ЧМ без Италии? Кое-что из удивительной истории стыков
Накал страстей на этой стадии всегда запределен. В разгар решающих матчей за последние путевки и на фоне поражения Италии от шведов предлагаем вам путешествие в историю стыков.
ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ? ЭТО СТЫКИ
У таких встреч особый дух. Они – вещь в себе. Идут в отрыве от остального соревнования. Они всегда финалы. А потому победы в них дают куда больше, чем выход в следующий раунд. По эмоциям успех в стыках, как правило, не уступает завоеванию трофея. Запрыгивать в уходящий поезд в последний момент с одной стороны намного опаснее, чем занять свое место заранее. Зато адреналин переполняет.
Стыки – это катализатор интереса к футболу даже там, где аншлагами обычно не пахнет. Например, нынешняя ФНЛ откровенно разочаровывает показателями посещаемости. Но нет сомнений, что весной матчи 3-й и 4-й команд по итогам первенства с соперниками из премьер-лиги вызовут в их городах ажиотаж. Потому что это будут настоящие кубковые дуэли. С ясным и очень ценным призом на кону.
А образцом для подражания в клубном футболе служит в этом плане Англия. В каждом дивизионе, начиная с чемпионшипа (аналога нашей ФНЛ), вслед за «гладким» турниром следует плей-офф. Финалы этих мини-турниров проходят на «Уэмбли» при потрясающей атмосфере.
И все-таки клубные дела меркнут, когда речь заходит о баталиях сборных. На уровне чемпионатов Европы стыковые матчи появились относительно недавно. Ирландия и Голландия выясняли, кто получит последнюю путевку на Евро-1996. Единственный матч на «Энфилде» в Ливерпуле остался за «оранжевыми».
А вот чемпионаты мира могут похвастать целой россыпью необычных и драматичных историй, связанных со стыками. Разве что в 1930-м таких не было. Но просто по той причине, что первое по счету мировое первенстве в принципе не предусматривало отборочного турнира – в Уругвае играли все, кто сумел туда добраться. Однако уже через четыре года стыки дебютировали на мировой арене. И больше ее не покидали, становясь визитной карточкой практически каждой осени, предшествующей финальному турниру.
Итак, предлагаю вам совершить путешествие по чемпионатам мира разных лет. Начнем с Италии. 83 года назад там случилась удивительная вещь.
1934. МЕКСИКА, ПОСТОРОНИСЬ!
Сегодня подобное, конечно, немыслимо. Но когда культура проведения главного турнира планеты только формировалась, возможно было все. Итак, представьте себя мексиканцем. Ваша сборная успешно прошла отборочный турнир (благо для этого достаточно было обыграть Кубу – других претендентов не было). Уже доплыла до Италии – хозяйки чемпионата. И тут... В последний момент о своем желании выступить на турнире заявляют США. А ФИФА... назначает дополнительный матч! За три дня до старта финальной части! Там же, в Риме.
Впрочем, мексиканцы не сильно расстроились. Они были уверены в своей легкой победе над несыгранной и, по сути, только что собранной командой «непрофессионалов», наслаждались римскими каникулами. Зато их соперники, пока добирались через океан на корабле, так себя настроили и натренировали, что выдали потрясающий матч. Выиграли 4:2 и оставили Мексику ни с чем. Покер оформил Альдо Донелли. Сын итальянских эмигрантов в студенческие годы был хорош не только в соккере, но и в американском футболе. И так обожал физподготовку, что сегодня его имя носит спортзал Колумбийского университета в Нью-Йорке. В последующие годы Мексика мстила американцам за ту пощечину, громя их раз за разом 7:2, 7:3, 6:0 и так далее, но полностью смыть позор было уже невозможно.
1950. НЕ ХОДИТЕ БОСИКОМ!
Югославия и Франция дважды сыграли вничью: и в Белграде, и в Париже счет был 1:1. Дополнительное время и уж тем более серия пенальти тогда не предусматривались. Снова был назначен дополнительный матч. Причем снова в Риме. Тут без овертайма уже не обошлось: после ничьей 2:2 балканцы забили решающий мяч. Впрочем, ФИФА предложила путевку и французам, но они отказались.
Отказы вообще были частым явлением в ту тяжелую послевоенную пору. В финальной части ЧМ-50 участвовали в итоге всего 13 команд. Но если большинство сборных объясняли свое решение финансовыми сложностями, то Индия снялась с турнира, потому что футболистам запретили играть... босиком. Удивительный факт, но на Олимпиаде-48 индусы играли без обуви. И только после этого ФИФА прописала в правилах запрет на подобную «экипировку».
1954. МАЛЬЧИК С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ
Испания и Турция обменялись победами, после чего их ждал дополнительный матч. Где? Конечно в Риме. Когда прозвучал финальный свисток, счет был 2:2. Как быть дальше? Решение нашлось насколько простое, настолько же дикое по сегодняшним меркам. Судьбу путевки на чемпионат мира решил 14-летний местный паренек Луиджи Джемма, чей отец работал на стадионе. Ему завязали глаза и протянули чашу с двумя бумажками. Он вытащил ту, на которой было написано «Турция».
1958. СЫГРАЙТЕ С ИЗРАИЛЕМ! ХОТЬ КТО-НИБУДЬ!
Политика вмешивалась в спорт очень часто. В частности, появление на карте мира государства Израиль не нравилось многим настолько, что встреч с этой сборной они избегали любыми способами. В отборе на ЧМ-58 дошло до смешного. Сначала Израиль прошел в следующий раунд за счет отказа и снятия Турции. А затем точно так же поступил Судан.
Получалось, что израильтяне выходят в финальный турнир, не сыграв ни одного матча! Но это не соответствовало правилам ФИФА. Решено было найти им соперника среди неудачников европейских отборочных групп. Бельгия отказалась, зато согласился Уэльс. И не зря, потому как по итогам двух матчей оказался сильнее. Благодаря такой необычной ситуации в финальную часть в первый (и пока единственный) раз вышли все четыре британских сборных: Англия, Северная Ирландия, Уэльс и Шотландия.
1962. КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
Количество стран-участниц активно росло, и на этот раз межконтинентальные стыковые матчи были предусмотрены заранее. Причем получилось так, что сразу несколько конфедераций оказались в неравном положении. По одной лучшей сборной от Северной Америки, Азии и Африки не получали путевки в финальный турнир напрямую, а отправлялись в стыки с двумя европейскими и одной южноамериканской командами. В итоге Марокко проиграл Испании, а Корея – Югославии. Азия и Африка на чемпионате мира представлены не были. И только Мексика сумела преодолеть барьер в лице парагвайцев.
1966. АФРИКА ПРОТЕСТУЕТ!
ФИФА пыталась провернуть такой финт еще раз, но гордые африканские сборные потребовали прямую путевку для своего представителя. А услышав отказ, единым фронтом снялись с отбора. Кроме того они протестовали против возвращения Южной Африке членства в ФИФА, ведь там процветал режим апартеида. Так что до стыков дело даже не дошло.
1970. ФУТБОЛЬНАЯ ВОЙНА
Израиль продолжали не любить. Теперь с ним отказалась играть сборная КНДР. Зоны Азии и Океании были объединены, и для выхода в финальную часть Израилю хватило побед в матчах с Новой Зеландией и Австралией. Все прошло мирно.
Не то что в Сальвадоре и Гондурасе. Две сборные пересеклись в полуфинале отбора зоны КОНКАКАФ. Отношения между соседними странами были к тому моменту весьма напряженными. Гондурасский диктатор Освальдо Лопес Арельяно довел экономику страну до печального состояния и назвал корнем бед переселенцев из Сальвадора, которых стали массово депортировать.
После первой встречи в столице Гондураса Тегусигальпе (хозяева победили 1:0) произошли столкновения болельщиков, а стадион едва не спалили дотла. В Сальвадоре настоящей героиней стала Амелия Боланиос – после поражения родной сборной она от расстройства пустила себе пулю в сердце – настолько была патриотичной. На похороны Амелии собралась многотысячная толпа.
Через неделю, за день до ответного матча в Сан-Сальвадоре, у гостиницы, где поселилась команда Гондураса, люди с транспарантами жгли костры и скандировали оскорбления в адрес гостей. В итоге те не выспались и проиграли хозяевам 0:3. Но если футболистов успешно эвакуировали со стадиона, то их болельщикам повезло меньше: в массовых стычках погибло два человека.
Обстановка накалилась до предела. На территории Гондураса участились случаи поджогов домов, в которых жили сальвадорские иммигранты, их били и убивали. Они стали массово возвращаться (вернее убегать) на родину. Граница между странами закрылась, в Сальвадоре было введено чрезвычайное положение.
Настал день третьего матча. Тот факт, что он проводился на нейтральном поле в Мехико, вопреки надеждам ФИФА, спасением не стал. Как только прозвучал финальный свисток, началась война. Длилась она шесть дней, погибло порядка двух тысяч человек. И если на поле в дополнительное время сильнее оказался Сальвадор (позже он прошел Гаити и вышел в финальный турнир), то в войне, которая носит название «футбольная», победителя не было. И без того бедные страны погрузились в полную нищету, конфликт похоронил региональный интеграционный проект Центральноамериканского общего рынка. Мирный договор между Сальвадором и Гондурасом был заключен только 30 октября 1980 года, а границу между странами окончательно установили в 1992-м.
1974. «ИГРАТЬ В ТЮРЬМЕ НЕ БУДЕМ!»
И снова о политике. Межконтинентальную пару составили СССР и Чили. Ничто не предвещало беды, пока 11 сентября 1973 года (то есть за две недели до первого матча в Москве) в Чили не совершили государственный переворот. Президент Сальвадор Альенде, с которым советская власть дружила, был свергнут, а власть в стране захватил генерал Пиночет.
Футбол отошел не на второй даже, а на третий план. Московский матч состоялся, но уже тогда было понятно, что советская власть серьезно сомневается, стоит ли играть второй в Сантьяго: в газете «Футбол-Хоккей» отчету о важнейшей встрече было посвящено всего 50 строк на восьмой полосе.
СССР предлагал провести ответный поединок в любой другой южноамериканской стране, объясняя свое нежелание отправляться в Сантьяго тем, что «местный стадион превращен военной хунтой в концентрационный лагерь, арену пыток и казни патриотов чилийского народа. На трибунах и в помещении стадиона содержатся тысячи ни в чем не повинных людей. Среди узников стадиона-тюрьмы много иностранцев, в том числе и кубинские тренеры, приехавшие в Чили для передачи опыта по приглашению чилийских спортивных организаций». Но понимания советская сторона не нашла. Матч бойкотировала. Сборная СССР впервые не прошла отбор на чемпионат мира.
21 ноября 1973 года на стадионе «Насьональ» собралось около пяти тысяч зрителей. Футболисты сборной Чили вышли на поле. Противника, понятное дело, не было. Судья дал свисток, и четыре игрока в красно-синей, вяло перепасовываясь, направились к чужой штрафной. После восьми передач Франсиско Вальдес чуть ли не с линии ворот вколотил мяч в сетку. Судья показал на центр, а на табло загорелось: «Чили – СССР – 1:0». Подобного циркового номера на таком уровне история футбола не знала ни до, ни после.
1990. ИЗРАИЛЬ – ЭТО РЯДОМ С ФИДЖИ?
Это сейчас сборная Израиля стабильно выступает под эгидой УЕФА. Но долгие годы она никак не могла найти себе постоянной прописки. То от Европы играла, то от Азии. А в ЧМ-1990 пыталась пробиться как представитель... Океании. Такой же статус получил Тайвань. Выиграв финальную группу у Австралии и Новой Зеландии, израильская команды вышла в межконтинентальный стык, где ее ждала Колумбия. Южноамериканцы победили по сумме двух встреч 1:0.
2006: УЗБЕКИ ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ...
Удивительная история. Сборные Узбекистана и Бахрейна заняли третьи места в своих группах азиатского отбора и проводили стыки за право сыграть с Новой Зеландией в межконтинентальной паре. Узбекская команда проводила первый матч дома. Быстро повела в счете благодаря голу Касымова, а незадолго до перерыва получила право на пенальти. Джепаров забил, но японский судья Есида по загадочным причинам гол не засчитал. Судя по всему, решил, что кто-то из игроков забежал в штрафную преждевременно. Однако в таком случае он должен был дать игроку право повторить удар. Но вместо этого назначил свободный в пользу бахрейнцев.
Матч так и закончился 1:0. Узбекистан был возмущен, потребовал присудить Бахрейну поражение. Эх, знали бы тогда узбеки, к чему их жалобы приведут. ФИФА встала на их сторону, однако вместо победы 3:0 Узбекистан получил необходимость переиграть первый матч! И на этот раз команды сыграли 1:1, то есть Бахрейн остался в плюсе. А дома сумел добиться нулевой ничьей и прошел дальше. С тех пор проклятие отборочных турниров преследует Узбекистан: команда всегда подбирается близко к заветным путевкам, но в решающий момент оступается.
2010. АНРИ, ГДЕ ТВОЯ СОВЕСТЬ?
Громким скандалом завершилось противостояние между Ирландией и Францией. Команды обменялись гостевыми победами 1:0, и в добавочное время в Париже все решил мяч француза Галласа. При этом Анри, прежде чем отдать голевую передачу, подыграл себе рукой. Ирландия бурлила от негодования. Требовала назначить переигровку. И даже всерьез призывала включить команду в финальную часть 33-м участником. Тщетно, ФИФА не пошла на уступки. Вернее, откупилась. Как выяснилось пару лет назад, ФИФА тогда выплатила футбольной ассоциации Ирландии пять миллионов долларов. По документам – на строительство стадиона. По сути – за молчание и отказ от дальнейших претензий.
Вот такие бывали стыки. А вы говорите Италия...
Филипп ПАПЕНКОВ