Теле-Клуб. Шоу заводных апельсинов
Редкий случай, когда согласен с утверждением Александра Денисова: «В воскресенье прорвало из всех труб…» Было забавно наблюдать, как авторы «Великого футбола» срочно дополняли формат последнего в 2017-м выпуска. Не исключено, что по мотивам депеши тезке его ведущего – гражданину Корейко: «Грузите апельсины бочками».
НА КАЖДОГО ЗОРРО НАЙДЕТСЯ СВОЙ БОЙКО
Теленеделя перед зимней паузой началась с победы клуба Ахметова над «Манчестер Сити», которая сама по себе должна была стать всенародным праздником с фанфарами и прочими медными трубами. До последнего дня, не сомневаюсь, в студии грузили бочками высокопарные комплименты Зорро у руля «Шахтера» (!), а также лучшему игроку Украины Марлосу, визиту главного тренера сборной Бразилии Тите… Но до раздосадованных по Достоевскому «братьев Карамазовых» в «Великом футболе» мы еще дойдем. Анонсом оставлю реплику его главного ведущего: «Все этот Бойко испортил…»
Портить, действительно, было что. Хотя вопрос – кому портить? – остается спорным… В среду же, на заключительном матче «Шахтера» в группе Лиги чемпионов в эфире телеканала «Украина» все увидели в VIP-ложе Тите или полностью – Аденора Леонардо Бакши. Этот «бакшиш» не оставлял сомнений: при явлении старательно укутанного в плед тренера своей национальной сборной бразильский передок горняков будет рыть газон!
Появлению Тите на «Металлист Арене» сопутствовала и удачная для горняков ротация в составе звездных гостей: где самым самоотверженным был их бывший партнер Фернандиньо, но почему-то – в центре обороны.
Еще в телекартинке сновал большой черепахой Яя Туре, невольно воскресив в памяти выучку ранних лет в почившем донецком «Металлурге», минус нерезвые ноги. Высоко ценю реплику-вопрос, которая дополнит увиденное: «Что за команда играет против «Шахтера», форма голубая, как у «МС»…» Но еще смешнее прозвучал ответ: «Мотор-Січ»…» Эти комментарии в Сети будут иметь роковые последствия в чемпионате УПЛ. Ловкость рук, неуместная для футбола, будет упомянута не единожды…
Еще больше туману напустили коридорные съемки канала «Футбол 1» до и после матча в Харькове. Мастера околофутбольной мишуры и перформанса старательно подогревали возможное появление Фонсеки в образе Зорро. Сбой был только один. Гость и он же гвоздь вечера Тите вдруг заявил: «Нет, Фонсека – не Зорро… Гвардиола – вот истинный Зорро!» Классика латиноамериканского фольклора и футбол разошлись с этим мнением загадочно. Как и удивление простодушного Исмаили, оценившего действия вратаря гостей сразу после матча: «Он почему-то ушел в сторону от мяча, и я забил второй гол…» Да-а, бразильский карнавал полон не только красок, но и тайн.
А еще серьезно достали в репортаже постоянные упоминания о стоимости состава «горожан» из Манчестера. Это уже становится дурной традицией не только для комментировавшего матч Виктора Вацко. Хотя странная вещь: порицая «Зарю», не сумевшую составить конкуренцию «Атлетику», тот же Вацко, Денисов и Леоненко будут щипать Вернидуба за отсутствие контр-игры. Но при этом они ни разу не упомянут о космической разнице в стоимости басков и луганчан. Хотя заглядывать в чужие карманы и хвастать мошной своего босса – рефлекс для этой компании давно и мощно закрепленный.
ДОСТОИНСТВО ПРИСУЩЕ НЕ ВСЕМ
Ясное дело, что динамовский разгром «Партизана» был подан в ахметовских телересурсах постно. Виктор Леоненко пытался поведать о доблести Морозюка, Мораэса, Цыганкова, Шапаренко, но Денисов постоянно обрывал его, насмехаясь над уровнем соперника киевлян. Решусь заметить со спокойной уверенностью: гости из Белграда смотрелись более мотивированными и агрессивными, чем табор Гвардиолы в Харькове.
К сожалению, программа «Профутбол», по понятным причинам, не всегда располагает наглядными видеоматериалами. Но эта брешь в студии восполняется сюжетами, которые не сводятся к успехам или провалам «Шахтера» и его азовского фарм-клуба.
Счастливым исключением стала горячая тема скандального облома «Шахтера» в Запорожье, ведь матч транслировал канал «2+2». Посему Вадим Скичко «ласточкой» начал носить в студию комментарии из лагеря победившей «Зари». И если Громов проявил себя конформистом, то Андриевский прямо поведал о поведении соперников на поле, провоцировавших арбитра Сергея Бойко: «Игроки «Шахтера» весь матч, пробегая мимо судьи, посылали его на три буквы…»
Именно такие откровения и открывают глаза на вещи, недоступные телезрителям. И тогда мы сами понимаем цену воплям Денисова: «Судья Бойко – провокатор!» Ой ли?! А может это первый арбитр, правильно оценивший все прежнее и нынешнее хамство «Шахтера», которое процветает от игры к игре? И когда на него ринулся Фонсека со всей свитой, Бойко не бежал, а смотрел всей своре прямо в глаза.
В послематчевом эфире бывший Зорро неуклюже сыграет в оскорбленное достоинство: «Я не скажу, что говорил арбитру…» Эксперт Максим Калиниченко мягко попытается объяснить мотивы: «Мужчина южный. Возможно, они с игроками завтра остынут и поймут, что сами проиграли…» Большие сомнения, да и одной географией не объяснишь разницу в воспитании. Например, все помнят взрывоопасность Клоппа, который родом не из берберов будет… Нет, есть другие вещи, определяющие границу между достоинством и безобразием.
А в случае с Фонсекой, которому для наезда на арбитра не хватало только лошади, эту гниль еще и навевают со стороны. Гендиректор ФК «Шахтер» уже зашелся: «Я такого беспредела не помню за все время работы в клубе…» Если господин Палкин имел в виду табун, мчавшийся в сторону арбитра, то все правильно.
А мы можем еще раз оценить работу Скичко, который передал послематчевые впечатления Юрия Вернидуба: «Я такого никогда не смогу понять. И этот клуб мнит себя лицом украинского футбола…» Иллюстрации на выбор: от запальчивых наскоков Фонсеки, который увлек своим недостойным примером всех горняков, до показушной маски респектабельности Сергея Палкина, временно напяленной на церемонии «Звезды футбола».
Возвращаясь к сюжетам из мирной жизни, есть повод для респекта «Профутболу» за искрометный материал Василия Пехньо о бытии Евгения Коноплянки в Германии. Искрометный Женя щедро поделился воспоминаниями о недавней жизни без Тедеско и надеждами на будущее с ним в «Шальке».
Чем отличается будущее наших футболистов? Выводы тоже можно делать по телевизионным подачам. В «Профутболе» было четко дана оценка голу Фомина в ворота «Стали» из офсайда, который помог «Мариуполю» вернуться в игру. Но проблема в другом. Мне довелось смотреть несколько экспресс-комментариев на каналах «Футбол1/2», но никто так не зацепил, как эксперты этого матча. И даже не столько Виктор Грачев, сколько Сергей Морозов. Вместе с Вацко они офсайд признали, как и отметили несостоявшийся гол Нестеренко «в раздевалку» перед перерывом, который снова выводил бы «сталеваров» вперед. Сам же Нестеренко во включении в студию резко вернулся к неправильно засчитанному голу азовцев. Вот где прорвало Морозова: «Не с того начинает молодой человек. Надо было самому забивать…»
НА ЗВАНИЕ «ЛУЧШЕГО АССЕНИЗАТОРА»
В унисон прозвучат и слова Денисова, которого заметно раздражают попытки Вацко в эфире «Великого футбола» поговорить о будущем: «Снова ты, Витя, о молодежи…» Еще бы, дальше, например, могла возникнуть тема способного пополнения киевского «Динамо». Нет уж, лучше Денисов скажет о «Мариуполе», как в последнем эфире: «Молодцы, не сломались после разгрома в Киеве, и уже подтянулись в шестерку…» А Санин говорит, что болельщики обрывают телефоны и требуют: никакой переигровки с «Динамо».
…Мне даже сложно представить, чем бы заполнял кусок программы Денисов и компания, не прорви канализацию «Шахтера» в Запорожье. Да еще впритык к эфиру предновогоднего «Великого футбола». Нет, понятно, о судействе Юрия Можаровского в Александрии заготовка у заговорщиков имелась. В эфир был подан монолог Александра Хацкевича, но его сложно уличить в отсутствии степенности. Самым едким было упоминание о «короне лучшему арбитру», которую судья матча «Александрия» – «Динамо» забыл снять… Зато досталось от заседавшей тройки «ВФ» удаленному нападающему киевлян.
Об этой хамской выходке должны знать все. Желая еще раз пересмотреть эпизод с удалением, Денисов затребовал: «Дайте, Беседина!»
Леоненко (после паузы): «Не дают».
Денисов: «Вышел за хлебом…»
…Вот, честно, не знаю, отчего Палкин сетует на беспредел. Или – на кого была рассчитана истерика в студии «Великого футбола» с «незаслуженной» второй карточкой Фреду, в своей традиционной манере пощупавшему ахилл Чечеру. Леоненко посчитал пострадавшего притворщиком?! Ну, тогда Фред просто типичный перекупщик цитрусовых с абиссинского базара. Крупные планы удаленного, изрыгающего ругательства, убедили окончательно.
И при всем этом – полное лицемерия сетование Денисова, чем он с компаньонами собирались украсить новогоднюю елку, если б не прикатившаяся «баранка» любимого «Шахтера»… Да догадались мы по неровным нарезкам туалетной бумаги! Тут и пальба по машине Дениса Гармаша, со скрупулезным подсчетом пуль и стоимости его «Порша» да еще вкупе со слухами об игре на подпольном (!) тотализаторе.
Дальше – наглое соболезнование киевскому «Динамо», задарма отпустившему Виду. Вот где, по мнению, новоявленных доброхотов, была возможность поправить пошатнувшиеся дела, которые Суркисы хронически вести не умеют… У данной эскапады может быть только одно продолжение. Денисов догадывается, а Леоненко точно знает: «Кивни, Витя…» И Витя кивает.
И главное, что вся подобранная чушь подается без воображаемых знаков препинания и перехода на здравый смысл. Денисов, например, так же ставит на голосование вопрос: «Так с каким количеством не назначенных Можаровским пенальти мы согласимся?»
…Лучше бы они согласились с провальной игрой на выходах Пятова в матче с «Зарей». А также с его безнадежной попыткой успокоить Ракицкого перед пенальти, заработанным Бутко. Как все видели, не помогло обоим. А «джокер» выдающегося коуча Фонсеки еще и огорчит вратаря №1 автоголом.
А мне за все муки путешествия в провалах сознания ведущего «ВФ» Александра Денисова награда была символическая. Когда из «черного ящика» в студии извлекли мяч, ведущий объявил, что приз достанется телезрителю, который представился Алекс Денис… Последовал глубокомысленный вывод: «Словно кто-то обрезал мои имя и фамилию…»
Почему-то вспомнился другой Алекс – из нашумевшего фильма Стэнли Кубрика, в названии которого также фигурирует сочный оранжевый фрукт. Подвергшийся психологической «обработке», герой превращается в «заводной апельсин»: снаружи он здоров и цел, но внутри изуродован неподвластным ему рефлекторным механизмом. Превращение это – окончательно и бесповоротно, во фраке ты или в лохмотьях, с галицкими, донбасскими или сибирскими корнями, в очках или без них, лысый или в шляпе Зорро...
Игорь СУХОВОЙ