Александр КОБАХИДЗЕ: "Забивать как Коноплянка я учился лет шесть"
Накануне центрального матча тура обозреватель «СЭ» пообщался с грузинским легионером полтавчан, выступающим в нашем чемпионате почти десять лет.
Второй по силе турецкий дивизион, кстати, напомнил мне украинскую премьер-лигу 2012-2013 годов. Помните, этот бум футбола - 16 команд, полные трибуны, высокий финансовый и кадровый уровень?
Так и в Турции - все на высшем уровне, люди ходят на футбол как сумасшедшие. Каждый матч как триллер!
- УПЛ, конечно, выше. Как и каждая первая лига, турецкая больше отличалась атлетизмом, чем техникой: борьбы было больше, чем футбола.
- На первых порах все было нормально: я постепенно адаптировался, выходил в стартовом составе. Но турки - народ горячий: два поражения подряд, и тренер уходит в отставку. Пришел новый наставник - бывший ассистент Шенола Гюнеша в «Бешикташе». Пригласил местных футболистов, я стал выходить на поле реже, хотя все решающие встречи отыграл.
А в межсезонье в «Гезтепе» снова сменился тренер, и стало ясно, что команду обновят почти на сто процентов. 13-14 игроков разорвали контракты с клубом. На их места пригласили новичков. Я пообщался с руководством и понял, что оставаться в Измире резона нет. Чуть ли не весь август ушел на то, чтобы договориться о статусе свободного агента.
- Это, во-первых. К тому же мне очень нравилось в Полтаве. Я цивилизованно покинул команду, мы с руководителями пожали друг другу руки - безо всяких обид. Я продолжал общаться с ребятами, со спортивным директором и с главным тренером. Когда ситуация в Турции зашла в тупик, меня спросили: «Может, вернешься?». Я понял, что положение дел в клубе улучшилось, ну а люди здесь как были прекрасными, такими же и остались.
- Да. Еще когда я уходил в «Гезтепе».
- Конечно же, второй - с левой ноги в обвод вратаря. Он не только более красивый, но и более важный. Потому что выиграть у «Стали» мой мяч команде не помог, а вот одолеть «Александрию» у нас получилось.
- Ох… Конопа делал это едва ли не с первых дней. Я смотрел на него и думал: научусь ли когда-нибудь? Ну, вот шесть лет прошло - научился. Первый такой гол забил, кажется, еще в «Волыни». Ну, вот иногда и сейчас получается.
Что же касается вашего вопроса, то Рамос больше доверял Матеусу. Да и, вообще, конкуренция была слишком жесткой. Шаг влево, шаг вправо – расстрел.
- Если дают шанс и попадаешь в состав, минимум, что ты должен сделать - это забить гол. В противном случае - снова надолго усядешься в запас.
- Стиль меняется в зависимости от фланга. Справа - как-то разнообразнее. Отсюда можно и в подыгрыше сыграть, и под удар выйти. Ну а слева я больше заточен на проход по бровке и подачу в центр.
- Очень хорошая команда с приличным подбором исполнителей. Особо хотел бы выделить Андрея Богданова, с которым мы играли в «Арсенале». Это очень сильный футболист, который, я уверен, еще найдет клуб, соответствующий ему по уровню. Думаю, что «Олимпик», как и подобает хозяевам, будет играть только на победу, но и мы постараемся показать свой футбол. В целом, матч интересен тем, что обе команды способны сыграть по-разному: и первым номером, и на удержание благоприятного результата. Ожидаю любопытное тактическое противостояние.
- Шаба тоже очень сильно прибавил и заслуженно получил вызов в сборную. Я помню его молодого в «Арсенале», а затем и в «Волыни», и должен сказать, что сейчас это футболист высокого класса.
- Да, конечно. Лучшая защита против такого игрока - наша собственная активность в атаке. Не знаю, как укомплектуют наш правый фланг тренеры, но если их выбор снова падет на нас с Игорем Пердутой, постараемся все это учесть.
- Да, у нас с Виталием Владимировичем была своя договоренность: иногда он просил меня, вообще, не возвращаться на свою половину поля (Улыбается). Я не говорю, что это правильно. Сегодня в обороне должны отрабатывать все. Таковы правила современного футбола, и если бы я не прибавлял в надежности, в состав бы нигде не попадал. Вспомните для примера тех же Ярмоленко и Кооплянку. До чего яркие атакующие игроки, но посмотрите, как они пашут в защите в бундеслиге! Значит, на Западе научили.
- Нужно выразиться точнее: Кварцяный редко понижал голос. А Кучук не то, чтобы прямо кричал, просто использовал достаточно громкий «подсказ». Это совершенно разные вещи. Что касается Сачко, то, конечно, Василий Викторович - тренер более сдержанный. И мне такое спокойное отношение нравится больше.
- Да, как он меня только не называл! Одно время вообще не иначе как… Каладзе.
- Там меня звали просто Сандро. Именно это было написано у меня на клубной майке в «Гезтепе». А в Украине я - просто Коба.
- Но слава Богу, знают об этом далеко не все. Так что ассоциаций со Сталиным не вызываю.
- Конечно. Маленький, чистый, зеленый.
- Здесь все футболисты любят обедать и ужинать в «Мимино», где, конечно же, работает шеф-поваром мой соотечественник.
- Вообще-то, я не особо мощный кулинар, но как любой грузин умею жарить мясо - это у нас в крови. Думаю, что с комплиментами в адрес моей стряпни Крава все же переборщил. Наверное, ему понравилась обстановка нашего ужина - вот и шашлык зашел в тему. (Улыбается).
- Я устал повторять одно и тоже: нам все время чего-то не хватает. Чего именно - в Грузии никто не может понять уже лет двадцать. Мы можем выдавать очень хорошие матчи, но проигрывать из-за реализации, дисциплины, травматизма, ротации... Нужно признать, что и в лучшие времена с Арвеладзе, Кобиашвили, Кинкладзе и другими мастерами нашим потолком было третье место в отборочном цикле. А сейчас грузинские игроки в топ-чемпионатах не выступают, а и детский футбол развивается достаточно слабо. Но ничего. Верю, что рано или поздно мы еще скажем свое слово.
- Когда мы говорим о сборной, личность тренера не имеет значения. Вопрос в другом. Это ему работать со мной, видимо, неинтересно.
- Почему же незаметно? Очень даже заметно. Не могу сказать, что сильно ощущаю свои тридцать с хвостиком, но факт остается фактом.
- Поменял, но пока неофициально. Впрочем, дата свадьбы не за горами. Избранница - ваша соотечественница. Зовут Ольга.
- «Мастер и Маргарита». Читал ее на грузинском, но когда-нибудь осилю и в оригинале. В любом случае, на данный момент сместить эту вещь с пьедестала будет нелегко.