21 лютого 2002 00:36

Пресс-конференция тренеров молодежной, юниорской и юношеской сборных Украины. Отчет.


Сегодня впервые в истории независимого украинского футбола состоялась объединенная пресс-конференция всех тренеров молодежных, юниорских и юношеских сборных команд Украины. Возглавлял эту делегацию председатель комитета ФФУ по работе со сборными Анатолий Бузник. Он и начал пресс-конференцию с краткого обзора планов и программ подготовки наших «младших» сборных на этот год. Так, если молодежной (U-21) и юниорским сборным (U-19, 1984 г.р.) Анатолия Крощенко, а также сборной 86-го года рождения Валентина Луценко (U-17)в этом году только предстоит старт в новых отборочных турнирах, готовясь к ним через тренировочные сборы и товарищеские матчи, то команда Павла Яковенко (U-17, 85-й г.р.) уже через 2 месяца будет защищать честь Украины на чемпионате Европы в Дании, проведя перед этим 5 спаррингов с серьезными соперниками. А вот самая младшая сборная, 1987-го года, возглавляемая Виктором Кащеем в борьбу вступит только через год и находится пока только в стадии формирования. После такой интродукции г-на Бузника слово взяли сами тренеры.

А. Крощенко. Я не буду останавливаться на результатах моих команд – и турнир Гранаткина, и товарищеские матчи в Сирии достаточно полно освещались в прессе, но хотелось бы заострить внимание на некоторых вопросах жизнедеятельности сборной. Вот, например, молодежная сборная едет в Сирию, идет подготовительный период, в чемпионате перерыв, но вырывать футболистов из клубов приходится буквально с боем. Надо как-то расставлять приоритеты в отношении задач сборной, и задач клубов. Ведь есть регламент, в котором четко записано, что игроков и в юношескую, и в молодежную сборную клубы должны предоставлять по первому требованию. Естественно, есть и ограничения.

В прошлом году во время подготовки к юниорскому чемпионату мира в Аргентине сборная Германии провела двадцать шесть матчей, а сборная Японии – тридцать. Я не беру во внимание экономическую сторону вопроса, я говорю только о том, как эти страны, эти федерации решали вопрос с освобождением игроков. Учитывая, что сейчас только начало нового цикла, считаю, что этот вопрос должен прозвучать достаточно остро, и все мы: и федерация, и СМИ должны сделать все, чтобы регламент соревнований выполнялся, и клубы отпускали игроков в сборную.

Второй момент, который я хотел бы осветить, быть может, забегая вперед и опережая Ваши вопросы. При выборе тренеров и национальной, и молодежной сборной руководители нашего футбола руководствовались программами кандидатов. Поэтому сейчас я хотел бы остановиться именно на программе. Программа – слово иностранное, с греческого переводится как объяснение, объявление или распоряжение. У нас под программой понимают количество сборов, базу, заключение контрактов с игроками и клубами, материальные условия для футболистов, которых вызывают в сборную. Почему мы говорим о материальных условиях? Потому что некоторые футболисты, приезжая в сборную теряют место в основном составе, как случилось в прошлом году с Беликом, который потерял не только место, но и премиальные за матчи, в которых не участвовал.

Это моменты, быть может меркантильные, но они заботят футболистов, и если мы хотим, чтобы у нас все шло гладко, надо заключать эти контракты между федерацией и игроками, о которых говорил Г.М. Суркис и тогда проблем с вызовами игроков не будет.

Еще касательно программы. Правильно будет заметить, что я представляю определенную группу людей, около 50 человек, ту же молодежную команду, которая играла на чемпионате мира и по опыту, накопленному в этих играх, я представляю, какие линии в командах надо усиливать. Мы мало пропускаем, но и мало забиваем. По всей вероятности, надо усиливать линию атаки. Как это сделать? Если у нас будет достаточный подбор атакующих игроков, мы будем привлекать их в команду. Сейчас у нас таких футболситов не хватает, поэтому задачу усиления атаки будем решать путем изменения тактической схемы. В домашних матчах будем играть не в 1-2 , а в 3 нападающих. Как это получится, время покажет. Если сработает, значит, таким образом усилим линию атаки. То же самое в отношении других линий, которые, может быть, нуждаются не в усилении, а в стабилизации и повышения конкуренции за место в составе. К примеру, линия обороны и на чемпионате Европы, и на чемпионате мира сыграла достаточно прилично, поэтому там нужно создать конкуренцию, чтобы, как говорится, «карась не дремал». Для этого на сбор в Сирии мы привлекли большую группу защитников, но говорить, кто из них как сыграл, я думаю, пока преждевременно – сыграно всего 2 игры. Я думаю, в течение ближайших 2-3 игр эти игроки докажут или опровергнуть правомерность наших начинаний.

П. Яковенко. До чемпионата Европы у нас осталось не так много времени. На уровне сборных у нас запланировано 5 матчей: 19 и 21 марта сыграем с Чехией, 8 апреля с Францией, 8 и 10 мая – с Венгрией. Также возможно параллельно с национальной и молодежной командами сыграем со сверстниками из Грузии. Нам легче приходится с вызовами футболистов: костяк команды все время вместе, а по тем, кого мы приглашаем, отказов нет. Приняли мы участие и в Мемориале Макарова и заняли в нем второе место.Кроме того два раза в неделю мы играем контрольные матчи.

В. Луценко. Коснусь нашей подготовки к предстоящему отборочному турниру чемпионата Европы. У нас была предварительная договоренность, что он будет проведен в Азербайджане, но нас абсолютно не устраивают сроки проведения этого турнира. Хозяева предлагают нам сыграть в августе, чтобы приурочить это событие к открытию нового стадиона. Но дело в том, что в этот период у наших юношей перерыв – ни в июле, ни в августе они не играют. Как можно ехать на отборочный турнир, не имея игровой практики? Поэтому мы будем всячески отказываться от августа, послали предложение сыграть в начале октябре и если азербайджанцы и турки не согласятся, мы будем поддерживать предложение Шотландии сыграть наш мини-турнир там.

Что касается непосредственно подготовки нашей команды, то каждый год (а я в сборной уже 7 лет) мы сталкиваемся с одной и той же проблемой – нехваткой серьезных спаррингов. Да, мы проводим сборы в прекрасных условиях, контрольные матчи с более взрослыми соперниками – это хорошо, но это не заменит матчей на уровне сборных. Хотелось бы учствовать в различных турнирах, но нас туда не приглашают, а у себя дома мы таких турниров не проводим. Мы говорим руководству, что пора и у нас начать проводить турниры, это даст возможность регулярно участвовать и в турнирах за рубежом. Тогда у нас будет надлежащая игровая практика. Проблема игровой практики есть и будет, и она нас очень волнует. Не хочу повторяться, но в прошлом году оппоненты нашей команды 82-го г.р. – чехи, финны, испанцы – провели по 23-24 игры, а мы только одну – со Швейцарией в гостях.

Мы ведем переписку с федерациями тех же Венгрии, Польши, а они нам отвечают, что уже заняты и календарь расписан на два года вперед. Думаю, эта проблема касается всех моих коллег.

В. Кащей. Команда 87-го года в этом году не участвует ни в каких соревновниях, поэтому для нас главная задача – это создать боеспособный коллектив к соревнованиям, которые состоятся в следующем году. Что-либо говорить об этой команде сложно – ее, в принципе, пока еще не сущетвует, есть только какие-то наметки. В декабре мы приняли участие в турнире, посмотрели ребят, определили участников будущих сборов команды. Идет обкатка игроков, продолжаетмся селекция. Недавно мы вместо команды Луценко провели турнир в Риге, заняли там второе место. Этот год у нас пройдет под знаком селекции.

Вопрос относится ко всем тренерам. Главную проблему на поле Вам создает соперник, а вот есть ли проблемы другого характера: экипированы ли команды? Обеспечены ли они материально?

А. Бузник. За последние два года намного возрос уровень и экипировки, и гостиниц, и питания футболистов, но это еще не то, к чему мы стремимся. Я считаю, что сборная должна на быть экипирована на весь отборочный цикл, хранить форму у себя, отвечать за нее, а не получать ее за 2 дня до матчей. В любом случае, за последнее время произошел очень большой качественный скачок, но предстоит еще большая работа, потому что та же Россия имеет и лучшую экипировку, и лучшее обеспечение своих команд. Это то, что я думаю. Возможно, у тренеров есть свое мнение, они с Вами поделятся.

В. Луценко. Недавно мы побывали на плей-офф с командой Греции. Это были официальные соревнования УЕФА. И мы не знали, как нам экипировать команду, где взять одинаковую форму. А ведь мы - лицо нашей страны. Мы выходим на разминку, а за нами наблюдают 6-7 тысяч зрителей, пришедших на матч. А что касается перелета, он вообще выдался очень тяжелым: два часа мы летели в Вену, два часа ждали там, потом перелет в Грецию. В Греции мы ждали 14 (!) часов. Там была забастовка, самолеты 3 дня не летали. Мы сидели прямо на полу. И хотя у нас есть такие игроки, которые получают 50-100 долларов стипендии, но к нам подходили ребята и говорили: «Надо кушать!». Думаю, Григорий Михайлович об этом точно не знал, но бухгалтер мне заявила: «Вас же в самолете кормят!». Надеюсь, с этого года все будет по-другому. Год назад у нас не было даже значков, чтоб обменяться сувенирами с командой-соперником. Сейчас значки появились, но их недостаточно для того, чтобы обменяться ими со всеми командами, с которыми приходится играть.

Анатолий Николаевич, Вы жалуетесь на то, что игроков не отпускают в сборную. Но ведь есть регламент, в котором указаны санкции, применяемые к клубам, которые не отпускают игроков. Возможно, стоило бы показательно покарать один из клубов, применить к нему какой-то штраф, чтобы в будущем таких проблем не возникало?

Я Вам скажу так, эти вызовы вызывают антагонизм между клубами и тренером сборной. Я перед вылетом в Сирию разговаривал с Валерием Яремченко, разговор очень длительный был. Он меня спрашивает: А «Динамо» дает игроков? Я отвечаю: «Дает». «Тогда и мы отпустим». Цепная реакция. И так же ведут себя «Карпаты», «Металлург» Запорожье и другие. Чтобы не было этой цепной реакции, я думаю, мы с Вашей помощью вопрос этот должны решать для успешного выступления нашей сборной.

Павел Александрович, специалисты отмечают сбалансированность Вашей команды. Она продемонстрировала отличную форму, заняв 2-ое место на Мемориале Макарова. Однако до чемпионата Европы 2 месяца, у Вас нет опасений, что команда вышла на пик своей формы слишком рано?

Да нет, я не думаю, что это пик формы, мы можем еще прибавить.

Каждый год в течение 10 лет независимого украинского футбола наши молодые игроки оказываются в сборных России и других стран. Все ли делается для того, чтобы украинские игроки играли все-таки за Украину?

О. Орехов, Президент Детско-юношеской футбольной лиги (ДЮФЛ). Это делаем не только мы, это делает и УЕФА. Сейчас мы проводим соревнования детско-юношеской лиги, чтобы наши специалисты могли просматривать игроков здесь, а не ехать за границу. Есть, правда, такая проблема, что выезжают футболисты одного возраста, а там уже становятся другого. Тренеры, чтобы получить компенсацию за воспитание футболиста, могут «делать» возраст. И ПФЛ совместно ДЮФЛ будет проводиться ряд мероприятий, чтобы наказать людей, которые этим занимаются. Если человек с измененным возрастом будет заигран за сборную и это выяснится, проблемы будет у всех сборных, в том числе и национальной.

Вопрос к Павлу Яковенко. У вас действительно очень хорошая команда. У нее большое будущее. Но конкретный вопрос: как идет украинизация некоторых игроков, ведь мы знаем у Вас есть игроки из разных стран?

Да, есть у нас такая группа футболистов, которая на контракте в киевском «Динамо». Возможно, они и останутся в «Динамо», в сборной же будут играть только игроки с украинским паспортом.

А гимн они уже выучили?

Учим :)

Стало ли Вам легче работать по сравнению с временами Советского Союза?

А. Бузник. После распада СССР прошло уже более 10 лет и многие мои коллеги не работали тогда в сборных, поэтому трудно сравнивать, но относительно ФФУ я повторюсь: у нас многое улучшилось за последнее время.

А. Крощенко. Я хочу добавить. «Если все так хорошо, почему все так плохо». В 1986 году на Спартакиаде мы не взяли в сборную Украины Литвиненко и Гайдаша, игроков основы сборной Союза. Гайдаш до сих пор играет. Почему же мы отказались от них? А дело в том, что в том году были ребята не хуже Гайдаша и Литвиненко, но более дисциплинированные и более трудолюбивые. Тогда был выбор, а сейчас, несмотря на лучшую базу… Зачем далеко ходить – возьмем динамовскую школу. Сколько лет уже она не дает игроков для первой команды? 1975-76 как дали выпуск, 77-й – 0, 78-й – один Венглинский, 79-й – 0 (1 – Несмачный – прим. ред.), 80-й – 0, 81-й – 0, 82-й – 0 (Лисицкий - прим. ред.). Вот он результат экипировки, результат баз и всего остального. Так что оценивать надо в комплексе.

После окончания пресс-конференции удалось эксклюзивно пообщаться с Анатолием Крощенко и задать несколько интересующих «Динамоманию» вопросов.

Анатолий Николаевич, почему Вы не пригласили на сбор в Сирии экс-динамовцев, а ныне игроков «Закарпатья» Лозинского и Скобу? Собираетесь ли Вы приглашать их в молодежную сборную в будущем? Если нет, то почему?

Вы знаете, такие моменты я стараюсь не комментировать. Во-первых, это личное дело тренера. Во-вторых, я не хочу говорить о негативных сторонах этих игроков, потому что у них есть свои руководители, президенты клубов, которые владеют их контрактами, определенная трансферная стоимость… Тем более, что в таком возрасте нельзя давать ни негативную, ни позитивную оценки, потому что у одних звезда во лбу загорится, у других ноги начнут трястись. Но дело даже не в этом: они еще растут, у них неустойчивая психика. Сегодня они не играют, но завтра могут заиграть. Таких примеров уйма. Поэтому в таких случаях я избегаю комментариев и оценок.

Не собираетесь ли Вы по примеру Леонида Буряка опубликовать расширенный список кандидатов в молодежную сборную?

У меня есть такой список. Я даже взял его сегодня с собой. Правда, он у меня в одном экземпляре (заветный список на мгновение показался из папки Анатолия Николаевича и тут же скрылся в ней опять – я сумел разглядеть лишь несколько фамилий и общее количество кандидатов – 46. Будем надеяться, он все-таки будет опубликован – прим. ред.). У каждого тренера есть такой список. Потому что кто сегодня не играет, может заиграть завтра, как тот же Несин из «Днепра». Сейчас на сборах в «Днепре» постоянно играет за основной состав. Пусть Лозинский и Скоба заиграют, а мы будем за ними следить, если будут прогрессировать, мы будем их брать.

По итогам Мемориала Гранаткина очень хвалили Оберемко…

Хорошо он сыграл только последнюю игру, остальные игры сыграл неплохо, но говорить, что он – игрок молодежной сборной пока рановато.

А Вы планируете перетекание игроков юниорской сборной в молодежную, если кто-то из них будет стремительно прогрессировать?

Это не я планирую. Это жизнь. Причем здесь я? Вот в 58-м году у бразильцев появился Пеле, сколько лет ему было? Семнадцать. Его взяли в резерв, но волею случая он заиграл в основе и стал звездой. Так бывает и очень часто. Но гораздо чаще бывает наоборот, поэтому хвалить, давать авансы молодым игрокам – неблагодарное дело.