9 грудня 2017 10:31

Александр РАДЧЕНКО: "Лобановский не разделял футболистов на звезд и не звезд. Обычно он создавал команду-звезду"

Александр РАДЧЕНКО — футболист с интересной судьбой. Как и многие таланты второй половины 90-х, он получил свой шанс в Динамо, но в Киеве основным так и не стал. Впрочем, это не помешало защитнику повидать виды, поиграть в еврокубках и поработать под началом великих украинских тренеров. zbirna.com предлагает вам окунуться в ностальгию и вспомнить о поворотах судьбы Александра Борисовича.

— Вы начинали свою карьеру в Мариуполе. Кто из тренеров огранил ваш талант?

— Возможно, меня раскрыли детские тренеры. А во взрослые годы специалисты уже направляли в нужную сторону.

— После того, как Мариуполь пробился в элитный дивизион, вы сразу оказались в Динамо?

— Когда к нам пришел Игорь Беланов, он посоветовал киевлянам обратить на меня внимание. За Мариуполь я даже в высшей лиге не поиграл. Как раз когда команда попала туда, меня пригласили в Динамо.

— Долго думали, соглашаться ли на переход?

— Недолго. Когда предложили пополнить ряды киевлян, сел в самолет, прилетел, подписал контракт, и в тот же день улетел домой. Сезон закончился, и на подготовку к новому отправился уже вместе с бело-синими, в Ялту. Как говорил Лобановский, два раза в Динамо не приглашают. Так что отказываться нельзя было.

«Уставился на Лобановского и молча киваю…»

— Как вас приняли в самом титулованном клубе страны?

— Нормально, как и в любой другой команде. Как своего. Никто не ходил и не говорил, что он — звезда. Все ребята хорошие, общались между собой, подшучивали друг над другом, не только надо мной. Было такое ощущение, будто я знаком с ними всю жизнь. Какой-то дедовщины не было, все стояли друг за друга. После побед все вместе собирались с женами и девушками, отмечали. Тогда была дружная команда, единый коллектив. Чтобы кто-то брал новичков «под крыло», не припомню. Каждый давал советы, подсказывал, помогал.

— Кто был главным шутником в команде?

— Когда я только пришел, это были Юрий Максимов, Дмитрий Михайленко, Сергей Коновалов, потом добавился еще Сергей Кормильцев…

— Практически всем футболистам, игравшим под руководством Валерия Лобановского, задают вопрос о первой встрече с этим тренером. Какова ваша история?

— Привезли меня на базу, посадили напротив Лобановского, как кролика перед удавом. Сижу, уставился на него, ни слова не проронил. Валерий Васильевич ввел меня в курс дела, рассказал о перспективах на будущее, о команде. В основном он говорил, а я только молча кивал. Подписал контракт и уехал. Немногословная встреча.

— Вы вспомнили о дружной команде. А каковы были отношения с тренером?

— Лобановский не разделял футболистов на звезд и не звезд. Обычно он создавал команду-звезду. Каждый человек должен был работать на Динамо.

— Тогда конкуренция за место в старте была сумасшедшая?

— Сильная, что тут говорить. Хотя при такой конкуренции играли практически одни и те же.

— Помнится, вы выступали на флангах…

— В основном меня ставили крайним защитником слева или справа. Приходилось и бровку закрывать полностью. Играл в обороне, любил бегать по всему флангу.

— Кто тогда в команде был непререкаемым авторитетом?

— Особых авторитетов не было. Олег Лужный часто сидел у Лобановского, выслушивал его указания, что подсказать команде. Но такого, чтобы кто-то из игроков давал наставления, не наблюдалось.


«Ювентус должен был выигрывать Лигу чемпионов»

— Динамо гремело в еврокубках, обыгрывало сильных соперников. Что назовете главной причиной таких успехов — подбор игроков или тренера?

— Здесь много факторов сказалось. Когда Валерий Васильевич пришел в команду, все ребята встрепенулись, пытались что-то доказать великому человеку. До назначения Лобановского команда была ведь та же, просто наставники другие. Все те люди, которых собирали в Динамо до его прихода, начали играть намного лучше. Это зависело от доверия тренера, иных методов занятий. Многие ребята под руководством Лобановского сразу же начали расти. Да, его приход во многом повлиял на команду. Заиграли, несколько сезонов выступали здорово. Показывали классный футбол, добывали громкие победы над сильными соперниками, но немножко не хватило до вершины. Вспомнить тот же матч с Баварией в полуфинале Лиги чемпионов…

— Два гола немцев в концовке первой встречи решили судьбу путевки в финал?

— Мы должны были проходить Баварию, а там уже чем черт не шутит. В финале по-всякому могло сложиться. Было бы интересно посмотреть…

— 7:0 во итогам двух матчей против Барселоны — как так получилось?

— Я тогда только попал в Динамо, а тут сразу матчи Лиги чемпионов. Просто невероятно выиграть у такой команды с таким счетом, 3:0 дома и 4:0 в гостях. Кто вообще мог подумать о таком? Даже футболисты, выступавшие в Динамо до меня, не могли мечтать о подобном разгроме Барселоны. Такие игры невозможно забыть (оба матча с Барселоной в 1997 году Александр Радченко провел в запасе. — Прим.ред.).

— Что творилось на трибунах в Испании?

— Они готовы были объявить своему тренеру импичмент. Доставали белые платочки, ближе к концу игры начали расходиться, на Камп Ноу стояла гробовая тишина. В Киеве же, наоборот, стоял такой крик, что, сидя на лавочке, нельзя было разговаривать с партнерами — не было слышно ничего. Хорошие времена, одним словом.

— В 1998 году Ювентус со своими звездами оказался не по зубам Динамо?

— На выезде сыграли неплохо, 1:1. Дома, конечно, уже мы проиграли. Видимо, в Италии они нас недооценили. А на матч в Киеве уже настроились, поставили на место. Ювентус тогда реально должен был выигрывать Лигу чемпионов, у них подобрался хороший состав, чего только стоил один Зидан. Дель Пьеро забивал, Индзаги забивал — невероятно атакующая команда. Могли пропустить много мячей, но загнать в ворота соперника еще больше.

— В ЛЧ-1998/1999 Динамо за три тура взяло всего два очка. Тогда верилось, что еще есть шансы выйти из группы?

— Не особо верили. Мы тогда сыграли вничью на выезде с Арсеналом. Матч запомнился тем, что их стадион разбирали. Английские фанаты пожестче, чем те же испанцы. С ними могут конкурировать турки и греки.

«Мы ездили по всей стране, и везде нас поддерживали»

— Хотелось бы побольше поиграть за Динамо?

— Конечно, я провел не так много игр за столичный клуб. Зато стал чемпионом Украины, доходил до поздних стадий в еврокубках — хорошие времена. Потом перешел в Днепр, где создавалась новая команда, строилась база. То был период подъема, настоящий бум. Начали выигрывать, выступали в Кубке УЕФА несколько лет подряд.

— На какой клуб пришелся лучший период вашей карьеры — Динамо или Днепр?

— В обеих командах провел свои самые памятные годы, так что примерно одинаково. В Динамо получил хороший опыт, выступая в Лиге чемпионов, приятно вспоминать и карьеру в Днепре.

— В новом клубе вы опять попали в звездный состав…

— На тот момент в команде собрались одни украинцы, не было иностранцев. Мы ездили по всей стране, и везде нас поддерживали, потому что играли все свои, иногда в матчах с Динамо за нас болели. Потом уже стали подъезжать легионеры.

— Чего не хватало Днепру ваших времен, чтобы подтянуться уровнем до Динамо и Шахтера?

— Иногда нам мешали судейские ошибки. В те времена в нашем футболе была своя политика. Бывало, что играем на равных, а судья свистит в пользу соперников. Проигрывали, теряли очки — разные спорные моменты.


«Кучеревский был порядочным человеком»

— Гол Шахтеру в 2005-м — лучший в вашей карьере?

— У меня их всего два-три, конечно лучший! Соперники выбили мяч после стандарта, а я ударил с ходу, даже не увидел, как мяч залетел в ворота. Еще забивал, по-моему, Мариуполю, Заре…

— Крайнему защитнику тяжелее отличиться, чем центральному?

— Нет, просто кому-то дано, а кому-то — нет. Есть же защитники, которые постоянно подключаются к стандартам, много забивают. Есть крайние, способные исполнять штрафные, взять того же Срну. Это зависит от твоей роли на поле. Меня, например, во время стандартов оставляли сзади из-за того, что я обладал высокой скоростью. При выносах мяча после угловых я мог легко догнать его и не позволить соперникам убежать в контратаку. Если бы ходил на стандарты, может, результативность была бы и повыше.

— Хорошими скоростными качествами выделялись всегда?

— Еще в детстве я бегал неплохо, а со временем развил этот навык. Конечно, не был самым быстрым в команде, но и не самым медленным. В Динамо Андрей Гусин, помню, бежал хорошо…

— Вы работали под руководством Евгения Кучеревского. Такие тренеры встречаются один на миллион?

— Хороший специалист, после его прихода, как и в случае с Лобановским, ребята начали играть по-другому. Когда исполнители чувствуют доверие тренера, то прибавляют, становятся раскрепощенными. Нас было человек девять, пришедших из Киева, отработанный материал, так сказать. Но Кучеревский доверился нам, и мы заиграли, на равных противостояли Динамо и Шахтеру, иногда даже показывали лучший футбол.

— Какой самый запоминающийся эпизод, связанный с Кучеревским?

— Бывало, что не доверяет тебе, пропускаешь несколько матчей, уже не рассчитываешь, что завтра выйдешь на поле. А тут вдруг — игра с Динамо, и ставит в основе. Всегда было так, никак не мог привыкнуть.

— А мог заменить в перерыве?

— Вполне. Но если не получалось с самого начала, он ждал, давал доиграть первый тайм до конца. Евгений Мефодьевич был порядочным человеком.

— Чем между собой отличались Лобановский и Кучеревский?

— Трудно сказать. Не вспомню, чтобы они оба позволили себе мат во время матча. Но Мефодьевич был более мягким. С Кучеревским было проще общаться, а вот к Лобановскому мало кто мог подойти и поговорить тет-а-тет. В основном все боялись настолько великого человека.

«Когда наступит следующий футбольный бум, тогда что-то поменяется»

— В Европе Днепру удалось пошуметь. Чего только стоит победа над Гамбургом со счетом 3:0. Помните тот матч?

— Конечно. Мы и не ожидали, что выиграем с таким счетом, могли даже больше забить. Возможно, у Гамбурга была ставка на чемпионат, но в больших клубах недооценки не бывает. Я еще тогда с перепугу вышел один на один с вратарем и как зарядил мячик ввысь. Наверное, его не нашли тогда.

— Тогда Днепр психологически дорос до дебюта в Лиге чемпионов?

— Поиграли немного в Кубке УЕФА, обстучались. Очень хотели играть в Лиге чемпионов, разговаривали с ребятами на эту тему. Но, увы, не прошли.

— Может, тоже Барселону сокрушили бы…

— Да просто проверить себя на их фоне было бы неплохо.

— То, что сейчас происходит с Днепром — несправедливость?

— Как видите, у нас в стране футбол сейчас рухнул. Сначала был большой подъем, теперь же наступил спад, мы вернулись в 90-е, или в еще какие-то годы.

— Как прекратить процесс исчезновения команд в Украине?

— Пока идет война, пока никто никому не доверяет, его не прекратишь. Нужно изменить государство, политику, а футбол придет уже сам по себе. Когда разваливается страна, то же самое происходит и со спортом. Посмотрите на бедность вокруг — люди думают, как оплатить проживание, коммуналку, прокормить детей… Кому сейчас нужен футбол?

— То есть в полуфинале Лиги чемпионов наши клубы сыграют не скоро?

— Когда наступит следующий футбольный бум, тогда что-то поменяется. В конце 90-х — начале 2000-х наблюдался рост, достигали высот. А на ближайшие лет десять вообще не стоит загадывать.

Владимир СЕРЖАН