17 травня 2002 14:27

Успех в футболе зависит от футбола в экономике, - утверждает Goldman Sachs


Ведущий инвестиционный банк мира, Goldman Sachs, вразумил тех футбольных фанов, которые полагаются на заклинания и молитвы в надежде этим принести успех своей команде. Напрасные старания: все дело в экономике. По меньшей мере, так должно быть, как считают аналитики Goldman Sachs.

Футбол часто называют самой демократичной игрой в мире, настолько же доступной босоногим мальчишкам на пляжах Бразилии, как и опекаемым звездам школьного футбола в Европе. Однако история проведения чемпионатов мира по футболу учит, что внутренний валовый продукт, объемы промышленного производства и инфляция могут оказать большее влияние на конечный результат, чем самоотдача и стремление футболистов к победе.

Восемь из 17 последних Кубков мира были выиграны членами Большой семерки, элитарного клуба наиболее развитых стран мира, а именно Англией, Германией, Италией и Францией. Из десяти самых богатых стран мира только две - Канада и Индия - не будут участвовать в корейско-японском мундиале. Видимо, не случайно подъем Азии как футбольного региона, символом которого стал завоеванный Китаем пропуск на ЧМ-2002, совпал с экономическими успехами "азиатских тигров", даже несмотря на финансовый кризис 1997 года.

- С точки зрения мировой экономики можно сделать вывод, что она и футбол движутся в одном направлении, -- пишет накануне ЧМ-2002 Джим О'Нейл, руководитель подразделения по исследованиям глобальной экономики инвестбанка Goldman Sachs.

Графики показывают: чем больше валовый национальный продукт на душу населения, тем более высокое место занимает страна в рейтинге ФИФА.

Исследование О'Нейла со товарищи не догма, и на это надеются такие страны, которые по экономическим показателям должны бы рассчитывать только на успех в первенстве дворовых команд. Одна из них - Аргентина, полагающая, что Габриэль Батистута и Себастьен Верон найдут аргументы в опровержение теории Джима О'Нейла.

Если сильная экономика предполагает успех на ЧМ, то обратное утверждение кажется менее убедительным, признает теоретик экономики и футбола. Даже если фондовые индексы развитых стран, выигрывавших мундиале в период с 1966 года, и превышал глобальные показатели почти на 10%, "чистота эксперимента" в данном случае не соблюдена, так как трое из упомянутых победителей праздновали триумф на родном газоне, поэтому их победу можно отнести на счет более благоприятных условий.

Может ли теория О'Нейла быть применена на практике? Другими словами, кого аналитики из Goldman Sachs видят победителями ЧМ-2002?

Заручившись своим правом на ошибку, О'Нейл прогнозирует, что очередные четыре года носить футбольную корону будет одна из следующих четырех стран - Аргентина, Франция, Италия и Испания. Чтобы оценить точность этого предположения, можно вспомнить, как четыре года назад О'Нейл правильно "угадал" трех из четырех