ЕВРО-2012: Десять лет спустя
В этот день десять лет назад Украина получила право принять вместе с Польшей первый на территории Восточной Европы чемпионат континента - и какое-то время сражалась за то, чтобы УЕФА, тщательно мониторивший ход подготовки, не изменил своего решения.
…Десять лет позади, а всплывающая в памяти картинка не потеряла яркости: Мишель Платини, уже знавший о решении исполкома, но вскрывавший для проформы конверт, небрежно надорвал его коричневый край одним пальцем - и не с первой попытки сумел извлечь листок с именами победителей.
Лицо сидевшего в зале президента ФФУ и члена исполкома УЕФА Григория Суркиса не выдавало эмоций: на заседании исполнительного комитета он, как заинтересованное лицо, отсутствовал, поэтому о принятом решении мог только догадываться.
Кто совершенно точно все знал, так это букмекеры: члены исполкома еще не покинули зала совещаний, а ставки на считавшуюся фаворитом Италию внезапно сравнялись с теми, на кого если и ставили, то во вторую очередь. С Польшей и Украиной. Шансы совместной заявки Хорватии с Венгрией, как и раньше, стремились к нулю.
Мы, сидя в задних рядах тесноватого зала кардиффской мэрии, были не в курсе колебаний ставок и тем более решения, поэтому процедура, на деле занявшая секунд пятнадцать, нам показалась вечностью. «Победителем становится…» - протянул Платини, обводя взглядом сидевших в партере президентов национальных ассоциаций, претендовавших на успех и - чтобы унять волнение - изучавших свои отражения в полированном боку стоявшего рядом с трибуной главного приза чемпионатов Европы.
Кто-то в повисшей тишине вскочил со стула, а попытавшись вновь сесть - промахнулся и, опрокинув фолиант с длинной, во всю стену книжной полки, соскользнул на мраморный пол. Продолжавший сражаться с конвертом Платини взглянул на нарушителя спокойствия с понимающей улыбкой - и наконец ухватил лежавший внутри листок. Публика замерла.
«…Польша и Украина!» - воскликнул Платини, и его голос буквально утонул в овациях третьей части забитого под завязку зала. Что творилось на протяжении первых пяти минут после объявления результата, словами не передать. Нас поздравляли и крепко заключали в объятия как известные всей стране, так и совершенно незнакомые люди, принадлежность которых к украинско-польской заявке выдавали раскрашенные в цвета стран шарфики и значки в петлицах пиджаков.
Солидные вроде бы люди превратились в мальчишек. Президент Польского футбольного союза Михал Листкевич, поднявшись на сцену, размахивал украинским флагом, который, правда, держал вверх ногами, а Суркис, стоя на трибуне, демонстрировал публике шарфик сборной Польши, повернутый от волнения тыльной стороной.
Входившего в состав нашей делегации президента НОК Сергея Бубку распирали эмоции: казалось, мгновение - и он без разбега и шеста возьмет шесть метров. А легенда польской легкой атлетики Ирена Шевиньска, представлявшая в делегации другую страну, ничуть не стесняясь, признавалась: держала за общий успех кулаки, которые была готова пустить в ход, когда Платини медлил. Зато потом чуть президента УЕФА не расцеловала.
- Сложно передать словами всю гамму чувств, которые я переживаю в этот момент, - сказал Суркис, когда, наконец, удалось унять эмоции, и его пригласили к микрофону. - Финишировавший сегодня трехлетний марафон оставил немало рубцов в сердцах тех, кому пришлось приложить максимум старания, чтобы идея проведения в Украине и Польше чемпионата Европы стала реальностью. Мы оправдаем доверие и проведем, утверждаю уверенно уже сейчас, лучшее континентальное первенство за всю историю.
- Когда три года назад мой друг и коллега Суркис предложил ввязаться в схватку за право провести чемпионат Европы, я не сразу поверил, что это возможно, - добавил Листкевич. - Но Григорий обладает уникальным даром убеждения: сначала он уговорил меня, а затем - звонил каждый день и требовал: «Дружище, надо работать!» В этом успехе, прежде всего, его заслуга!
Неудивительно, что именно Суркис оказался через пару мгновений в окружении большой группы журналистов, на которую теперь с некоторой ревностью поглядывал Листкевич.
- На протяжении предшествовавшего голосованию месяца я почти не спал, - признался президент ФФУ. - Многочасовые перелеты, беседы, встречи. И все для того, чтобы наша страна вместе с Польшей получила новый вызов судьбы и реальный шанс превратить два наших молодых государства в процветающие европейские державы.
Мы победили, но эта победа лишит нас покоя и сна на ближайшие пять лет. На отдых нет даже суток. Уже завтра начнется новая эра, ведь мы беремся провести без преувеличения лучший чемпионат Европы в истории. Предстоит приведение к европейским стандартам не только спортивной инфраструктуры - строительство стадионов, аэропортов, дорог. А значит, маленькие граждане Украины, поддержавшие инициативу проведения Euro-2012 практически двумя миллионами рисунков, будут жить в новой стране. Это наполняет мое сердце счастьем!
Не все, что тогда представлялось в мечтах, обернулось реальностью, а Украина пережила такие события, которые десять лет назад не привиделись бы и в самом страшном сне. Но наш с Польшей совместный Euro-2012 оказался, как и было обещано, лучшим в истории - даже недавний чемпионат Европы во Франции по сумме впечатлений его не превзошел.
Неудивительно, что через год на «Олимпийском» состоится финал Лиги чемпионов…