Александр БАБИЧ: "Всегда нацеливаю Андриевского на то, чтобы он чаще бил по воротам"
Когда накануне выездной встречи против безоговорочного и непобедимого на тот момент лидера чемпионата главный тренер «Черноморца» сказал, что его команде едет в Харьков выигрывать, многие, вероятно, улыбнулись. Но рулевой «моряков» словно притянул попутный ветер.
Игравшие в совершенно экспериментальном составе одесситы нанесли «Шахтеру» первое поражение в сезоне!
- Подобного рода обещания - дань современной психологии? Позитивное мышление, запрос во Вселенную и все такое? - спросил обозреватель «СЭ» наставника одесситов, когда эмоции несколько улеглись.
- Прежде всего, я хотел этим сказать, что мы всегда играем на победу: вне зависимости от соперника - будь это даже «Шахтер» или «Динамо». Ну и, конечно, очень хотелось, вселить в ребят уверенность. Чтобы они сами поверили, что можно на равных играть с любой командой. И хотя я откровенно считаю, что в харьковском матче не обошлось без везения, подготовительный недельный цикл мы провели очень хорошо - с позитивными эмоциями и настроем. Скажем так: везение нужно заслужить.
- В том же интервью, за несколько дней до игры, вы сказали, что тактику еще не выбирали. А что, разве был выбор? Ну, не собирались же вы играть против «Шахтера» первым номером…
- Выбор был. И не один. Например, можно было сыграть в три центральных защитника или в два. Плюс - решали дилемму в средней линии. Думали выставить четырех хавбеков, либо насытить центр поля пятью игроками. В итоге пошли по второму пути.
- В некоторых отчетах можно было прочитать, что фактически вы играли в пять защитников в линию…
- Нет, мы использовали схему 4-5-1, но по ходу матча имели место некоторые тактические перестроения и корректировки. Допустим, на правом фланге атаки соперника опускали вниз - в первую линию обороны - крайнего нападающего, чтобы помогал закрывать бровку от забеганий Дарио Срны. А центрбеков у нас было двое - Аблитаров и Хочолава. Азацкого не от хорошей жизни пришлось сместить влево.
***
- Комментатор матча сказал, что накануне игры вы столкнулись не только с кадровыми, но и с организационными трудностями. Что случилось?
- По организации, в принципе, никаких проблем не было. Мы заблаговременно знали, что едем на поезде - в нормальном вагоне. Может, это и не оптимальный вариант, но в Харьков мы добирались так, а обратно - уже доехали за 12 часов на автобусе. В общем-то, стандартное перемещение.
Что же касается кадров, то да, здесь все было сложнее. Чуть раньше из-за травм вылетели Мартыненко и Смирнов. За день до отъезда в лазарет попал Люлька, а уже на предыгровой тренировке вылетел Коркишко. Ну, и Данченко, как вы знаете, нельзя выходить против своего клуба по условиям контракта. В итоге остались без 4-5 основных футболистов, но вот две внеплановые потери оказались самыми болезненными.
- Я так понимаю, что в итоге вам пришлось идти на переквалификацию некоторых игроков?
- В частности, это коснулось Татаркова, которого мы перевели на место правого защитника. Пару раз он там наигрывался на сборах, а теперь вот была сформирована связка с Третьяковым. Мы изначально понимали, что работы на атаку у Татаркова будет немного, а учитывая его несовершенство в отборе, дали задание Хочолаве и Силвиу страховать партнера. Зато Никита хорошо выходил из обороны, и это тоже стало нашим маленьким козырем.
- На пресс-конференции вы признались, что «изначально настраивали ребят на игру один в один». Но разве можно удержать Тайсона, Марлоса и Бернарда без подстраховки?
- Ну, конечно же, это очень сложно. Но я имел в виду, что в рамках недельного цикла мы много работали над этим компонентом. Хотелось, чтобы ребята не боялись играть один в один, оттачивая при этом механизмы подстраховки. Как это происходит накануне практически каждой встречи, мы провели тактический видео-разбор, где с помощью сжатых информативных нарезок детально разобрали манеру игры донецких бразильцев, концентрируясь на их козырях. Учили игроков не стесняться идти в обводку в атаке и правильно загонять визави под нерабочую ногу в защите. Как результат - считаю, что наши ребята очень неплохо выглядели на фоне именитых лидеров «Шахтера».
***
- Кто недосмотрел за Бернардом, когда вы пропустили первый мяч?
- Немного, недоработали центральные защитники: Неправильно среагировали на «игру в стеночку», работая по мячу, а не по игроку. Ну и опорные хавы могли «прочитать» эту ситуацию и не пустить Бернарда на ударную позицию. Хотя, конечно, стоит отметить высочайшее мастерство футболистов «Шахтера», отточивших взаимодействия в позиционном нападении до очень высокого уровне.
- Любая команда в матче против лидера допускает вероятность того, что пропустит первой. У вас был план «Б» на этот случай?
- Изначально мы договаривались отыграть первый тайм, а уже в перерыве внести коррективы. Однако, скажу честно, мне показалось, что этот пропущенный гол где-то даже раскрепостил наших ребят: они поняли, что терять нечего. В любом случае мы не планировали раскрываться, понимая, что игроки продолжают выполнять установку и работают предельно организованно.
- Гол Андриевского по такой игре выглядел своего рода чудом?
- Я всегда нацеливаю Сашу на то, чтобы он чаще бил по воротам: у него хороший, плотный удар с левой. Поэтому я совершенно не удивился тому, что именно он забил этот гол. Другое дело, что розыгрыш аута и то, что наши игроки оказались именно в этих точках, был не наигранной заготовкой, а, по сути, импровизацией. Но вряд ли это обстоятельство может подпортить впечатление от гола, который должен стать украшением тура.
- Что именно вы попросили своих подопечных изменить в игре в перерыве?
- Прежде всего, продолжать гнуть свою линию. Не расслабляться, не раскрываться, не давать сопернику играть в свою игру. Мы отодвинули нашу оборону еще ближе к собственной штрафной, чтобы обеспечить высокую плотность и минимизировать пространство для завершающего удара. Очень важным было заставить игроков «Шахтера» спешить и нервничать. Мы понимали, что тогда у нас появятся шансы для контратаки, но для того, чтобы его дождаться, нужно было терпеть. И они это сделали.
***
- Выход Элиаса вместо Бврилко - плод вашей интуиции или холодного расчета?
- Это была запланированная замена. Мы давали определенное задание Хобленко и Барилко, которые должны были проделать большой объем работы и рассчитывали на то, что голевое чутье и скорость Элиаса могут оказаться полезными, когда соперник заиграется и потеряет концентрацию. Так и в итоге и произошло.
- Вы не рассматривали вероятность появления Элиаса в стартовом составе?
- Нет, он нужен был нам свежих ногах. Обилие работы без мяча сделало бы эти ноги уставшими.
- Как думаете: по количеству оборонительных ТТД и проделанной работы этот матч может считаться для вашего «Черноморца» рекордным?
- Не уверен. Мы проделали большой объем работы без мяча, но, тем не менее, допускали ошибки, и у нас были моменты, когда мы не успевали перестраиваться и закрывать зоны. Но, наверное, по всем основным показателям это была одна из лучших игр команды под моим руководством, если учитывать высокий уровень соперника. Думаю, что когда мы говорим о «Шахтере», речь идет о лучшей команде премьер-лиги по подбору исполнителей.
- Прокомментируйте победный мяч. Каким он выглядел со скамейки запасных?
- Прежде всего, я бы отметил Третькова, который отнял мяч у Марлоса в центре поля, что, как вы понимаете, очень непросто. Кроме того, что оказалось немаловажно, Максим не затянул с передачей и подключил к атаке Хобленко. Ну а тот уже разогнал контратаку через Мусолитина, здорово открылся, отлично принял мяч и из непростой ситуации отдал мяч на «пятачок» из-под Ордеца. Все это быстро и очень четко. Получилась классическая контратака в три передачи.
- Хобленко лучше остальных выглядел в индивидуальных действиях с мячом: в какие-то момент он шел в дриблинг и «убивал» почти по полминуты игрового времени.
- У Хобленко есть пластика, скорость и хорошая фактура. И он далеко не всегда использует свои лучшие качества: мне больше нравится, когда он работает на скорости, без каскада ложных финтов. В таком случае едва ли найдется защитник, который будет за ним успевать.
***
- Не было опаски, что в конце матча горняки начнут падать в вашей штрафной, и арбитры могут где-то что-то недосмотреть?
- Опасения, может, и были. Это делали и Дарио, и вышедший на замену Факундо. Такая тактика выглядела логичной, потому что мы закрылись, вскрыть оборону было тяжело, а вот хитрость и заработанный «стандарт» могли помочь горнякам решить вопрос в свою пользу. Понимая это, мы просили игроков не фолить, и не поддаваться на провокации. Должен отдать должное бригаде арбитров: судьи были готовы к специфике поведения игроков «Шахтера» и распознали симуляцию.
- И все же, когда Феррейра рухнул в вашей штрафной, сердечко екнуло?
- В этом моменте - нет, потому что даже с лавочки было очевидно: работавший с ним Третьяков уже убрал руки и Факундо падал по собственной воле. Куда более волнительным оказался удар головой Феррейры, когда мяч попал в Татаркова. Это был не просто голевой, а голевейший момент.
- Был ли момент, когда вы почувствовали, что игроки и тренеры «Шахтера» запаниковали и отступили от своей привычной игры?
- Для меня таким моментом стала замена Кучера на Коваленко. В этот момент я понял, что донетчане начали спешить, и тогда я подумал, что у нас есть шанс еще раз убежать в контратаку.
- Какое послематчевое поздравление оказалось самым неожиданным?
- В такой день все поздравления приятны. Было много звонков и сообщений, но для меня главным оказалось то, что мы поздравили болельщиков «Черноморца» накануне 10-го апреля (День освобождения Одессы. - Прим. М.С.). Должен признаться, что после игры мною владели эмоции. Только сейчас, пересмотрев фрагменты встречи, понимаешь, что именно мы сделали. А после финального свистка мы этого не понимали. В раздевалке царила бешенная радость и веселье.
- Что вы сказали команде после матча?
- «Всем спасибо. У вас есть не один, а два выходных».
***
- Интимный вопрос: команда получит за эту игру повышенные премиальные?
- Думаю, что премиальные по любому будут, но мы не обсуждали никаких бонусов до игры, так что размеры вознаграждения, должно быть, окажутся стандартными. Впрочем, этот вопрос остается в компетенции наших руководителей.
- На многих форумах можно встретить вопросы типа «Кто такие Третьяков и Машнин?».
- Ну, Третьяков у нас играет не первую игру. Он и раньше выходил в стартовом составе и неплохо себя проявил. В конце концов, они с Каневцевым являются игроками сборной. Что же касается Машнина, то он - воспитанник одесского футбола, который имеет опыт игры во второй лиге, выступая за «Жемчужину» и «Реал-Фарму». Мы дали ему шанс проявить себя.
- Да, но вашему дебютанту уже 27 лет!
- Согласен, Александр - из тех футболистов, кто раскрываются достаточно поздно. Но у него есть свои достоинства. Мы попросили его использовать скорость, помогал работать в обороне. В паре моментов вполне мог убегать в атаку, и я не могу сказать, что он или кто-то другой из тех, кто выходил на поле, что-то испортил или недоработал.
- Какая позиция является для Машнина оптимальной?
- Левый или правый вингер. Но его рабочая нога - правая. Всегда говорил: лучше иметь одну сильную ногу, чем две средние.
- За несколько минут до начала нашего разговора «Шахтер» официально заявил о подписании Давида Хочолавы…
- Слухи об этом трансфере ходили давно, но сам Давид говорил, что ничего не подписывал. По моим данным, контракт был заключен в понедельник в Киеве, в отеле «Опера».
- Это весомая потеря?
- Она ожидаемая, и именно поэтому мы приглашали в команду Аблитарова и наигрывали в центре обороны Азацкого. Не скрою, Хочолава существенно прибавил в последнее время - он стал более цепким, мобильным, тактически грамотным. Кроме того, Давида хороший первый пас, который является для наших защитников обязательным условием. Ну а когда команда начала добиваться результата, на него, естественно, обратили внимание. Так что я не буду скрывать: его уход - это потеря, но вовсе не катастрофа.
- Вы говорите, что ваша команда еще сыровата в борьбе за участие в еврокубках. Хотите сказать, что «Александрия» или «Олимпик» достойны этого больше?
- Я не хочу анализировать, кто и чего достоин. Мы будем бороться до конца, но я объективно понимаю, что для выступления на несколько фронтов команде необходима глубина состава, а у нас ее нет. Функционально и эмоционально переносить два матча высокого уровня в неделю нам будет очень сложно.
- А может, путевка в еврокубки станет хорошим стимулом для руководства клуба?
- Все может быть, но пока что не хочу забегать слишком далеко вперед. Разрыв между нами и «зоной Лиги Европы» сократился, но все может поменяться. Посмотрим, чем закончится наша следующая игра - с прямым конкурентом «Александрией»..
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, Спорт-Экспресс в Украине