7 серпня 2017 21:45
1

Сабо разбил ногой дверь в столице Австрии

7 августа 1996 года киевское "Динамо" проиграло в Вене местному "Рапиду" 0:2 в матче-отбора к Лиге Чемпионов.

Многие верили, что "Динамо" после дисквалификации и "шубного скандала" вполне по силам навести шороху в Лиге Чемпионов. Тем более что поверженный год назад "Панатинаикос" выиграл свою группу, а потому сравнения и аналогии, что называется, напрашивались сами собой. Редкая по тем временам финансовая стабильность превратила "Динамо" в сильнейший коллектив на просторах бывшего СССР и все ждали, что количество перейдет в качество и на евроарене.


В 1996-м году команда в Киеве действительно подобралась мощная. Вратари: Игорь Кутепов и Александр Шовковский, полевые игроки: Юрий Дмитрулин, Сергей Беженар, Александр Головко, Николай Волосянко, Виктор Леоненко, Андрей Шевченко, Виталий Косовский, Юрий Максимов, Юрий Калитвинцев, Сергей Ребров, Евгений Похлебаев, Василий Кардаш, Дмитрий Михайленко, Владислав Ващук, Олег Лужный, Андрей Гусин, плюс только что приобретенные два лидера минского "Динамо" Валентин Белькевич и Александр Хацкевич. Недаром летом 1996 года киевское "Динамо" признавалось всеми неформальным лидером СНГ. Зимой был выигран Кубок СНГ, который в те годы котировался очень высоко. А гостями этого турнира всегда были высокопоставленные чиновники УЕФА. В финале киевляне одолели чемпиона России владикавказскую "Аланию" Валерия Газзаева, благодаря победному голу Андрея Шевченко (1:0). Чемпионат Украины был выигран более чем уверенно. Финишировавший вторым за киевлянами одесский "Черноморец" был без особых вопросов обойден на шесть очков (79 против 73). Вот с таким багажом киевляне, прощенные УЕФА, подошли к старту в Лиге чемпионов. Когда стал известен соперник киевского "Динамо" по квалификации Лиги чемпионов, венский "Рапид" из Австрии, команда находилась на сборах в Швеции. Ничего не мешало и ничего не отвлекало от футбола.


В те годы в основную сетку самого престижного клубного турнира "Старого света" напрямую попадали чемпионы своих стран первой восьмерки в таблице коэффициентов УЕФА. Остальные восемь счастливчиков группового этапа Лиги чемпионов определялись в квалификационных матчах сильнейших команд стран с 9 по 24 место. Все, кто находились ниже, стартовали в Кубке УЕФА. Учет шел по состоянию на евросезоны 1990/1991 – 1994/1995. А Украина как раз и занимала последнее проходное 24 место. После развала СССР его правопреемницей стала Россия, а потому все очки, заработанные советскими клубами (и, конечно же, украинскими), шли в ее зачет. Независимая Украина имела в своем активе всего три евросезона, в каждом из которых набирала немногим более трех баллов – 3.666 и дважды по 3.333. Потому и 24-е место.

Но вся эта математика не имела никакого значения. Киевское "Динамо" в противостоянии с "Рапидом" изначально считалось бесспорным фаворитом. У английских букмекеров ставки на успех украинского чемпиона принимались 1/4, а шансы сильнейшего клуба Австрии на победу – 1/75. И это несмотря на то, что в предыдущем Кубке обладателей кубков сезона-1995/1996 "Рапид" одолев один за другим румынский "Петролул" - 3:1 и 0:0, португальский "Спортинг" - 0:2 и 4:0, московское "Динамо" - 1:0 и 3:0 и голландский "Фейеноорд" - 1:1 и 3:0, только в финале в упорнейшей борьбе уступил французскому ПСЖ - 0:1.

По всей Украине по поводу встреч чемпиона страны с "Рапидом" царил неприкрытый оптимизм. Основаниями для него черпались как в нынешних кондициях "Динамо", так и в статистике - киевляне уже дважды обыгрывали "Рапид" - весной 1986-го (4:1 и 5:1) и осенью 1992-го (1:0 и 2:3). "При всем уважении к австрийцам, мы должны их проходить", - звучали самоуверенные заявления начальника команды киевского "Динамо" Николая Павлова. "Рапид", кстати, очень серьезно подошел к подготовке к поединкам с киевлянами. Даже матч на Суперкубок Австрии со "Штурмом" из Граца тренер Эрнст Докупил объявил типа товарищеского: "Мы не собираемся переполнять копилку внутренних титулов. Вся подготовка команды направлена на выступление в Лиге чемпионов. Мы с уважением относимся к украинскому чемпиону, но мои ребята уверены, что киевлян можно и нужно обыгрывать".

Накануне матча в Австрии у динамовцев была серьезная потеря. Травмировался молодой Андрей Шевченко. Но ведь и без стремительно прогрессирующего талантливого нападающего было кому играть. Его позицию занял сам Виктор Леоненко.

7 августа 1996 года на стадионе "Эрнст Хаппель" в Вене был аншлаг – 29 500 зрителей. Все они стали свидетелями полной беспомощности фаворита. Нет, моменты динамовцы имели. Даже в первые минуты выглядели активнее хозяев поля - только этой активности хватило ненадолго.

А потом была детская ошибка Похлебаева, который после подачи углового во вратарской площади набросил мяч прямо на голову Штумпфу, - 0:1 уже на 7 минуте матча. После этого игра у киевлян полностью разладилась: Кардаш, Дмитрулин и Похлебаев раз за разом делали детские ошибки, как-то растерялся Калитвинцев, Максимов постоянно ошибался в передачах, фланги почти не работали. В общем, тихий ужас для поклонников киевского "Динамо", коих тогда в Украине тогда было большинство.


Еще и главный арбитр матча швед Андерс Фриск начал чудить. Сначала он не назначил стопроцентный пенальти за снос Реброва в штрафной площади, а потом не удалил уже покойного Трифона Иванова за фол последней надежды против Виктора Леоненко. А ведь если бы это случилось, то болгарин в Киеве бы не играл. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. Кстати, Беженара за фол последней надежды Фриск в середине второго тайма удалил. А на предпоследней минуте вышедший на замену Гугги своим неожиданным ударом застал врасплох опытного Кутепова – 0:2.


Наши СМИ не написали про безобразное поведение на послематчевой пресс-конференции главного тренера команды киевского "Динамо" Йожефа Сабо. Здесь у себя мы уже привыкли к его резким высказываниям, но в Австрии.

Австрийская газета Kurir возмущалась: "После матча состоялось словесное доигрывание. Киевский тренер пенился на входе в конференц-зал. Он прошипел что-то о катастрофе: "Нас в Европе не ждут. Вряд ли в ответном матче "Динамо" позволят выйти в Лигу". Игра в Киеве на самом деле лишняя, "потому что у нас нет шансов". При этом он ссылался не на отставание в счете, не на сильную игру "Рапида", а на судей. То, что Сабо говорил на "Пратере/Эрнст Хаппеле", еще никогда не звучало в Вене из уст официального лица. Они пытаются изобразить из себя мучеников. Но протест против действий арбитра Фриска имеет столько же шансов, сколько удар по воротам с расстояния 70-ти метров. Перед тем как провести дикую словесную атаку на пресс-конференции, тренер при входе в помещение стадиона со злости разбил стеклянную дверь.


Юрий Стригун

Прорубил дверь в Европу.