1 серпня 2017 12:32

Александр МЕЛАЩЕНКО: "Лобановский сказал: "Чего тебя туда потянуло?"

В этом кафе была вся его футбольная жизнь. Совсем недавно первый специализированный спортивный бар в истории Полтавы отмечал свое 10-летие. Название у него было простое, но символичное — Чемпион. В этом городе не так много футбольных чемпионов, и Александр МЕЛАЩЕНКО — один из них…


Магазин шашлыка вместо чемпионского места…


На днях проходил там и увидел другую вывеску — Магазин шашлыка. Понимаю, что для народа сейчас мясо важнее футбола, но вспоминаю наши встречи с Мелахой за чашечкой кофе. Заходишь в кафе, а там — огромный стенд, этакая книга отзывов от самых знаменитых посетителей. Первую надпись, по словам Мелащенко, оставил Андрей Павелко, а потом — пошло-поехало. Заходили сюда Владислав Ващук, Руслан Ротань, Георгий Пеев и Виталий Лисицкий, любил пообедать в Чемпионе Николай Павлов. Гостили и другие знаменитости, не только из футбольного мира — заслуженный тренер Украины по пауэрлифтингу, боксеры, борцы и так далее.


На самом видном месте красовалось историческое фото. Сделано оно было 19 июня 2001 года, сразу после матча Динамо — Днепр (2:1). Золотой гол в том поединке забил как раз Мелащенко, который принес последний титул в карьере выдающемуся тренеру Валерию Лобановскому. Самого Александра на фотографии не видно,


он где-то внизу, под партнерами, среди которых был замечен и Игорь Суркис — в то время еще вице-президент клуба.


Дальше был уголок Ворсклы. Кубковая команда 2009 года, к которой Мелащенко хоть и не имел отношения, но всегда относился с большим уважением. Можно было там найти и фото совсем еще юного Саши, рвущегося к воротам португальской Боавишты, которой он будет забивать не только в составе родного коллектива, но и за Динамо — в Лиге чемпионов. В другом зале висела целая галерея футболок! Майка сборной Украины с первого матча в ее составе, трофеи по обмену с соперниками — когда-то его опекали Джанлука Дзамбротта, Йенс Новотны, Карлес Пуйоль…


— Александр, тяжело было принимать решение закрыть такое историческое заведение?

— Скажем прямо, непросто. Но так получилось. Жизнь не стоит на месте, а времени, чтобы серьезно заниматься кафе, у меня сейчас просто нет.


— Куда дел все свои музейные экспонаты?

— Пока они у отца. Думаю, он найдет им и место, и применение (улыбается). В кафе было не так много футболок, у папы их гораздо больше. Когда в Динамо играл, всегда с кем-то менялся и ему отдавал.


— Без легендарного клуба ты, похоже, никак — до сих пор ведь динамовец. правда?

— Да, бегаю на область за Динамо из Решетиловки. У нас там хороший коллектив подобрался — Олег Красноперов, братья Алексей и Петр Ротани. Президент толковый. Когда попадаем на молодежь, тяжко, конечно (улыбается). Но без боя мы никому не сдаемся.


«Попали — 2:7, и меня позвали в Киев»


— В Динамо из Киева ты пришел как раз после ухода Сергея Реброва. Чуть раньше команду покинул Андрей Шевченко. Тяжело было выдерживать весь этот пресс сравнения с такими выдающимися форвардами?

— Я об этом не задумывался. Когда я перебрался в Киев, мне до такой степени хотелось играть в этом клубе, тренироваться с такими партнерами, что ни о чем другом и не думал. Гордился только тем, что нахожусь в такой команде, как Динамо. Конечно, я понимал, что до этих нападающих мне еще расти и расти. В итоге так и не вырос (улыбается). Куда дошли они, а куда — я…


— Ты хорошо помнишь, как переходил в столичный коллектив?

— Отлично. Разговоры шли долго, но определяющим стал спарринг Ворсклы с Динамо на зимних сборах. Мы тогда уступили со счетом 2:7, а мне удалось забить два гола. Сразу после этой игры меня вызвали в сборную Украины, которая проводила тренировочный сбор в Конче-Заспе. Прошла неделя, и я подписал контракт.


— Какими были твои первые впечатления от общения с Валерием Лобановским? Не боялся его?

— Скорее всего, именно так — страх присутствовал. Заходишь к нему, он на тебя смотрит — и ты уже готов ко всему, что он скажет. Даже на предложение закрыть всю бровку не можешь ответить отказом.


— Приходилось бегать от флажка до флажка?

— Было дело. Помню, мы играли в квалификации Лиги чемпионов с румынской Стяуа. Собираемся на выезд, а Лобановский меня вызывает и говорит: «У них вся игра строится через правого защитника. Ты готов закрыть его на бровке и успевать выбегать в контратаки?» Что я мог ему ответить?..


— Закрыл?

— Коль мы победили со счетом 4:2 и фактически обеспечили себе путевку в групповой раунд, наверное, с заданием справился (улыбается).


— А как насчет контратак?

— По одному мячу в каждом из матчей с румынами забил, но тогда был бенефис Валика Белькевича. Кажется, он дублем отметился, а еще голевой пас мне отдал.


«В Динамо мяч меня сам находил»


Можешь сказать, что белорусский полузащитник — лучший ассистент в твоей карьере?

— Спрашиваешь! Думаю, не только в моей. Надо было просто бежать вперед, а мяч меня сам находил. Тот год, 2001-й, вообще получился для меня на редкость удачным. По-моему, во всех турнирах я забил 24 мяча— почти все получалось. Жаль, что не вышли со сборной на чемпионат мира, но нам тогда с жеребьевкой не повезло. Нарвались в плей-офф на Германию.


Тогда коса, как говорится, нашла на камень. Мы играли в похожий футбол, в котором защитник легко становился нападающим, а форвард садился в линию обороны. Вся эта взаимозаменяемость отрабатывалась на тренировках, а в спаррингах хватало кадровых экспериментов. Впрочем, у нашего поколения, может, и не так все получалось, но в конце 90-х у Динамо действительно была не просто команда, а один механизм. Как тогда, в плей-офф, у Германии.


— Под штрафы Лобановского попадал?

— Не без этого — наказания были. Помню, выиграли где-то, прилетели домой, настроение победное, погуляли… Наутро вызывает меня Васильич и говорит: «Ладно старики пошли, а тебя, молодого, чего туда потянуло?»


— Много в кассу занес?

— Деньгами он меня наказывать не стал. Сказал: «Завтра два теста — «пять по 300» и «семь по 50». В один день!


— Тестирование тебе легко давалось?

— Не так уж и легко, но я не жаловался. Когда Николай Павлов в Ворсклу пришел, и полтавские футболисты поехали в Ялту, я им, конечно, не завидовал, но кое-какие советы дать мог. Мы ведь «семь по 50» могли и дважды на одной тренировке сдавать — перед занятием и после него. А Царскую тропу бегали не сверху вниз, а наоборот. Могли бежать туда, а потом назад.


«Команда у Хацкевича, что называется, разбежалась»


— Как тебя тогда принял коллектив? Каким он вообще был этот самый динамовский коллектив?

— Валерий Лобановский был сильнейшим психологом, а потому мог создать такую атмосферу, при которой любой новичок быстро становился в команде по-настоящему своим. Вызывал стариков и говорил: «Помогите молодежи». У него все было под четким контролем, поэтому и я с первого дня в Киеве не ощущал абсолютно никакого дискомфорта. Было ощущение, будто я всю жизнь тут играл!


— Сейчас таких коллективов нет?

— Сейчас, наверное, таких тренеров нет. Что бы ни говорили, а управлять командой во всех отношениях должен только наставник. Микроклимат зависит исключительно от него.


— Ты уже вспомнил про Валентина Белькевича. В жизни он был полной противоположностью Александра Хацкевича — нынешнего главного тренера киевлян?

— Пожалуй, да. Валик закрытым был, а Саня всегда на позитиве, с юмором. Вокруг него всегда кипела жизнь. Даже сейчас видно по его пресс-конференциям, какой он коммуникабельный. Уверен, что при нем в Динамо будет отличный коллектив.


— А игра?

— Надеюсь, тоже. Она ведь уже поменялась — за короткое время. Команда, что называется, разбежалась. Футболисты создают много моментов, а это самое главное.


— Динамо пройдет Янг Бойз, как думаешь?

— Хочется верить, что да. Но легкой игры там не будет. Все-таки на синтетике играть сложно, а швейцарцы к ней больше привыкли.


Евгений ГРЕСЬ