14 вересня 2017 11:13

Александр КАРАВАЕВ: "Адвокат говорил, что будет использовать Ленса слева, а меня справа, но все вышло иначе"

Этот футболист вернулся в «Зарю» как нельзя вовремя - впереди у команды ответственные матчи.

Тренерский штаб луганчан надеется на помощь 25-летнего полузащитника, попробовавшего свои силы в зарубежном футболе.

- Было чувство, что вернулись в родной коллектив?


- Конечно. Хоть команда сильно обновилась, тем не менее, в ней остались футболисты, которые играли в период моих выступлений в ней, да и до меня. Это же касается не только игроков, но и всего персонала. В клуб я вернулся, словно к себе домой.

- За семь с половиною месяцев вашего отсутствия в команде произошли серьезные кадровые изменения. На прежней, хорошо знакомой вам до отъезда в «Фенербахче» атмосфере, это как-то отразилось?

- Нет, атмосфера осталась прежней. Те игроки, которые пришли в команду недавно, постепенно вливаются в коллектив. Они начинают привыкать к присущей здесь ауре и требованиям, предъявляемым им тренерским штабом. Считаю, что им нужно пережить сложность первых месяцы адаптации, в процессе которой была насыщенная работа на сборах, а в первой части осеннего отрезка чемпионата у команды были неудачные игры. Многим было непривычно видеть такие результаты у «Зари». Думаю, что каждый игрок понимает задачи - а это лишь способствует благоприятной обстановке в коллективе.

- Как встретили вас в обновленной «Заре»?


- Нормально - дружелюбно и очень доброжелательно. Некоторых ребят, которые летом только пришли в «Зарю», я хорошо знал. С одними пересекался в национальной сборной, с другими - был знаком по матчам на внутренней арене.

- Кто больше всего обрадовался вашему возвращению в «Зарю»?

- Все ребята отреагировали на мой приезд в равной степени позитивно. Они улыбались, приветствовали меня. Было очень приятно.

- Главный тренер Юрий Вернидуб неоднократно заявлял, что с вашим уходом игра «Зари» изменилась. Приятно было ощущать собственную значимость?


- Безусловно. Такие слова вызывают добрые чувства. Когда ты полностью отдаешься своему делу, а это видят и ценят, то это, конечно же, очень приятно.

***

- Когда вы впервые пожалели о том, что в конце минувшего года сменили клуб?

- (Без раздумий). Ни разу не жалел. Я принимал это решение осознанно, и не за один день. Мы с Юрием Николаевичем (Вернидубом - Прим.В.К.) в конце прошлого года разговаривали, и я ему сказал, что мне хочется каких-то перемен по части карьерного роста. Когда появилось предложение из «Фенербахче», то все были только «за», чтобы осуществить этот шаг. Понятное дело, в какой-то мере он был рискованным. Но, как известно, тот кто не рискует, ничего не имеет. В итоге сложилось так, как оно сложилось, и я ни о чем не жалею. Из любого, даже неудачного опыта, можно извлечь не только минусы, но и плюсы.

- В «Фенербахче» вы начали с места в карьер, забив мяч и сделав голевую передачу в товарищеском матче с «Денизлиспором». Тогда казалось, что в турецком периоде вашей карьеры никаких шероховатостей быть не должно. Что же пошло не так?

- Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Но свое видение этой ситуации изложу. До этого на протяжении многих лет период с января по февраль приходился на тренировочные сборы, в Турции же после моего приезда в «Фенербахче» вскоре возобновился чемпионат. Если январь от переполнявших меня положительных эмоций прошел на эйфории и энтузиазме, то в феврале все изменилось - возникла некая физическая яма, в которой я и оказался. Организм ведь не обманешь: он только должен готовиться к нагрузкам, а тут приходиться приступать к играм. Понятно, что в тренировочном процессе я в тот период выглядел не слишком хорошо.

- С Диком Адвокатом по поводу своего положения в «Фенербахче» не пытались разговаривать?

- В марте, когда я уже находился в оптимальных кондициях, подошел к тренеру и поинтересовался, почему не играю? Он мне сказал, что его все устраивает, однако он принял решение, что на моей позиции играет другой футболист. Вот и все. А ведь когда я только пришел в «Фенербахче», Адвокат говорил мне, что хочет использовать Ленса на левом фланге, меня же на привычном правом. Но получилось иначе: голландского легионера он стал ставить справа, а на левом краю попеременно играли разные футболисты.

***

- В общей сложности вы сыграли за турецкий клуб всего три матча. Чем они вам запомнились?

- Прежде всего, неистовой поддержкой зрителей. За «Фенербахче» болеют в любом городе Турции. Когда играешь на выезде, то складывается такое ощущение, будто ты проводишь матч дома.

На гостевых играх зачастую собирается больше болельщиков «Фенербахче», чем местной команды. Уж очень много у «канареек» поклонников - таковыми является одна треть населения Турции. Чуть меньше их у «Бешикташа» и «Галатасарая».

- Выходит, «Фенербахче» в Турции - народная команда?

- Да, по всей стране ее очень любят. Самое большое количество почитателей в Турции именно у «Фенербахче».

- Невостребованность вас угнетала?

- Поначалу - да. Трудно было осознавать, что не играешь. Но спустя какое-то время свыкся с этой мыслью - в футболе ведь бывает всякое. Думал так: видимо, тренер во мне что-то не разглядел или я ему не все из своего игрового арсенала сумел показать. Хотя на тренировках я отдавался полностью, даи занимался бок-о-бок с классными футболистами. Однако ничего не поделаешь: проведенный в «Фенербахче» период стал для меня хорошим уроком, прибавил жизненного опыта.

- Пребывание вне основы на отношении к вам со стороны турецких болельщиков как-то сказывалось?

- Нет, этого не замечал. Может, кто-то что-то и говорил, но я на турецком ничего не понимаю. Когда ходил по городу, все меня узнавали, брали автографы, фотографировались.

***

- Когда возникло желание покинуть «Фенербахче»?

- Такого желания у меня, признаться, не было. Я знал, что у меня есть контракт, и его нужно доработать до конца - до последнего матча сезона, 4 июня. А уже потом думать, что и как будет дальше. У меня нет такого, чтобы в трудный период возникало стремление уйти. Наоборот: я всегда пытаюсь доказать свою профессиональную состоятельность. Не кому-нибудь, а прежде всего, самому себе.

- О своем положении в стамбульском клубе с Юрием Вернидубом разговаривали?

- В марте или апреле мы с ним обсуждали тему моего положения в «Фенербахче». Я рассказал Юрию Николаевичу о своих проблемах, а он меня успокоил. «Ничего страшного не произошло, - сказал. - Я знаю, что ты за игрок и какой у тебя характер. Продолжай тренироваться, чтобы быть всегда в форме».

- В тот период в ваше будущее с Вернидубом не заглядывали?

- Нет. Уже потом, когда после завершения сезона я прилетел в Украину, он сказал мне, что будет рад видеть снова меня в команде. Тогда я ответил тренеру, что сначала мне нужно решить все вопросы с «Шахтером», а уже потом о чем-то думать. Этот процесс затянулся до конца августа и лишь затем я перебрался в «Зарю».

- Что же мешало стать игроком луганского клуба раньше?

- Не знаю. Главный тренер горняков Паулу Фонсека не видел меня в составе команды, а руководство «Шахтера» хотело меня оставить. Я же был заинтересован в том, чтобы меня отпустили из клуба - будь то продажа или аренда с правом выкупа. Но в этом деле вышла заминка - то ли сумма отступных за меня была недостаточной, то ли причина заключалась в чем-то другом. Не знаю. Когда же появился вариант с «Зарей», то клубы договорились достаточно быстро.

- Футболку «Фенербахче» на память хоть сохранили?

- Для себя - конечно. Ну и для родных тоже оставил.

- Английский язык во время выступлений в Турции подтянули?

- Разумеется. Ведь каждый день с ребятами по команде приходилось общаться. Эта практика дала позитивный толчок в совершенствовании моих знаний английского. Даже если ты не слишком-то хорошо им владеешь, то хочешь или не хочешь, а многое в памяти все же откладывается. Общаясь с одноклубниками, процентов на 80-90 я понимал, что они говорят. Но если было совсем сложно, то на помощь приходил Рома Нойштедтер, который хорошо знает русский язык.

***

- От пребывания в «Фенербахче» что-то полезное извлекли?


- Наблюдал, как игроки с солидным послужным списком и опытом ведут себя на поле. Если брать таких знаменитых игроков, как Робин ван Перси и Мартин Шкртел, то они очень простые ребята. Оба во всем помогут, если тебе что-то нужно. Никакого пижонства, общаются со всеми на равных. Во время тренировок можно было убедиться, что чем выше уровень игрока, тем более мастеровито он действует на поле. Почти без потерь, да и весьма интересно.

- Вас наверняка часто просили взять автограф или попросить на память футболку у ван Перси.

- Да, очень много звонили, спрашивали. Но у самого Робина очереди такие, что будь здоров! Он постоянно после матча кому-то футболку отдает, а потом еще многим и дарит.

- А у вас часто просили?

- В основном, мой круг общения. Это мои родные и близкие. А что касается других людей, то дарить футболку приходилось болельщикам после игр. У каждого поклонника «Фенербахче» дома непременно должна быть клубная форма, которую они носят везде. И гордятся тем, что они являются болельщиками этого стамбульского клуба.

- Раньше в «Заре» вы выступали на арендных правах, в этот же раз вы стали полноценным игроком луганского клуба. На какой срок подписан контракт?

- На три года.

- В игре «Зари» что-либо изменилось?

- Да нет, ничего такого не заметил Все те требования, которые были у Юрия Вернидуба до моего отъезда за рубеж, остались неизменными.

***

- Ваше возвращение в строй пришлось на поединок с «Черноморцем». Одесская команда вас удивила?

- Вообще-то нет. Я ведь до этого следил за событиями в чемпионате, так что возможности одесской команды мне были хорошо знакомы. Как, впрочем, и «Зари». Нам нужен был толчок, который мог бы показать, что мы способны выйти из сложного положения и добиваться положительных результатов. В игре с «Черноморцем» наша команда настроилась таким образом, что сумела это доказать.

- Судя по аплодисментам и овациям, которые сопровождали вас во время выхода на замену в матче с «Черноморцем», болельщики «Зари» восприняли ваше очередное появление в составе команды весьма позитивно.

- Рад, что они так тепло меня встретили. Это стало дополнительным зарядом энергии.

- Вас не расстроил тот факт, что во время выступлений в «Фенербахче» вы выпали из списка кандидатов в сборную Украины?

- Нет. Ничего не поделаешь, такова футбольная жизнь. Мой игровой простой в «Фенербахче» как раз совпал с очередным сбором национальной команды. Как раз тогда позвонил Андрей Николаевич (Шевченко - Прим. В.К.), который интересовался моими делами. Он сказал, что за мной по-прежнему следят и рассчитывают на мою помощь. А в том, что я выпал из обоймы главной команды, могу винить только себя. Теперь остается надеяться, что выступая за «Зарю», я это право верну. Все в моих руках и ногах. Если буду показывать достойный футбол, а тренеры сборной это увидят и оценят, то вновь смогу оказаться в национальной команде. А что будет дальше - посмотрим.

- Если предположить, что вам вновь выпадет возможность поиграть за рубежом, о чем подумаете в первую очередь, прежде чем дать согласие?

- Смотря какое предложение. Если речь идет о продаже - это одно. А если об аренде, то нужно будет говорить об опции с правом выкупа.

- В очередной раз в составе «Зари» вам предстоит стартовать в розыгрыше Лиги Европы. Какова была реакция команды на жребий, выбравший в соперники «Эстерсунд», «Герту» и «Атлетик»?

- Все ребята прекрасно знают уровень этих команд. Он не слишком низкий, но и не так уж высок. Я бы назвал их крепкими середняками. Такие клубы, как «Герта» и «Атлетик», играют в сильнейших чемпионатах континента. На их домашних матчах, я уверен, будут полные стадионы и классная футбольная атмосфера. Нам выпала еще одна возможность проверить свои силы в поединках со столь серьезными соперниками. Хотелось бы на своем поле набрать побольше очков, чтобы рассчитывать на выход из группы. Конечно же, сделать это будет очень сложно. Но если не ставить перед собой высокие цели, то какой смысл тогда вообще играть?

Вячеслав КУЛЬЧИЦКИЙ, Спорт-Экспресс в Украине