Дмитрий ЧИГРИНСКИЙ: "Мбокани и Мораес - совершенно разные исполнители. У бразильца намного шире диапазон действий"
В первой части нашего разговора бывший защитник сборной Украины Дмитрий Чигринский поделился своими впечатлениями от жеребьевки 1/16 финала Лиги Европы, рассказал об отношениях с греческими болельщиками и раскрыл секрет тактики своего клуба — АЕКа. Во второй мы уделили больше внимания игре Динамо, и, разумеется, национальной команде страны.
«Тренер мотивировал нас встречей с Атлетико»
— Дмитрий, ты сказал, что Динамо возвращается к своему прежнему стилю. Что особенного увидел в игре киевлян?
— В действиях динамовцев стало больше вертикального футбола, снизилось число коротких и средних передач — подготовке атак уделяется не так много внимания, как раньше. Активно заработали фланги. Такая перестройка игры не могла не сказаться на выступлениях коллектива в отдельных матчах, поэтому, наверное, и не было стабильности. Команда чередовала очень яркие поединки с невыразительными играми. Впрочем, Динамо — это Динамо. В Греции это все хорошо понимают. Дело не только в названии клуба, но и в его возможностях и амбициях. Для АЕКа матчи с киевлянами станут хорошим экзаменом.
— Мог же попасться соперник и сильнее…
— Вообще, перед последней встречей группового раунда с Аустрией наш тренер Маноло Хименес мотивировал нас возможной встречей с испанским Атлетико. Сказал: «Сделайте этот последний шаг — и вы поедете в гости к очень сильной команде». Но я считаю, что с Динамо будет не намного проще, чем с испанцами.
— Основными нападающими киевлян считаются Дьемерси Мбокани и Мораес. Ты хорошо знаешь манеру их игры?
— Не могу сказать, что часто им противостоял, но видел немало матчей с их участием. Детальный анализ слабых и сильных мест форвардов Динамо, как и команды в целом, у нас еще впереди, но уже сейчас я могу сказать, что это исполнители очень хорошего уровня. Хотя многое будет зависеть не только от индивидуальных качеств нападающих, но и от игры всей команды. При Сергее Реброве форварды действовали в одном ключе, а с приходом Александра Хацкевича стали играть иначе. Думаю, требования к центральным нападающим немного поменялись.
Конечно, Мбокани и Мораес — совершенно разные исполнители. У бразильца намного шире диапазон действий, а конголезец, как по мне, — типичный наконечник атаки. Мбокани хорошо играет вверху и сбрасывает мячи своим партнерам, все время находится в штрафной площадке. Впрочем, кто бы из них не сыграл, легко нам точно не будет — в этом я уверен. Вдвоем они, кажется, редко выходят в основном составе.
«У Хацкевича не может быть иначе»
— За время зимних сборов Динамо может приготовить АЕКу какой-то сюрприз?
— Теоретически все возможно — за два месяца многое может поменяться. Но я не думаю, что нас ждет что-то совсем неожиданное. Информации будет достаточно, хотя контрольные матчи — это, безусловно, не официальные поединки. В том, что свою первую игру в 2018 году Динамо проведет в Афинах, с одной стороны, плюс, а с другой — минус. Хотя в любом случае мы будем в гораздо лучшем игровом тонусе, и этим нужно воспользоваться.
— С нынешним наставником Динамо Александром Хацкевичем ты пересекался в сборной Украины. Каким он тебе запомнился?
— Да, главный тренер киевлян был тогда ассистентом у Мирона Маркевича и выполнял в его штабе много работы. Помню, что Хацкевич всегда находился в тесном контакте с командой, все ребята относились к нему с большим уважением. Поэтому мне даже не нужно ни у кого спрашивать, какая нынче атмосфера в киевской команде. Точно знаю, что микроклимат в Динамо прекрасный. У Хацкевича не может быть иначе. Мы с ним всегда нормально общались.
— За матчами вашего будущего соперника в Лиге Европы постоянно следят тренеры сборной. Ты понимаешь, что для тебя это шанс себя проявить?
— Я вообще об этом не думаю, потому что стараюсь проявлять себя в каждой игре, независимо от того, кто из селекционеров национальной команды за ней наблюдает. Думаю, в наше время проблем с информацией быть не должно — не обязательно ждать для этого матчей в феврале следующего года. Впрочем, повторюсь, что я спокойно отношусь ко всем этим моментам. Не потому, что у меня нет амбиций — с этим как раз проблем не испытываю. Просто понимаю, что буду соответствовать уровню сборной — и меня сразу вызовут. Для любого футболиста это лучший бонус.
— Помнишь, когда в последний раз играл за сборную?
— Шесть лет назад. В ноябре 2011 года мы встречались с Эстонией, готовились к чемпионату Европы.
«Минимум риска — диагональ»
— Национальная команда находится в стадии перестройки. Как тебе ее игра со стороны?
— Мне футбол сборной нравится. Появилась какая-то уверенность, команда не боится играть. Ребята стремятся брать инициативу в свои руки, а это очень непросто. Я думаю, что Андрей Шевченко сильно рисковал, меняя сам подход к постановке игры. Все-таки нужно понимать наш менталитет, нашу психологию. В минувшем отборочном турнире сборная в каждом поединке старалась действовать с позиции силы, с позиции контроля ситуации на поле. Раньше такого не было.
— А как было?
— Были наставники, которые совершенно иначе смотрели на процесс постановки игры и достижения результата. «Мы так не можем играть, — говорили они. — Пас — это не наше. Нам нужно использовать свои сильные качества».
— Какие?
— Быстрый выход из обороны в атаку, умение вести единоборства и так далее. Я не говорю, что это плохо — любая тактика имеет право на жизнь. Но мне сложно было понять, когда соперник в 10-ти метрах, а тебе уже кричат: «Минимум риска — диагональ». Нам приходилось выполнять все эти установки, хотя мы с ребятами считали, что ничем не хуже других сборных — даже топовых. Что можем играть в другой футбол. Понятно, что в сборной сложно организовать такую игру — это не клуб, где у тренера больше времени.
— Значит, Андрей Шевченко бросил вызов всей футбольной системе Украины?
— Так тоже можно сказать. Все-таки такую игру нужно строить не сверху вниз, а наоборот. Надо начинать с детских школ, с юношеских команд. На уровне подготовки менять само мышление игроков.
«Нельзя играть — нужно бегать»
— Для того чтобы играть в активный футбол, нужны соответствующие исполнители. Согласен?
— Я бы не сказал, что их мало. Все-таки две базовые команды сборной вышли в плей-офф еврокубков, многие ребята выступают в зарубежных чемпионатах. Впрочем, организация игры Андрея Шевченко как раз и показывает, что с ее помощью можно компенсировать многие недостатки. Вот, раньше у нас хватало выдающихся исполнителей — Андрей Шевченко, Сергей Ребров, Андрей Воронин, Анатолий Тимощук, Андрей Гусин, но нам все время говорили, что у нас нет футболистов, чтобы играть. Нам нужно бежать.
— Все хорошо, кроме результата. Тогда он был, сейчас — нет…
— Я верю в то, что в данный момент это вопрос времени. Важно поддержать тренеров в их начинании. Поменять психологию сложно, но рано или поздно это нужно было сделать. Конечно, третье место в отборочной группе со стороны выглядит неудачей. Но так можно говорить, если не видеть саму игру и все процессы, которые происходят в команде. В матчах с лидерами группы, хорошими европейскими сборными, нам чего-то не хватало. Может, реализации — не знаю. Тренеры разберутся, и команда больше не допустит таких ошибок. Мне показалось, что нам не хватало индивидуальных качеств в завершающей стадии атаки. Все остальное было на высоком уровне.
— Значит, новый год болельщики сборной Украины могут встречать с оптимизмом?
— Я думаю, что следующий отбор станет намного лучше. Важно, что в такой комбинационный футбол продолжает играть Шахтер, а динамовцы хорошо знают требования в сборной по работе с Сергеем Ребровым. Самый тяжелый период у нового тренерского штаба уже позади. Фундамент заложен. По крайней мере, я на это надеюсь…
Евгений ГРЕСЬ