16 листопада 2017 10:33

Сергей КРАВЧЕНКО: "Если бы Коломойский гавкнул на судей, "Днепр" вошел бы в историю"

Опытный полузащитник Сергей Кравченко всю свою карьеру провел на высоком уровне, наиграв практически 300 матчей за топовые украинские команды – «Динамо», «Днепр», «Ворсклу» - и национальную сборную страны. В свое время хавбек успел поработать с такими мастерами тренерского цеха, как Николай Павлов, Хуанде Рамос, Мирон Маркевич, Юрий Семин, Олег Блохин и Михаил Фоменко.


Сейчас Кравченко является капитаном, надеждой и опорой лидера второй лиги Украины, новосозданного клуба СК «Днепр – 1» и, в свои 34, футболист не устает радовать болельщиков красивыми голами и качественной игрой.

В откровенном интервью XSPORT.ua Сергей Кравченко поделился воспоминаниями от работы с Павловым, поведал о принципах Игоря Коломойского, приоткрыл занавес договорных матчей и продажных судей, а также многом другом.


«После зимнего отпуска боялся ехать в «Ворсклу»

2008 год. «Ворскла». Николай Павлов. Легендарный украинский тренер. Как можете его охарактеризовать?

- Только как легендарного. Мой прогресс во многом благодаря Павлову. Человек пришел и сразу наладил в дисциплину в клубе, повысились требования к каждому футболисту, команда стала сильнее физически. На то время был собран хороший коллектив. Легендарный тренер Виктор Носов и его отличные помощники Гошкодеря и Момот собрали хороших ребят, а Павлов слепил уже окончательно слаженную, сильную команду, которая на протяжении 4-5 лет показывала достойный результат.

Николай Павлов говорит, что к каждому игроку нужен индивидуальный подход. Какие отношения были у вас?

- Правильно он говорит. У него величайший опыт. Сейчас я понимаю, что он чувствовал, к какому футболисту нужно помягче, к какому жестче, кого нужно гонять, кого похвалить. Думаю, это и есть мастерство тренера. У меня с ним отличные отношения. По дисциплине, по быту, у него ко мне вопросов, как и в других командах, не было. Единственное, когда он пришел, была одна интересная ситуация. В зимнем отпуске я получил травму, играя с друзьями в футбол. Я боялся тогда ехать в команду, потому что был наслышан о Павлове. Не знал, как он отреагирует. Приехал, абсолютно нормальная была реакция.


«Рамос – самый сильный тренер, с которым я работал»

Хуанде Рамос стал для вас первым иностранным тренером в карьере. Чем он отличался от того же Павлова, Семина?

- Я считаю, что Рамос - самый сильный тренер, который у меня был. Также его помощники, которые были топ-профессионалами в своем деле. Начиная от тренировочного процесса и до отношений в команде. Это топ-тренер. Это можно сказать даже по тому, как мы готовились на разных соперников, когда был детальный разбор до мельчайших подробностей. Для всех нас это стало сюрпризом. Рамос нам показал, что такое топ-уровень.

Однако, после прихода испанца в «Днепр» вы стали получать меньше практики. Связано ли это с тем, что он доверял больше иностранцам?

- Первое время я был игроком основы .Потом пришли Боатенг, Канкава – сильные конкуренты, как-никак (улыбается). Я всегда боролся за свое место. Я считаю, что Рамос ценил это во мне. Со временем я выиграл конкуренцию у Боатенга. Были периоды, выигрывал и у Джабы. В то время у нас собралась очень хорошая команда.


Когда пришел Рамос, была чистка состава. Тогда покинул команду ее легенда Сергей Назаренко. Не переживали, что вас может ждать такая же участь?

- Переживать нужно всегда и в любой команде. По меркам Украины, «Днепр» тогда был топ-командой. За 4 года меня не выгнали, не отдали в аренду в «Кривбасс», «Арсенал», тренер на меня рассчитывал. Я был в обойме. Помню ту ситуацию с Назаренко. Общаясь с ребятами, я сказал: «если так получилось с Назаренко, что тогда получится с другими смертными»? (смеется). Я рад, что на тот момент выдерживал конкуренцию.

После исторического выхода «Днепра» в Лигу Чемпионов Рамос покинул команду.

- Тогда у тренера закончился контракт, и на него не вышел Игорь Коломойский. По каким причинам точно я не знаю. Не было прямого контакта у Рамоса и Коломойского. Я знаю, что те же помощники хотели остаться и дальше работать, но Рамос - главный тренер и за ним все ушли. С некоторыми помощниками поддерживаем общение до этого времени.


«При переходе в «Волынь» многие говорили: «куда ты едешь, ты, что с ума сошел?»

Чем запомнилась годичная аренда в «Волыни»?

- С этим связана интересная ситуация. Маркевич, придя в команду, не проведя ни одной встречи, сказал, что я ему не нужен. У меня не было хороших, конкретных предложений, и чтобы не терять времени, решил перейти в «Волынь». Так как, у Кварцяного первые сборы очень тяжелые, я решил потренироваться с Михайленко в дубле (улыбается) и перед самым стартом уже поехал в «Волынь». Пугали меня Кварцяным, многие говорили: «куда ты едешь, ты, что с ума сошел?» (улыбается). Но я хотел играть. Скажу честно, до последнего ждал варианты с Европой – это было моей мечтой, которая, наверное, уже не сбудется.

Под конец сборов, позвонил Русол, и сказал, что я нужен Маркевичу. Получается, что Маркевич пришел в команду, сказал, что я ему не нужен, прошел месяц, и тут резко стал нужен. Конечно, на его решение повлияла ситуация с Ротанем и «Рубином». И как я понимаю логику Маркевича, то зачем кого-то искать, если есть свой Кравченко. Приехав обратно, сразу спросил у Русола, рассчитывают ли на меня. Он ответил, что да. А потом, что самое удивительное, не проведя сборов, сыграл за полгода больше матчей, наверное, чем при Рамосе за последние годы. Вот так вот в футболе бывает. Никогда не стоит сдаваться, но как говорят, недолго музыка играла, - уже после зимних сборов стало известно, что я команде не нужен.

Сразу позвонил Кварцяный, пригласил. Но тогда у меня были проблемы с коленом, я поехал в Германию, сделал операцию, пропустил полгода. Летом уже поехал в «Волынь». И ни разу об этом не пожалел. Постоянная игра в основе, отличный коллектив и клуб, отличный город и люди. Ну и поработать под руководством Кварцяного - это на всю жизнь (смеется).

В ваше 33-летие «Волынь» играла с «Зарей» и тогда Кварцяный хотел увести команды с поля, но вы не дали этого сделать. Расскажите об этой ситуации.

- Первый тайм мы выигрываем, очень достойно играем. После перерыва судья нас «душит», ставит пенальти, удаляет футболиста и Виталий Владимирович на эмоциях говорит: «все, уходим с поля». Наши судьи могут начудить, когда они в чем-то заинтересованы. Мне было понятно, что нам не стоит уходить с поля, некоторые ребята даже начали идти в сторону раздевалки, ведь как это - не послушаться Кварцяного. Ну и я такой: «стойте, какое уходить с поля?», я понимал, что он сейчас успокоится, и игра продолжится. Закончили тогда 1:1. И Кварцяный, и мы были довольны. Я так понял, что этот эпизод попал в кадр. Я кричал на ребят, а там уже дорисовали, что я «командовал парадом». Нет, в «Волыни всем может командовать только один человек (улыбается).


Кварцяный рассказал, что в СССР с судьями делились бонусами за матч. Как думаете, сейчас подобная система существует?

- Конечно, все у нас существует и все об этом знают, но никто не хочет с этим бороться. Только приглашают итальянцев, комиссии организовывают всякие. Доходит до того, что все уже знают мельчайшие подробности: кто, сколько дал, кому занес, кто на контору играет. Все знают расценки, сколько нужно дать, чтобы судья не трогал команду, все в этих кругах все знают, но ничего не делают. Мое мнение: нужно реально взять и посадить человек 5, тогда, я думаю, станут бояться. Есть клубы, которые знают, как добываются результаты, но никто ничего не делает, а значит все всех устраивает.

Вы знаете расценки?

- Догадываюсь, но, если я сейчас скажу, меня сразу вызовут и попросят доказательства. Доказательств нет, но я уверен, если хорошо покопаться, найти их можно.

Приглашение Франческо Баранки и Пьерлуиджи Коллины как-то помогло решить эту проблему?

- Нет, если честно я не вижу, чтобы она как-то решалась. Да, судейство стало лучше, чем 10-15 лет назад, но не благодаря специалистам. Даже взять вот эти все футбольные передачи, социальные сети - сейчас настолько пристально следят за судьями, что у них где-то совесть просыпается. Если судья судит нормально, но ошибается, то футболисты это чувствую сразу, а если где-то еще узнал, что кто-то, где-то занес, то как не нервничать. Получается, команда готовится к играм, и какой-то чудак со свистком, роботу тренеров и футболистов перечеркивает. Мы с этим столкнулись в «Днепре». И тогда стали говорить, что «Днепр» ноет, и тому подобнее, но я бы посмотрел на некоторые команды, если бы их так душили.


«Если бы Коломойский хотя бы немного подсуетился…»

В сезоне 2013-14, по вашему мнению, «Днепру» просто не дали выиграть чемпионат. С чем это было связано?

- Соперники были более опытные тогда (улыбается). Я считаю, что у нашего руководства не было цели стать чемпионами. Если бы Коломойский хотя бы немного подсуетился, то нас бы хотя бы не «душили». Мы реально могли выиграть чемпионат. Я горжусь, и я рад, что мы с судьями не работали, никогда нам не сдавали игры и мы честно добывали вторые, третьи места – это меня радует. Но мы, как «белая ворона». Если бы Коломойский пошел бы против своих принципов хотя бы немного, хотя бы «гавкнул», что бы нас не трогали, мы реально могли войти в историю. И сейчас бы все говорили: «Днепр» – чемпион 2014». Коломойский не такой фанат, как Суркис, Ахметов, Ярославский. Я знаю разговоры судей. Было и такое, что судьи обижались на то, что мы не давали. Даже напрямую, когда Ротань заводился, ему отвечали: «а что вы хотите, чего ожидали?», намекая на наши принципы.

После вашего возвращения в «Днепр», дела в команде шли уже не очень хорошо. Считаете ли вы, что если бы после финала Лиги Европы Коломойский продал бы лидеров, этих проблем можно было бы избежать?

- Я уверен, что всё было бы хорошо. Продали б Коноплянку за те же 20-25 миллионов, и уже половина долга, как минимум. Однако, с моей стороны не корректно обсуждать деятельность Коломойского, но в итоге «Днепр» во Второй лиге.


Тогда все игроки «Днепра» либо уходили сами, либо их продавали. О чем вы думали вы в тот момент?

- Я тогда честно искал варианты с Европой, но что-то не получалось. Был вариант со «Стандартом», это был единственный реальный шанс. Были предложения из Казахстана, Азербайджана, от которых я сразу отказался. Или были от команд, куда бы я не хотел ехать. Потом тренером назначили Михайленко, и я остался. Мне очень нравится играть под его руководством. Ни о чем не жалею

Когда и как вы узнали впервые о создании СК «Днепр-1»? И при каких обстоятельствах получили предложение??

- Создали новый клуб, многие из «Днепра» перешли в СК «Днепр – 1», ведь, как бы печально не звучало, у «Днепра» никакой перспективы нет. Такова реальность…. Надо принимать тяжелые решения в ситуациях, которые сложились. СК «Днепр 1» - новая команда, перспективная, у которой есть задача повыситься в классе.

Президент СК «Днепр – 1» Юрий Береза говорит, что с временем, клуб может прославить Днепропетровскую область, и завоевать доверия фанатов. Лично вы верите в это?

- Фанаты – это же не только ультрас. Конечно, ультрас «Днепра» не перейдут на сторону «СК Днепр 1». И я их понимаю, и уважаю их решение. Но сейчас наша команда - это будущее Днепра, сейчас на стадион ходят по 2-3 тысячи, и это Вторая лига. Нам очень приятно, думаю, со временем все наладится.


«Черноморец» мы переиграли. Не прошли, а именно переиграли»

Вас всегда называли настоящим Днепрянином. Изменилось ли отношение фанатов лично к вам после перехода в СК «Днепр-1»?

- Не знаю. Это надо у них спросить. Могу только сказать, что всегда отдавал всего себя «Днепру». Я всегда буду болеть и переживать за любимый «Днепр».

Сейчас чемпионат Украины на очень низком уровне. Сможет ли наш футбол вернуться на прежний уровень?

Думаю, нет. Уже не будут тратиться такие шальные деньги, как, допустим, пять лет назад, будет все рационально использоваться, маленькие бюджеты.

У нас только несколько команд играют в футбол, а остальные просто пытаются, борются, мешают. Я рад, что играю под руководством Михайленко, который прививает современный футбол. Всем ясно, что СК «Днепр 1» - это не команда Второй лиги. В матче с «Черноморцем» мы переиграли, именно не прошли, а переиграли команду Премьер-лиги. И это признали даже сами игроки «Черноморца». Даже они были немного в шоке от того, что их возит команда Второй лиги (смеется).


Насколько сложно было играть на Кубок против команды УПЛ после матчей Второй лиги?

Конечно, сложно. Мы настраивались на хороший футбол, я переживал, что может что-то не получится, уровень сопротивляемости больше чем, во Второй лиге. В футбол мы играли лучше и закономерно прошли дальше.

Как прокомментируете ту ситуацию, когда представители ультрас «Днепра» пытались «обменять Вашу футболку на носки».

Это, кажется, как раз и было на матче с «Черноморцем». Мне не понятна данная ситуация, это просто какой-то глупый поступок. Но меня он абсолютно не задел. Если бы я знал, то отдал бы футболку человеку, которому она реально нужна. А так, я даже знаю, что некоторые «фанаты» «Днепра», пошли на сектор «Черноморца», и болели против нас. То есть «Черноморцу» и «Металлисту», с которыми они реально всегда были врагами, объявили перемирие, а с нами воюют. И именно тот факт, что они пошли болеть, против своих пацанов на сектор соперника – это позор.


«Давайте проснемся, никто уже не играет в бей-беги»

Украина, в который раз оказалась за бортом чемпионата мира. Что Вы думаете по этому поводу?

- Это тоже проблема нашего чемпионата, судей, коррупции. Когда все это очисться, то о чем-то можно будет говорить. Вы сами говорите, что «в который раз», чему тогда удивляться? Значит это закономерность. Я считаю, что у нас хорошая команда, хорошие футболисты. До последнего тура, до последнего тайма мы могли выйти. Много критики в сторону Андрея Шевченко, которую я совсем не поддерживаю.

Я общаюсь с ребятами, которые в сборной и вижу, что команда пытается играть в тот футбол, в который играют ведущие сборные. Ладно, болельщики, журналисты, но люди, которые разбираются в футболе, начинают говорить, мол, раньше мы выигрывали за счет, грубо говоря, «бей-беги», система Лобановского… Ребята, сколько лет прошло? Уже Люксембург играет вничью с Францией, Исландия, население которой 300 тысяч выходит на второй крупный форум и продают футболистов по 40 миллионов, давайте проснемся, никто уже не играет в бей-беги. Так может нужно что-то менять, надо играть в футбол. У нас есть для этого футболисты. Я только за Шевченко, и уверен, что у него всё получится. Да, может у него нет опыта, но посмотрите, каких он взял помощников. Кто если не он? Мне нравится его поведение, до, после, во время матча, как он строит атмосферу в команде, какой футбол прививает. Надоели эти разговоры «мы так не умеем, мы так не может» да мы так никогда и не сможем. Может Шевченко что-то поменяет, и «супер» эксперты поймут, что мы можем.

Я смотрел матч Хорватия – Греция. Хорваты просто порвали соперника в одну калитку, а мы Хорватию в первом тайме переигрывали полностью, где все 11 футболистов – топ игроки, которые выступают в топ-чемпионатах. Значит, мы можем играть в такой футбол. Я тогда даже другу написал в перерыве «посмотри, мы возим Хорватию» и это не последняя команду в мире. Думаю, это что-то значит. Раньше такого не было. А сейчас играем в футбол. Весь мир уже так играет, чем мы хуже, я не могу понять этого. Я почти уверен, что мы попадем на следующий форум.

В начале ноября Андреа Пирло объявил о завершении карьеры. Это как-то повлияло на ваши мысли о завершении карьеры?

Пирло завершил, Хави вот на днях буквально тоже. Это футболисты, на которых я вырос, на которых я равнялся, смотрел игры только ради них, кроме Хави и Пирло, это ещё Фабрегас, Скоулз, Хаби Алоносо. Чуть раньше Зидан, Верон. Вот они все заканчивают, значит и мне недолго осталось (смеется).

Обидно конечно, что заканчивают. Часто смотрю старые записи, голы. Это великие футболисты. Сейчас мне нравятся Жоржиньо, Кроос, Пьянич.


О чем мечтает Сергей Кравченко?

Самое главное - это здоровье моей семье и мне. Если говорить о футболе, то хочется побольше поиграть. По завершении карьеры, конечно, есть мысли о тренерстве, но пока рано. Здоровье - это самое главное, а все остальное будет.

Константин КВАША