Залюбленный. Почему не играет Евгений Коноплянка
zbirna.com разбирает проблемы Евгения Коноплянки с игровой практикой
Значимость ее, психологии, в спорте часто переоценивают. Принято преподносить до небес значимость настроя, с которым футбольный Давид может победить Голиафа (как будто гранды не настраиваются на игру), принято требовать от средних футболистов собраться (хотя нереализованный потенциал зачастую путают с объективным максимумом возможностей). Но у Жени случай, действительно, особый.
Коноплянка — самый неукраинский футболист из всех украинских
Развитие его клубной карьеры отличается от карьер 99,99% украинских футболистов. Ему не пришлось пробиваться через трясину низших лиг, не пришлось ждать, когда на него соизволит обратить внимание топ-клуб. Он все получал легко. В 19 лет Коноплянка начал выходить в составе украинского топ-клуба, к двадцати стал основным игроком. Даже на фоне других звезд футбола Женя выделяется. Так, его вечному партнеру по атаке сборной приходилось годами выслушивать обструкции динамовских фанатов, Коно же аплодировали Метеор и Днепр-Арена.
Бытие определяет сознание, и Коноплянка вырос в самого неукраинского футболиста из всех украинских. Улыбчивый, веселый, открытый Женя на фоне десятков собранных и насупленных игроков выделялся в общении с прессой даже больше, чем на поле. Даже в инстаграме Жени можно увидеть, как объектами его шуток становились Денис Олейник или Жуниор Кайсара. За эффектный дриблинг и скорость Коноплянку ценили, за ним готовы были чистить и страховать. И вот, такой игрок уехал покорять Европу.
«Мне
говорят: так, Жень, собрание в два, надо быть на месте без десяти (или
без пяти). А я спрашиваю: так зачем быть без десяти, если собрание в
два?»
Проходит полтора года, футболист за все это время выходит в стартовом составе своих команд всего на 19 матчей национальных чемпионатов. Но в интервью телевизионщикам с той же фирменной улыбкой рассказывает, что не понимает, почему не играет в основе. Это не плохо само по себе — было бы намного хуже, если бы он по старой советской традиции замкнулся в себе и ушел в запой — но нет ни малейших оснований полагать, что пребывание на скамейках Севильи и Шальке стали для игрока поводом изменить к себе требования.
«Он может забить гол, но из его зоны нам забьют два»
К Коноплянке, начиная с перехода в профессиональный футбол (если не раньше) и до самого ухода из Днепра, относились как к звезде. Ему разрешалось не отрабатывать в обороне, передерживать мяч, через него строились все атаки команды. В слабом чемпионате, для решения локальных задач, этого хватало. Стоило перейти на новый уровень, как Коноплянка оказался неспособен быть одним из многих, не главной звездой.
Одна из многих чисто футбольных проблем, с которыми сталкивался Коно — нежелание клуба ставить на его фланг «защитного защитника», который будет сосредоточен исключительно на разрушении и будет чистить за двоих. В Севилье на левом фланге действовал Бенуа Тремулинас — знакомый многим по Динамо защитник, сильные стороны которого кроются именно в подключениях к атакам. Шальке вообще держит на левой бровке лучшего игрока — за Сеада Колашинаца прямо сейчас соперничают Ювентус и Манчестер Сити.
Вместо
тысячи слов. Действия Колашинаца (справа) и Коноплянки (слева) в их
последних матчах Бундеслиги, когда они вышли в стартовом составе.
Уровень соперников фактически одинаков: выезды соответственно в Майнц и
Гамбург, к 15-й и 14-й командам чемпионата. Сеад сыграл полный матч,
Женя — 89 минут.
Никто не будет двигать в запас или приобретать новых игроков под талантливого проспекта из Европы. И Коноплянке приходится либо уходить на неродной фланг, либо наблюдать за матчами со скамейки. «Он может забить гол, но из его зоны нам забьют два» — высказался однажды Йожеф Сабо про другого футболиста, но при этом очень емко обрисовал проблему целой когорты игроков.
…«Просто Женя категорически не хочет»
По нарезкам действий Коноплянки в Youtube может (мог) возникать вопрос, почему он до сих пор не играет в Баварии или другом топ-клубе. Но футбол сложнее нарезок, взаимодействия 11 человек вообще сложнее почти любой другой игры. Дриблинг и умение обыгрывать один в один были и остаются козырем Коноплянки. Но в той же игре с Турцией его проходы приводили к простому передерживанию мяча и убийству атак. Совсем не удивительно, что Эмери и Вайнцирль, тренеры амбициозных клубов, отказались от замыкания всех атак на одном человеке. И никакие (локальные и глобальные) проблемы их клубов не отменяют их правоту.
Слабые стороны Жени, в общем, на виду, но есть ощущение, что сказать игроку о них решаются немногие. Коноплянка — птица того полета, о которой привычные для нашего футбола эксперты не решаются говорить жестко и авторитарно. В последнем выпуске программы «Профутбол» экс-тренер Днепра Сергей Нагорняк, как только зашла речь о перспективах Евгения на позиции инсайда (если точнее — игрока, действующего по всему фронту атаки), сказал: «Просто Женя категорически не хочет».
Не хочет. Не «не может» (у Коноплянки есть в активе отличный матч в Копенгагене на этой позиции), а именно не хочет. И вот из множества таких «не хочет» и складывается нынешнее безрадостное положение Жени. Не хочет отрабатывать сзади, не хочет действовать по всему фронту атаки, не хочет играть более командно… А самое страшное в данной ситуации, что вместо критики Коно встречает полную поддержку, от некоторых проявлений которой не знаешь, смеяться или плакать.
Один из экспертов вышеупомянутой программы сказал про нынешнего тренера Шальке: «Специалист, который ничего не выиграл, пришел из Ингольштадта и теперь начинает Коноплянку воспитывать». Вайнцирль на самом деле поднял из низших лиг Аугсбург, но важнее другое: а что, собственно, надо выиграть, чтобы воспитывать Коноплянку? По крайней мере, в топ-лигах он точно добился большего. Как и большая часть конкурентов Жени, об одном из которых есть цитата не хуже.
«На его позиции играет Чупо-Мотинг. Я не думаю, что Коноплянка слабее Чупо-Мотинга, это нонсенс». Чупо-Мотинг, может, и не сильнее, но он, будучи центрфорвардом, согласился при необходимости («необходимости» зовут Клаас-Ян Хунтелаар и Гвидо Бургшталлер) перейти на фланг и приносить пользу уже там. Это называется командность, готовность помогать коллективу в той или иной роли. Точно так же по простой сумме скиллов Женю в Севилье могли не превосходить Микаэль Крон-Дели или Антонио Рейес, но они были частью командной игры и сыграли свою роль в завоевании Кубка Лиги Европы. Женя же по ходу плей-офф получил два шанса — на выездах с Мольде и Шахтером — и никак себя не проявил.
Чрезмерная хвала опасна не меньше, чем хула
Прямо сейчас Коноплянка стоит на распутье. У него две дороги — либо соглашаться на роль лидера слабых команд и кардинально понижать уровень притязаний, либо стараться быть полезным топ-клубам в любой роли. При всей предыдущей критике, Евгений может без вопросов стать не просто лидером — суперзвездой и одной из легенд средних команд, вроде хихонского Спортинга или Дармштадта. Но если Коно ставит себе за цель что-то выиграть, ему нужно делать девизом немного измененную цитату Кеннеди. Не спрашивать, что тот или иной гранд может сделать для него — а спрашивать, чем он может быть полезен для каждого из грандов.
И да, чрезмерная хвала опасна не меньше, чем хула. Постоянно встречающий только положительные отзывы человек начинает считать себя исключительным. Коноплянка — один из самых талантливых игроков украинского поколения, но кто знает, каких высот он бы достиг, если бы чаще сталкивался с критикой.
Виталий ПАСИЧНЫЙ