18 червня 2017 13:38

Павел ШКАПЕНКО: "Из-за травмы не сумел вернуться в основу "Динамо", которое начало шуметь в Европе"

Во второй части беседы zbirna.com с Павлом ШКАПЕНКО экс-полузащитник сборной Украины рассказал о взаимоотношениях с Йожефом Сабо, общении с Валерием Лобановским и сэйве Оливера Кана, а также пожелал удачи Андрею Шевченко.


Под руководством какого тренера вам комфортнее всего игралось?

— Я бы отметил Николая Павлова, Олега Базилевича, Анатолия Пузача…


Дольше всего вы выступали под руководством Йожефа Сабо. Ссорились с ним?

— Всякое бывало. Я не говорю, плохой он или хороший, — просто сложный человек.


Если в Динамо при Сабо вы играли часто, то в национальную команду он позвал вас только один раз, на матч против Германии…

— Это Валерий Лобановский, который тогда был консультантом главной команды страны, сказал Йожефу Йожефовичу взять меня в сборную. Выйдя на замену вместо Юры Максимова, я имел великолепную возможность отличиться, пробивая головой в упор, но Оливеру Кану удался классный сэйв.


«Серьезная травма не позволила мне вернуться в основу Динамо»


Чем запомнился вам Лобановский?

— Мне импонировало его общение с футболистами. Тем, что во время индивидуальных бесед Валерий Васильевич первым делом не о футболе заговаривал, а о жизни, о семье, интересовался, все ли нормально, а уже потом говорил о тренировочном процессе, самой игре, в чем нужно прибавить и так далее. Это бы всем нынешним наставникам взять на вооружение…


Но при Лобановском вы и покинули Динамо в августе 1997-го, поработав с ним чуть больше полугода. Почему так получилось?

— У меня была серьезная травма, после которой я долго восстанавливался. А учитывая, какая серьезная конкуренция была в команде, пробиться потом в основу было крайне сложно. Ждать никто не хотел, на кону стоял результат, особенно в Лиге чемпионов. Кстати, тогда Динамо и начало шуметь в Европе…


Клуб мы покинули вместе с Леоненко, перебравшись в ЦСКА.


«В Америке нажимали на курицу-гриль»


Возвращаясь к матчу с Германией сильно ли чувствовалось напряжение в команде? Ведь победа над немцами могла дать шанс занять первое место в группе отбора на ЧМ-1998.

— Я знаю. Но в то же время все понимали, с кем предстоит играть. Мандража не было, но вот опыта, плюс, наверное, где-то и фарта, нам не хватило.


Вы, кстати, играли и против Хорватии в 1996 году в единственном пока победном поединке Украины с этой балканской сборной…

— Может, сравнение и будет не совсем корректным, но та команда Хорватии, на мой взгляд, была сильнее теперешней. Да, сейчас, как и тогда, многие хорватские футболисты выступают в лучших европейских клубах. Однако все измеряется результатом. А для клетчатых это третье место на чемпионате мира 1998 года.


В чем сила хорватов?

— Думаю, в трудолюбии. На поле они по футбольным меркам противные, цепкие, да и с техникой у них полный порядок.


Что до сих пор чувствуете, когда думаете о национальной сборной?

— Я помню все матчи. Прежде всего это гордость, что тебе доверили выступать в главной футбольной команде страны. Интересным, к примеру, было турне по США в 1993 году. Тогда мы дважды обыграли хозяев и проиграли мексиканцам.


Гамбургеры попробовали?

— Нет. Ели курицу-гриль на пятерых (улыбается).


«Победа над Финляндией заставила забыть о Мальте»


Ну, этим сейчас никого не удивишь! Но если говорить об удивлении… Нынешняя сборная Украины может удивить?

— В товарищеском матче с Мальтой удивила (улыбается). Впрочем, результат отборочного поединка с Финляндией заставил забыть об этой нелепой осечке. А победа Исландии над Хорватией еще больше закрутила интригу в нашей группе.


И все же бороться за первое место подопечным Андрея Шевченко будет сложно, а вот за вторую позицию — вполне реально. У нас в команде много молодых исполнителей, которым нужно еще поднабраться опыта международных встреч. Я не первый, кто говорит о том, что Шевченко не боится рисковать, а футбол это любит, поэтому в будущем, верю, у этого тренера все получится. По крайней мере от всей души ему этого желаю. Но если Украина все-таки сможет победить в текущем отборе, то иначе как сенсацией я это событие не назову.


Сергей ДЕМЬЯНЧУК