12 грудня 2017 10:05

Артем ЯШКИН: "Лобановский заставил снять подштанники, и мы выиграли"

В канун завершения осенней части сезона журналист zbirna.com пообщался с бывшим полузащитником Динамо и украинской национальной команды Артемом ЯШКИНЫМ, который сейчас помогает бело-синим растить достойную смену. Вашему вниманию — первая часть беседы с одним из исполнителей, которые успели захватить в своей карьере еще период легендарной киевской команды конца 90-х, а также более поздний.

«Не вижу игроков, которые могут отдать последний пас»

— До лета 2017 года у вас был почти двухлетний перерыв в тренерской карьере. Тяжело было без любимого дела?

— Да, тяжело. Находил другие поводы для радости, больше общался с детьми и женой. Посвящал больше времени домашним делам.

— Как состоялось ваше возвращение в Динамо?

— В команду пришел Хацкевич, а я на тот момент окончил курсы профессионального массажа, хотел открывать свое дело. Жена говорит — позвони ему. Набрав Хацкевича, услышал в ответ: «Никаких вопросов». Так и вернулся.

— Вы были тренером по технике в Динамо. Когда вы играли, у кого из партнеров была самая лучшая техника?

— Сложно сказать. Был в Корее один футболист, не помню, как его зовут. У него просто феноменальная техника, мяч отобрать было невозможно. А из Динамо — Валик Белькевич, у него была своеобразная техника.

— А из ваших выпускников?

— Даниил Лесовой, Виктор Симчо. Были хорошие футболисты. Хотя почему были? Они и есть, просто не в Динамо. Но техника у них очень сильная.

— Кого выделите вообще из всех выпускников, не только в плане техники?

— У меня было не так уж и много выпускников. Но я выделю Лесового.

— Как считаете, почему в Украине сейчас так мало креативных игроков?

— Действительно, маловато. Возможно, из-за того, что тренировочный процесс заточен под определенную систему. Еще, может быть, потому что тренеры и селекционеры не замечают таких футболистов, эти задатки креативности. У меня в команде (Динамо 2002 г.р. — Прим. авт.) есть один хороший паренек — Артем Кулаковский. У него сейчас травма, правда, но с креативностью все хорошо, голова работает. Но таких мало, нужно искать.


«Нужно отбирать лучших и работать с ними»

— Шапаренко и Цыганков могут решить эту проблему?

— Техника у них отменная, скорость есть. Но вот что касается последней передачи, я не вижу, кто может так исполнить, чтобы все сказали «Вау!».

— Так может, что-то не так с методикой подготовки игроков?

— Нет, она правильная, развивает у футболистов хорошие качества. Нужно искать лучших, совершенствовать их сильные стороны и серьезно с ними работать индивидуально.

— Когда вы начинали тренерскую карьеру, трудились в тандеме с Дмитрулиным, а сейчас с Беженаром. Можете сравнить, как работалось с одним и другим?

— Что с Дмитрулиным, что с Беженаром — сработались очень быстро. Скорее всего, у нас одно видение футбола. Мы сразу распределили свои роли в команде. Кто-то мотиватор, кто-то работает индивидуально с ребятами. Кто-то больше тактикой занимается, а кто-то подсказывает. Я все время был помощником, но со мной всегда советуются. Разногласий в тренировочном процессе не было, всегда все вместе решаем.

— Что изменилось в ваших взглядах за эти пять лет, что вы тренируете?

— Я пришел к выводу, что нужно больше уделять внимания индивидуальной подготовке футболистов. Надо, чтобы футболист хорошо учился в школе, чтобы он думал, так как без интеллекта хорошего игрока не получится. Нужно ввести обязательную статистику тренировок и игр, сколько сыграл, как тренировался, вести постоянный анализ. То, что дается с трудом — над этим больше работать, а то, что легче — закреплять, чтобы футболист гармонично развивался.

Наша задача заключается не в том, чтобы футболисты выигрывали все детские турниры, а в том, чтобы они дальше играли во взрослых командах. А все эти международные детские соревнования — это промежуточный этап. А то ведь кое-кто считает, что выиграли турнир и все отлично, мы чего-то достигли. Нет, ничего не достигли. Нужно попасть в первую команду Динамо или другого клуба и расти дальше. Как мы подготовим их на молодежном уровне — так они и будут играть.


«Мне было 16 лет, а следующему по возрасту игроку ­— 21. Тяжело пришлось»

— Вы начинали в Шиннике. С какими трудностями столкнулись в начале карьеры?

— Мне было 16 лет, а следующему по возрасту игроку — 21 год. Для меня было все в диковинку, новая жизнь вдали от дома. Я ведь в 16 лет уехал из Вологды, из родительского дома. Но меня хорошо приняли в команде, все опекали. Хотя все равно пришлось тяжело. Найти общий язык мне, 16-летнему, с людьми, всем из которых за 20, психологически было сложно.

— Что примечательного было в Уралане?

— Это, наверное, самый сложный этап в моей карьере. Павел Яковенко — один из самых требовательных тренеров. Плюс суровый климат, страшные нагрузки. Выжил — молодец.

— Вы как-то говорили, что Яковенко в плане фанатизма даже Лобановского превосходил. В чем это проявлялось?

— Во всем. Он присутствовал на каждой тренировке, на каждом занятии в тренажерном зале, в бане. Он всегда и везде был с командой, не мог нас отпустить даже на секунду. Нагрузки, конечно, бешеные были. 60 по 100 — это хороший тест (улыбается). Это 60 раз пробежать через все поле. Он был фанатом, еще когда был игроком, остался таким и в качестве тренера. После его тренировок, когда приехал в Динамо, физические нагрузки переносил очень легко.

— Вы играли в Уралане с Кирюхиным, а потом вместе переехали в Киев. Дружили?

— Кирюхин и Владимир Ковалюк раньше переехали в Киев. Я и Сергей Кормильцев через год перешли. Потом уже в Динамо жили в одной комнате с Сашей Кирюхиным.

— Вы поиграли в конце девяностых и в России и в Украине. Можете сравнить тогдашний уровень двух первенств?

— Если бы я играл в России за Спартак, тогда бы мог сказать. А я выступал в Уралане, это другой уровень, нам было тяжело играть. Когда перебрался в Динамо — у нас практически все матчи были проходные. Мы даже договаривались — давай забьем три в первом тайме, а потом ты пойдешь за семечками к бабушке (улыбается). Забиваешь три, поднимаешь руку — я пошел за семечками. Пока Ахметов не занялся Шахтером, играть было не с кем. А потом уже появились Шахтер, Днепр и Металлист…

— Вы говорили, что интерес Динамо возник, когда на Кипре играли товарищеский матч, Лобановский вас заприметил и захотел видеть в своей команде…

— Он просто приехал на матч, сел с Яковенко и просматривал Кормильцева, а мы все были взволнованы, что на нашем матче такая личность, как Валерий Васильевич, хотя все знали, почему он здесь. Для меня был шок, когда на Новый год, 31 декабря мне позвонил Григорий Суркис. Я тогда еще был игроком Уралана, на сборы поехал перед Новым годом. Возвращаюсь домой — и звонит Суркис. Посоветовался с Яковенко, он сказал: «Езжай». Как я мог отказать?

«Лобановский заставил снять подштанники, и мы выиграли»

— Вчера играли в чемпионате России против условной Жемчужины, а сегодня четвертьфинал Лиги чемпионов против Реала…

— Да, фантастика, ничего не скажешь. Так сложилось. Хотя в четвертьфинал я фактически провел в запасе (вышел в ответном матче на 87-й минуте. — Прим. авт.)

— Против Реала вы играли трижды. Какой из этих матчей лучше запомнили?

— Я, видимо, помню только один (смеется). Зима была, отключили еще подогрев поля. Мы проиграли — 1:2. Я в том матче еще не забил метров с трех. Просто не попал. Неудачно обработал мяч и пробил не туда. Вспоминал долго этот момент.

— Шевченко как-то признавался, что Динамо не хватило чемпионского менталитета, чтобы преодолеть Баварию в полуфинале. Согласны?

— Рано поверили в победу. Но при счете 3:1 пропустить два гола — тут не в менталитете дело. Рано начали играть на удержание счета. Да и сумасшедший гол Янкера… Тут скорее целый комплекс ошибок. А может, просто не поверили, что можем пройти Баварию.

— Вспомните самую мощную установку Лобановского?

— Была игра в Лиге чемпионов с Панатинаикосом, на улице зима. Мы вышли в подштанниках и проигрывали. В перерыве заходит Лобановский в раздевалку, смотрит на нас и спрашивает: «А что это вы утеплились? Бегать не хотите? А ну-ка снимайте!» Все сняли и выиграли .

— Кого из партнеров по команде понимали лучше всего?

— Опять же Валика Белькевича. Андрея Шевченко, пока он еще не уехал в Милан, с Герасименко и Кормильцевым не было проблем.

Никита ДМИТРУЛИН