26 вересня 2017 10:08
1

Виталий ЛИСИЦКИЙ: "Максимов попросил в подарок победу, но мы уже купили галстук"

Вашему вниманию — вторая часть интервью zbirna.com с экс-игроком Динамо, Днепра, Черноморца, а также других украинских клубов и сборной страны Виталием Лисицким.


«Протасов — тренер с европейским подходом»

— Как возник вариант с переходом в Днепр?

— Я вернулся в Киев из аренды в Черноморце, планируя снова отправиться в Одессу. Но мне сказали, что Динамо бесплатно отдавать меня не хочет. На сборах я повредил колено. Вернулся в Киев, где известный хирург Линько провел мне операцию. Потом месяц восстанавливался, после чего встретился с Игорем Суркисом. Он сказал, что есть вариант с Днепром. Тогда многие динамовцы ехали в этом направлении, и я не стал исключением.

— Что скажете о работе с Кучеревским?

— Евгений Мефодьевич умел одним словом снять напряжение в команде. Он подбирал правильные слова. А Вадим Тищенко руководил непосредственно тренировочным процессом.

— А чему научил Олег Протасов?

— Это тренер с европейским подходом. Запомнились его слова: «Если вы устали, подойдите ко мне и скажите, я вам дам выходной». Все было на доверии построено. Начались занятия по тактике. Ходили по полю, и он показывал, что ты должен делать и где располагаться при этом. Ранее лишь у Альтмана я встречал подобные занятия.

— В чем причины вылета Днепра от Беллинцоны в Кубке УЕФА-2008/2009?

— Таких матчей я могу назвать миллион. Скорее всего, главная причина в недооценке соперника. Думаешь, что сейчас приедешь к ним, свои один-два гола спокойно забьешь и уедешь. Но более слабые команды выходят с двойной мотивацией и отдают все силы на поле. Впрочем, есть и другие факторы. Конкретно в ответном матче со швейцарцами мы провалили игру, не смогли забить второй гол, который стал бы спасительным.

— Что испытывает футболист, когда проигрывает в таком матче?

— Наверное, каждый переживает по-своему. Ощущается опустошение, понимаешь, что где-то не доработал. Но после драки кулаками не машут.

— В матче против Сарагосы в Кубке УЕФА-2004/2005 на групповом этапе за испанцев играл молодой Давид Вилья. Ощущали, что противостоите будущему чемпиону мира и Европы?

— Вилью в том матче не помню. Больше следили за действиями своей команды. Еще Габриэль Милито тогда играл. Они были молодые и не были на слуху. Зато прекрасно помню в составе Сарагосы футболиста, который выступал ранее за Милан – Хави Морено. Савио в том матче красивый мяч со штрафного забил.


«Максимов — фартовый, поэтому и не вылетели»


— Шесть лет в Кривом Роге — лучшие годы в вашей карьере?

— У меня вся карьера приятная (смеется). В Кривбассе на протяжении этих лет всегда был классный коллектив. Было много футболистов из Днепра. Я застал времена, когда в команде еще были такие мастера, как Сачко, Грановский и Остапенко. Если вспоминать по фамилиям, то человек тридцать выйдет (смеется).

— С Олегом Тараном судьба вас трижды сводила, дважды в Кривбассе и еще раз в Запорожье…

— Таран заставил нас играть в футбол без денег. Не каждый сможет настроить игроков, которым полгода не платят зарплату.

— В сезоне-2009/2010 Кривбасс многие заранее похоронили. Как команда совершила рывок с последнего места?

— Юрий Вильевич фартовый, поэтому и остались в Премьер-лиге. К тому же Максимов оставил в команде людей, в которых верил, которым по силам было решить задачу. После осенней части чемпионата мы были на дне таблицы. Максимов взял меня, Лепу и Пашаева, из Динамо Морозюка и Бойко, плюс остался Костышин, и мы совершили этот подвиг — остались в элите. Произошло чудо, звезды так сложились.

— Как считаете, почему Максимов назначил именно вас капитаном Кривбасса?

— Максимов не назначал, выбирала команда. Почему выбрали меня? Без понятия.

— Было время, когда летом 2012-го месяц командой руководил Виталий Кварцяный…

— Я не до конца понимаю, как это произошло. Мы тогда здорово провели осеннюю часть чемпионата-2011/2012, были в зоне еврокубков, но провалили весну и закончили на 10-м месте. Весной не выиграли ни одного матча, нам осеннего задела хватило. Максимова убрали. До сих пор не понимаю, почему так с ним поступили. Ясно, что результаты были плохие, но, с другой стороны, могли дать еще время, все-таки Юрий Вильевич был молодой тренер, можно было посмотреть, случайность это или закономерность. Максимов постоянно шутил: «Мы тут с вами отдыхаем, а придет такой, как Кварцяный, и тогда посмотрите, что такое футбол». Он как в воду глядел (смеется).

— Что примечательного отметите у Кварцяного?

— Виталий Владимирович великолепно подготовил команду на сборах. Мне понравился сам процесс подготовки. Я прекрасно себя чувствовал физически и был полностью готов к началу чемпионата. Проработав с ним месяц, ничего плохого о нем не скажу. Единственное, что не понравилось — это собрания, которые Кварцяный проводил в 11 часов вечера, на которых мы час или полтора разговаривали о жизни. Я не понимал цели этих собраний, ведь можно было сразу после ужина сесть и поговорить.

— На этих собраниях Кварцяный про свою жизнь рассказывал или спрашивал у каждого, что у него происходит?

— В основном рассказывал о своей жизни, о своих командах. Вспоминал невероятные истории. Но они все наверняка есть в его книге.

— Молодым тяжело работать с Кварцяным?

— Я недолго с ним проработал, чтобы судить об этом. Но считаю, что любой тренер видит, когда футболист профессионально относится к своим обязанностям и выполняет все требования. В физическом и психологическом плане, может, и тяжело, но если выполняешь, что он говорит, то проблем не будет. Думаю, что Влад Ващук может больше рассказать, все-таки он попал к нему, будучи взрослым человеком и прошел определенный этап под его руководством.

— Кривбасс сменил за месяц двух тренеров и вернул Тарана. Команда, еще недавно боровшаяся за выживание, в 2013 году заняла седьмое место. Благодаря чему так произошло?

— Подобрались футболисты, которые понимали тренера, а тренер понимал игроков. Мы поверили, что способны на большее, вот и вышел результат.

— Кто был лидером того Кривбасса?

— Самодин и Антонов много забивали. Отмечу Бартуловича, Дедечко, Гитченко, Пашаева. Хомченовский тогда только начинал свою карьеру, но недолго у нас играл. Бабатунде блистал, он был любимчиком публики.

— Какой матч стал самым памятным в составе криворожского клуба?

— Запомнился поединок с Шахтером в сезоне-2011/2012. Перед этим матчем еще у Максимова день рождения был. Мы его поздравили, купили галстук, как обычно, расписались все. Он сказал, что лучшим подарком будет победа в матче. А мы в ответ: «Нет, Вильевич, мы вам уже галстук купили».

Мы тогда шли на четвертом месте, и это был последний матч круга. На трибунах был почти аншлаг. Шахтеру мы уступили разгромно — 0:4, но стадион аплодировал нам стоя, потому что мы играли в открытый футбол, свои моменты не реализовали, несколько ударов Пятов потащил. Команда тогда удовольствие получала от игры.

«В Говерле не было никакой инфраструктуры»

— Чем примечателен ужгородский этап вашей карьеры?

— Воспоминания только хорошие. Игроки сильные были. Если бы руководство клуба понимало, что делало, то команда спокойно бы находилась в середине таблицы.

— В Говерле тогда играли лишь футболисты, которые приходили из других команд. Не было своей академии и инфраструктуры?

— Не было вообще ничего. Знаю, был только дубль. Можно сказать, что к первой команде они не относились. Как мне кажется, между первой и второй командами была огромная пропасть.

— Говерла выплатила долги игрокам?

— Нет, конечно же.


«Подключался на стандартах, мяч попадал мне в голову и залетал в ворота»

— В запорожском Металлурге ситуация повторилась. Тоже сменили трех тренеров — Тарана, Томаха, Чанцева и заняли седьмое место в сезоне-2014/2015. Когда в команде столько тренерских перестановок, это обычно негативно влияет?

— Пришел Таран и взял проверенных людей, которые могли ему помочь в работе. Пришли пять-шесть человек, с которыми я пересекался в Кривбассе и Днепре. Жаль, что Таран недолго проработал с командой. Потом пришли Томах и Чанцев и я считаю, они успешно завершили то, что начал Таран. Это и сыграло свою роль в том, что Металлург занял седьмое место.

— В том сезоне лучшим бомбардиром команды стал Платон с пятью мячами, у вас и Каплиенко было по три. В команде не было явного лидера?

— У нас была команда, а не отдельные яркие личности. Считаю, что в современном футболе одного лидера в команде недостаточно, должна быть группа из пяти-шести человек, которые выполняют функции лидеров. Если в игре у одного человека не пошло, то есть люди, которые подстрахуют.

— Вам фатально не везло, ведь и Кривбасс, и Говерла, и Металлург обанкротились…

— Обанкротился только Металлург, Кривбасс снялся, а Говерла лишь сейчас начинает банкротиться. Я смотрю на это, как на прошлое. Что было, то было. В каждой из этих команд по полгода не получали зарплату. Мое мнение — нужно стремиться к тому, чтобы клубы становились самоокупаемыми, а не зависели от кошелька владельца.

— Играя в центре защиты или полузащиты, вы забили две дюжины голов на высшем уровне. В чем ваш секрет?

— Никаких секретов. Подключался к атаке на стандартах, мяч попадал мне в голову и залетал в ворота. В первую очередь, это мастерство моих партнеров, которые попадали мне в голову или в ногу. Также два пенальти реализовал.

— Какой самый важный из этих мячей?

— Каждый из них важен. Вспоминаются голы, которые приносили позитивный результат. Например, когда забил Зирке из Кировограда, мы выиграли со счетом 1:0, и Днепр занял третье место. Два гола за Динамо в ворота тернопольской Нивы, конечно же, помню, они ведь первые. Играя за Черноморец, я забивал Кривбассу, а переехав в Кривой Рог, в первом же матче забил одесситам. Потом в Запорожье перебрался и забил Говерле, ну и Запорожью забивал, правда, в Кубке Украины.

Получается, что забил почти всем командам, за которые играл. Самое интересное, что для меня самые странные соперники — это как раз-таки Говерла и Металлург. Не любил летать в Ужгород, там еще поле не ахти. А команда из Запорожья для меня всегда была загадкой. Там постоянно что-то мистическое происходило. Судьба предоставила мне возможность окунуться в атмосферу и того, и другого клуба.

Еще считаю, что мне повезло с тренерами, с большими людьми поработал: Лобановский, Михайличенко, Протасов, Кучеревский, Тищенко, Онищенко, Зуев, Кондратов, Неверов, Кащей, Лысенко, Чанцев, Максимов, Кварцяный, Таран, Альтман, Литовченко, Башкиров, Грозный…


«Не должно быть такого, что сегодня ты в УПЛ, а завтра опять во второй лиге»

— Какие перспективы у вашего нынешнего клуба — Колоса?

— Президент Андрей Анатольевич Засуха очень заинтересован, чтобы клуб в будущем стал участником Премьер-лиги и попал в еврокубки. Он все для этого делает. И есть предпоссылки, что в будущем это реализуется. Мы делаем лишь первые шаги.

— Команда развивается постепенно?

— Президент хочет все сделать максимально быстро. У него было желание каждый год повышаться в классе. Но ведь необходимо строить команду поэтапно, создать фундамент и лестницу, по которой будешь идти. Не должно быть такого, что сегодня ты в УПЛ, а завтра опять во второй лиге. Хотя в нашем футболе такое происходит. Колосу нужен новый стадион и хорошая клубная инфраструктура, и я думаю, что со временем она у нас будет. Еще одна проблема в том, что футболисты пока не очень охотно переходят в наш клуб. Но мы будем работать над этим.

— С Русланом Костышиным, который сейчас тренирует Колос, вы вместе выступали неоднократно. Как оцениваете его уже в качестве тренера?

— Руслан Владимирович амбициозный тренер. У него уже есть свой стиль, он пытается в каждом матче играть первым номером и строит игру не от соперника, а от своей команды. Конечно, ему не хватает опыта, но это дело наживное…

Никита ДМИТРУЛИН

Нравятся интервью с теми ,которые прожили ЖИЗНЬ в футболе.
Когда-то ,отдыхая на Гидропарке,обратил внимание на проходящего мимо меня высокого рыжего парня-да это Лисицкий ,будущая звезда Д.К.его же недавно сам Лобановский пригласилю-Прошёл,..и я его больше не видел.
Обратил внимание на точное описание его отношений с тренерами,игроками.Корректно.Мне было интересно.