных москвичей сидящим в студии понравились. Сразу после окончания репортажа закрепленную на машине телеантенну сбили бутылкой. Затем спряталось солнце - и началось.

51-я минута. Японцы открывают счет.

55-я минута. Гол толпа перенесла стоически - мат, стон сквозь зубы, в лучшем случае молчание. А затем, безо всякой связи с происходящим на экране, на головы людей обрушилась бутылочная канонада. Понять, кто, в кого и за что бросает "стеклянную смерть", было невозможно. На экран больше никто не смотрел - люди пытались увернуться от бутылок-убийц, не зная, с какой стороны они прилетят. Рядом вскрикнула девушка - из головы ее парня брызнула кровь. В трех метрах перед нами бутылка попала в голову технику телевидения. Он залепил рану куском бумаги и продолжал отгонять пьяных от спутниковой антенны. Бесполезно - их не пугала даже перспектива утратить детородные функции. Тут же одна из сотен, а может - тысяч бутылок попала в плечо фотокора "СЭ" Григория Филиппова.

58-я минута. Бесчастных попадает в сетку с внешней стороны ворот. Кто-то кричит "Гол!", взрывается дымовая шашка, из-за которой люди не видят повтора. Пятачок в центре проезжей части опустел - он усеян кровавыми осколками. Практически все, в том числе и мы, закрыли головы руками, сумками, одеждой. Бутылки продолжают лететь, часть людей ушла в сторону метро, остальные уверены, что Россия сравняла счет.

71-я минута. Мяч попадает в перекладину ворот Нигматуллина. Это мало кто видит, потому что в самом центре площади идет драка. Трое Робин Гудов решили сами наказывать тех, кто бросает бутылки. Параллельно дерутся еще несколько человек - по другим причинам. Со стороны Государственной Думы прибегает довольный подросток. В его руках - сорванный с омоновца шлем. Все слышнее крики расистского толка: "Россия - для русских", "Москва - для москвичей". Власть на площади окончательно переходит к бритоголовым.

После матча. Вынимая из кроссовок осколки, медленно продвигаемся к Тверской. На Охотном ряду горят, но почему-то не взрываются, как в боевиках, несколько машин. На бордюре у "Макдональдса" бинтуют человека. Рядом - истерзанная "девятка" без единого стекла. "Дурак! - клянет он себя окровавленным ртом. - Зачем я сюда приехал?! Они начали бить мою машину, затем сломали ногу жене и избили меня". Напротив невменяемые подростки бьют стекла японского ресторана "Гиннотаки". В Газетном переулке, словно игрушечные, падают на землю зонты летнего кафе.

На Тверской одна за одной покрываются сетью трещин окна магазинов, ресторанов, машин. Крики "Рос-си-я!" слышны по-прежнему - только теперь они похожи на визг, на вой, на рык. Рты, их исторгающие, в пене, глаза безумны...

Мы надеемся, что массовых просмотров матча Бельгия - Россия не будет. Мы уверены, что их не будет. Иначе нам не видать не только чемпионата Европы-2008, но и 2012, 2016, 2020 и так далее. И поделом. Потому что произошедшее вчера на Манеже - ужас и скотство.

P.S. По предварительным данным Московской прокуратуры, в результате побоища на Манежной площади один человек погиб (ножевое ранение), ранен ножом сотрудник милиции, около 100 человек получили травмы и повреждения разной степени тяжести. В том числе 15-летний подросток, попытавшийся вскрыть себе вены.