Первопроходцы. Виктор Банников
Владимир Маслаченко понимал толк во вратарском мастерстве. На вопрос, кто самый талантливый вратарь «послеяшинской» эпохи, Никитович всегда отвечал: Виктор Банников.
БАННИКОВ – ЛЕТАЮЩИЙ ВРАТАРЬ
У Виктора Максимовича была непростая судьба. С одной стороны – радости побед, завоевание серьезных трофеев в футболе, достижения в работе спортивного функционера после окончания карьеры игрока, счастливая семейная жизнь рядом с любимыми супругой и дочерью.
С другой стороны, труднейшее послевоенное детство, постоянная нервотрепка из-за конкуренции за место в «рамке» и, наконец, борьба со страшной болезнью, которая слишком рано вырвала его из жизни.
Когда началась война, маленькому Вите едва исполнилось три года. Отец погиб на фронте. Мать с восьмилетним сыном вернулись из эвакуации, но ждать помощи было не от кого. Поэтому уже подростком Виктор днем работал на обувной фабрике, а по вечерам учился в школе.
Если выпадало свободное время, пропадал на спортивной площадке. Только не на футбольном поле, а в секторе для прыжков в высоту. Даже выполнил тогдашнюю норму на звание «мастера спорта» – 195 см. Еще Виктор активно играл в баскетбол и волейбол, именно в этой игре он был включен в юношескую сборную Украины. В волейболе ему больше всего нравилось играть в защите, вытаскивать в прыжке «мертвые» мячи почти у самого пола. Вот, вероятно, откуда проявились задатки к красивейшим броскам в футбольных воротах.
В них он стал впервые в 21 год (!). В таком возрасте некоторые киперы достигают мирового признания. О появлении Банникова в большом футболе я слышал две версии.
Одна из них романтическая: Виктор, как обычно, тренировался в секторе для прыжков в высоту. А где на стадионах находятся подобные сектора? Правильно, за воротами. Его прыжки заметили играющие рядом футболисты, и пригласили попробовать себя в роли вратаря. Вот он им сходу и показал, на что способен…
Вторая версия более приземленная, но, думается, более реальная. За успехами Банникова в легкой атлетике, баскетболе и волейболе незаметно для Виктора давно наблюдал один тренер-общественник скромной заводской команды в родном Житомире, в итоге предложив защищать ворота его команды. Кстати, на таких бескорыстных и «сумасшедших» тренерах-общественниках и держится массовый футбол – фундамент профессионального.
Банников, согласился… и очень скоро попал в больницу. Сейвы – это, конечно, красиво, но футбол в отличие от волейбола и прыжков в высоту – спорт контактный. И Виктор получил от форвардов противника свой первый «контакт». В больнице даже подумывал бросить футбол, но устыдился этих мыслей. И не напрасно, через несколько месяцев его уже пригласили в команду мастеров, пусть и не высшей лиги, – черниговскую «Десну». Полетал в черниговской рамке Виктор ровно год: с лета 1960-го по лето 1961 года.
А потом в скромный по меркам футбольного мира Чернигов на товарищеский матч с «Десной» приехал известный шведский клуб «Хаммарбю». Здесь скандинавы «репетировали», чтобы затем сыграть такой же «товарняк» в Киеве с динамовцами.
Вратарь «Десны» Банников показал себя против шведов во всей красе. Он и не знал, что на трибуне сидит главный тренер «Динамо» Вячеслав Соловьев, который уже привел «бело-синих» к серебряным медалям, а сейчас подводил их к первому «золоту». Вячеслав Дмитриевич приехал в Чернигов смотреть будущего соперника из Швеции.
А еще его как тренера очень заботила вратарская позиция киевлян. Олег Макаров, конечно, был опытен и надежен, однако ему было уже за тридцать. Конечно, в составе «Динамо» были молодые и способные воротники. Но Андрей Гаваши только-только покинул стан бело-синих. Он определил для себя другой приоритет – учебу в университете на кафедре физики. Другой кипер – Леонид Клюев – недовольный малым количеством матчей в основе, тоже подал заявление на уход. В «Шахтер», в чем не прогадал. С донецким клубом Клюев в 1962 году завоюет Кубок СССР.
Вот Соловьев и сделал Банникову предложение перейти в «Динамо». Но в тот чемпионский сезон Виктор играл лишь за дублеров. Свои вратарские университеты он прошел у Макарова, хотя последний действовал в совсем другой манере: не броской, без излишних сейвов, зато расчетливо и грамотно. Как в игре на линии, так и на выходах.
Еще один знаменитый вратарь помог росту Банникова. Соловьев в начале 1962 года пригласил в Киев из своего родного ЦСКА 29-летнего опытного и достигшего многого в рядах армейцев Бориса Разинского. Тот сыграл в Киеве всего один сезон, хотя защищал ворота в 18 матчах из 30. Зато он был близок по манере к Банникову: такой же прыгучий, смелый в борьбе за мяч. Разинский не жадничал при передаче своего опыта молодому таланту.
Первый звездный сезон Банникова совпал с приходом в «Динамо» Виктора Маслова. В 1964 году парень не только завоевывает свой первый большой командный трофей – Кубок СССР, но и личный – приз журнала «Огонек» как лучшему вратарю СССР. В те времена призы популярных СМИ ценились не ниже призов Федерации. К примеру, приз газеты «Труд» вручался лучшему бомбардиру. Кубка «Советской России» – «За волю к победе» – добивалась команда, которая чаще остальных выигрывала, уступая по ходу матча.
Чем запомнилась манера игры вратаря Банникова? Прежде всего, прыгучестью, быстрой реакции и приобретенной хоть и в «позднем» возрасте высокой вратарской техникой. Все эти качества лучше всего проявились именно в решающих матчах за Кубок. Не столько в финале с куйбышевскими «Крылышками», сколько с московским «Спартаком» в двух полуфинальных играх 8 и 9 сентября. В двух, т.к. первая завершилась вничью 0:0, а на второй день киевляне победили 3:2. Героем тех обеих встреч с красно-белыми стал именно Банников. Потом Олег Макаров пошутит: «В эти два дня Виктор взял намертво в прыжках больше мячей, чем я за всю свою карьеру».
После этого полуфинала со спартаковцами Банникова начали приглашать в сборную СССР. В ней он великолепно защищал ворота против австрийцев, греков, валлийцев, о нем в восторженных тонах писала пресса. Как раз тогда Виктор, по собственному признанию, даже «поймал звездочку». Однако его голову охладил товарищеский матч в Москве 4 июля 1965 года с чемпионами мира бразильцами.
Хоть Банников вновь покорял всех своими сейвами, «король футбола» Пеле «положил» ему свой дежурный гол, а еще один добавил Флавио. Банникова заменили в перерыве, и больше «звездняка» у него не бывало никогда.
Он был включен в состав сборной СССР на чемпионат мира 1966 года в Англии, но не сыграл там ни одного матча. Тренер Николай Морозов предпочел ему Льва Яшина и Анзора Кавазашвили. Вернувшись в Киев из Англии, Банников неожиданно для себя увидел, что его место занято. За всю историю «Динамо» это был первый случай, когда в команде было два великолепных вратаря. Правда, позднее, в 80-х, Виктор Чанов и Михаил Михайлов повторили подобный сюжет.
Банников и его «сменщик» Евгений Рудаков играли в разный футбол. Рудаков, несмотря на более высокий рост, предпочитал не столь броскую и эффектную манеру. Если в первом их «конкурентном» сезоне 1966 года Рудаков защищал ворота «Динамо» в 18 матчах, а Банников – в 7, то в следующем уже Виктор вырвался вперед: 22 против 17 Рудакова. В 1968 году вообще «боевая ничья» – 19:19, в 1969-м «полный перевес» Рудакова – 29:3. Для справедливости следует отметить, что в том году Банников сломал руку и долго лечился.
В 1970 году Виктор меняет команду, уходит в родное для Маслова и Рудакова московское «Торпедо», где неожиданно для всех опять становится одним из сильнейших вратарей Союза. Банникова вновь приглашают в сборную СССР, куда также привлекают его главного конкурента – все того же Рудакова. В 1970 году Виктор снова завоевывает приз журнала «Огонек» – лучшему вратарю страны. Это трофей редко присуждался голкиперам больше одного раза в их карьере, но чтобы быть признанным сильнейшим стражем ворот страны в двух разных клубах! – такого добился лишь один Банников.
БАННИКОВ – ФУТБОЛЬНЫЙ УПРАВЛЕНЕЦ
У Виктора Максимовича недолгий опыт тренерской работы – в родном Житомире.
Свои способности он полностью раскрыл как серьезный организатор и руководитель большого спорта. Первые менеджерские навыки вчерашний вратарь обрел в луганской «Заре», затем в Спорткомитете УССР и в профсоюзных спортивных структурах республики.
Именно Виктор Максимович собрал и возглавил команду единомышленников, выстроивших принципиально новую Федерацию футбола независимой Украины. Он же представлял ее интересы, когда ФФУ принимали в семью ФИФА и УЕФА. Банникова избрали первым президентом Федерации (1991 – 1996), с 1996 года и до последнего дня своей жизни – 25 апреля 2001 года – Виктор Максимович трудился на посту первого вице-президента ФФУ.
Семен СЛУЧЕВСКИЙ