7 квітня 2017 12:50
1

"Я никогда не хотел переходить в "Шахтер". Угасшая звезда Нери Кастильо

Экс-форвард «Шахтера» и «Днепра» объявил о завершении игровой карьеры в 32 года.

Обозреватель «СЭ» попытался понять, почему раскрученный футболист, за которого заплатили огромные деньги, так и не сумел заиграть в Украине.

РОЖДЕН, ЧТОБЫ БЕЖАТЬ

Говорят, что по типажу футболисты делятся на спринтеров и стайеров. Нет, скоростные качества тут ни при чем. Речь об отпущенном природой энергетическом запале. Одни светят долго, пусть даже с переменной мощностью. Другие горят ярко, но быстро тухнут.

Нери Кастильо, как, наверное, и Джулиус Агахова - из вторых. По странной иронии судьбы, надлом в его карьере случился именно в Украине - в тот самый момент, когда ему, как и Полиграфу Полиграфовичу Шарикову, казалось, что главные события в его жизни еще впереди…

Кастильо родился в Уругвае - в семье кочующего мексиканца, футболиста клуба «Сан Луис». Габаритами Бог мальчика не одарил, зато просыпал на макушку щепотку гениальности. Сухой как тростинка и быстрый как ветер юнец уже в 16 лет привлек внимание скаутов «МЮ».

Но Альбион на то и Туманный, что без рабочей визы латиноамериканских тинейджеров туда не пускают. В Греции таких ограничений не было, и Нери на целых семь лет стал игроком «Олимпиакоса».

Первые три года ушли на адаптацию и взросление. В 2004-м поговаривали, что за Кастильо наблюдают в «Милане», но потом в команду пришел Ривалдо, и Нери снова сел на скамейку. Замаячило возвращение на историческую родину: звала «Гвадалахара», и Кастильо вышел попрощаться с болельщиками в матче чемпионата Греции. Во втором тайме порывисто отобрал у партнера мяч перед пробитием штрафного, выкрутил кожаного поверх стенки, и, оголив торс, (фирменный жест Нери греческого периода) в экстазе побежал вдоль трибун.

После матча, однако, из «Олимпиакоса» телеграфировали: этот парень не продается. Прощание не состоялось, Нери выглядел глуповато. Но в межсезонье Кастильо забил семь мячей, а по итогам года стал вторым по системе «гол+пас» после партнера Ривалдо.

«ТРИ КАСАНИЯ БОГА»

От него страдали соперники пирейцев и в Лиге чемпионов. Наблюдая за нарезкой почти полусотни забитых им в Греции мячей, видишь предельно сжатую во времени хронологию «полевого созревания» отдельно взятого игрока. От юношеского стеснения не осталось и следа: Кастильо брал мяч и, словно на мотороллере, оббегал неловких защитников, ртутью просачиваясь сквозь плотные редуты.

Если круглый выкатывался под левую, не тратил время на потные движения: просто укладывал его в «шестерку», нередко метя по ближним углам. Классная левая - верный признак большого мастера - не мешала ему подтягивать вторую: ту, что для танцев. К 2006-му Нери не просто подыгрывал Ривалдо и Джованни, он делал разницу.

«Вижу цель, не вижу препятствий». Кастильо играл исключительно на пятой скорости, не отключая "круиз-контроль".

Вскоре наступил момент большого выбора. На атакующего универсала претендовало четыре сборные! Уругвай, где он получил футбольное образование. Италия, куда его затягивали корни по материнской линии. Греция, где он провел шесть лет и импонировал Отто Рехагелю. И, наконец, Мексика. Кастильо повел себя как патриот и подал руку исторической родине.

2007-й стал главным годом его карьеры. Как сказал бы герой Дмитрия Дюжева из черной комедии «Жмурки»: «Нери заварил крутого». На Copa America он приехал никем, но, воспользовавшись травмой Хореда Борхетти, уехал третьим бомбардиром турнира после Рикельме и Робинью, забив Кубе, Эквадору, Парагваю и… Бразилии.

Тот гол пентакампеонам в стартовом матче на турнире стал брендовым: Кастильо принял передачу спиной к воротам, в касание перебросил мяч через стремившегося отнять у ребенка леденец Майкона и проткнул кожаного мимо Дони. «Три касания Бога» - такие заголовки мексиканских газет не выглядели большим преувеличением, а смотревший за матчем Пеле наверняка вспомнил свой шедевр полувековой давности - в финале ЧМ-1958 против шведов.

В матче за третье место Кастильо помог своей команде обыграть Уругвай. После чего в обоих Америках его прозвали «Эль Диабло».

ИГРУШКА ЗА ДВАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ

Летом 2007-го «Шахтер» заявил о покупке игрока «Олимпиакоса» за 20 миллионов евро. Никто не знал, что таким образом горняки заплатили грекам почти два «лимона» за каждый проведенный мексиканцем матч.

В своей книге «Моя шахтерская история» Мирча Луческу откровенно пишет о кадровых ошибках и признает, что две главные были сделаны в кошмарно начинавшемся для команды сезоне-2007/08. По мнению Мистера, «Трансферы Лукарелли и Кастильо были сделаны на эмоциях, оказались плохо продуманы и во многом предопределили плачевные результаты команды в тот период».

Появление в команде лучшего бомбардира серий А и В 31-летнего Лукарелли, впрочем, казалось оправданным: летом Донецк покинули переросший, как ему самому казалось, украинский чемпионат Чиприан Марика и лучший на тот момент бомбардир в истории клуба Андрей Воробей. Идти в Лигу чемпионов с совсем юными Гладким, Брандау и крайне незабивным в еврокубках Алексеем Беликом руководство «Шахтера» не решилось.

А вот приобретение мексиканца, как было точно подмечено Луческу, действительно состоялось на эмоциях. Так сердобольные родители покупают своему восхищенному чаду («Хочу! Хочу!! Хочу!!!») радиоуправляемый катер, понимая, что после нескольких заплывов по ровной глади… домашней ванной игрушка навсегда переселится в шкаф. В данном случае схему упрощало то, что восхищался и расплачивался один и тот же человек - Ренат Ахметов.

- В домашней встрече Лиги чемпионов-2006/07 против «Олимпиакоса» (2:2) мы потеряли два очка, но зато приобрели хорошего футболиста, - говорит Дарио Срна. - Тем вечером наш президент впервые увидел в деле Нери Кастильо, который сравнял счет, установив итоговые цифры на табло, и прилично повозил нашу оборону за счет своей феноменальной скорости. Господин Ахметов был впечатлен и очень сильно захотел купить мексиканца, который набрал оптимальную форму и впоследствии блистал на Кубке Америки. А когда президент хочет приобрести того или иного игрока, помешать ему очень сложно, так что никто не удивился, увидев через несколько месяцев Кастильо в расположении «Шахтера».

РЕМИССИЯ ЧЕЛОВЕКА В МАСКЕ

Увы, после семи лет, проведенных в Афинах, освоиться на новом месте оказалось сложнее, чем, наверное, думал сам футболист.

- Ему не нравилось решительно все: начиная от украинского климата - гораздо более сурового, чем греческий, - и заканчивая игровым требованиями, с которыми Кастильо столкнулся в нашей команде, - предавался воспоминаниям Луческу.

Что ж, Кастильо и вправду привык к полотерским номерам. И за счет своего скоростного дриблинга действительно мог пройти одного, двух, даже трех соперников, и за это время преодолевал… десять метров поля, потом терял мяч, и его команда получали контратаку.

- В «Шахтере» так играть было нельзя, а переломить свой футбольный эгоизм Кастильо то ли не захотел, то ли не смог, - резюмирует Мистер. - Плюс наслоились бытовые проблемы: рождение ребенка, тяжелая болезнь и смерть матери…Было очевидно, что он страдает и о футболе думает в самую последнюю очередь.

Разумеется, случались и ремиссии. Одной из них стал ответный поединок третьего раунда квалификации Лиги чемпионов против «Зальцбурга». Горняки попали в сложнейшее положение, проиграв на выезде 0:1 и пропустив от подопечных Трапаттони быстрый гол в Донецке. Еще в первом тайме Лукарелли сравнял счет, но австрийцы грамотно оборонялись, и время работало на гостей. Встряхнул игру выход Брандау и в большей степени Кастильо.

Мексиканец, сломавший накануне нос в матче с «Металлистом» вышел на поле в специально заготовленной и раскрашенной в клубные цвета маске на лице и быстро завел стадион. Когда арбитр указал на «точку» после очередного падения Лукарелли, итальянец, считавшийся штатным пенальтистом, величаво попытался овладеть мячом, но его перехватил человек в маске. Кастильо попытались урезонить партнеры, но «Зорро» никого не слышал. Установил мяч на отметке и вывел команду вперед.

- У Кастильо была такая концентрация и фокусировка, что я решил доверить ему право на этот удар», - снисходительно скажет после игры Лукарелли, растягивая улыбку между пушкинскими бакенбардами и еще не зная, что рецидив не за горами.

В порыве страсти Кастильо отбросил маску и доиграл встречу с накладкой на носу: за три минуты до свистка Брандау с подачи Раца выведет «Шахтер» (во второй раз в истории) и Лукарелли (впервые в карьере) - в групповой этап Лиги чемпионов. На этом подвиги Нери в Украине закончились: голов за оранжево-черных он больше не забивал, а иногда крепко вредил команде.

ОДИН ПРОТИВ ВСЕХ

Можно вспомнить немало «аномальных» для «Шахтера» матчей 2007-го, подчеркнувших несостоятельность Кастильо и Лукарелли.

В матче с «Ворсклой» горняки проигрывали 0:1 после первого тайма. В перерыве Луческу заменил обоих легионеров, и оранжево-черные вырвали победу - 2:1. История повторилась в поединке с «Днепром»: пока Нери и Кристиано оставались на поле, «Шахтер» «горел», но стоило вместо них появиться Брандау и Жадсону, как от днепровской волны не осталось и следа на песке времени - дончане победили 4:1.

Зато с Лукарелли и Кастильо горняки «влетели» «Кривбассу» (0:1), а затем случился эпический инцидент в поединке с «Нефтяником». Мексиканец вновь отобрал мяч у Лукарелли, чтобы исполнить пенальти, но не забил. Это стало последней каплей…

- В итоге, - вспоминает Луческу, - я оказался в незавидном положении заложника. С одной стороны мы заплатили за футболистов большие деньги, и я обязан был выпускать людей на поле, чтобы они отрабатывали контракты. С другой - их приходилось постоянно менять, поскольку выходившие со скамейки игроки выглядели лучше и выигрывали матчи.

Для тренера это был заколдованный круг, выбраться из которого было непросто. К счастью, президент «Шахтера» одобрил мои намерения и усилия, направленные на то, чтобы расстаться с Лукарелли и Кастильо. Будущее команды было важнее инвестиций.

Кастильо сам помог руководству горняков избавиться от своей персоны. Именно мексиканец и его агент инициировал аренду в «Манчестер Сити», оказавшуюся выгодной для донецкого клуба и в финансовом, и в моральном аспектах.

- Нери был сильным футболистом, но была одна проблема, - вспоминает получивший вскоре после этих событий капитанскую повязку Срна. - Мексиканец реально думал, что чемпионат Украины очень слаб, и он - человек, забивавший за свою сборную самой Бразилии, сможет пешком обыгрывать здесь по три-четыре футболиста. Но хуже всего, что в какой-то момент Кастильо пошел против Мистера. В «Шахтере» такие вещи не проходят. Здесь простые законы: если ты идешь против тренера, то идешь против клуба, а если ты идешь против клуба, то идешь против президента. А вот это уже совершенно бесперспективно.

"АВТОГРАФ" НА НОГЕ КАЛИНИЧЕНКО

Годы спустя Кастильо частично объяснил свое тогдашнее поведение:

- Я никогда не хотел переходить в «Шахтер». Мое сердце принадлежало «Олимпиакосу». Но трансфер был очень важен для греков - это была рекордная сумма для клуба. Я уговаривал президента, но уже что-либо изменить было попросту невозможно. Это решение не принесло мне никакой пользы, зато «Олимпиакос» смог выгодно меня продать. Ну а когда моя карьера в Донецке подошла к концу, у меня было всего два варианта - остаться, но не играть, или уйти куда-нибудь в аренду. Наконец я решил сменить обстановку и оказался в Манчестере.

В Манчестере, да не в том. Нери уехал в «МанСити». Стоит признать, что арендами Кастильо «Шахтер» отбил больше половины от его стартовой стоимости, но самому игроку это пользу не принесло.

Футбол сниходительного отношения к себе не терпит. В Англии по мексиканцу стала бить карма. Он получал травмы, а потом потерял место в основе после выздоровления Божинова и покупки Жо. Он был рожден, чтобы бежать. И когда его не выпускали на поле, он бежал из клуба в клуб.

После «Манчестера» была краткосрочная аренда в «Днепре».

- В «Шахтере» считалось, что он слишком раскрученный игрок, который не может проявить себя в украинских реалиях, и я полностью согласен с этой характеристикой, - лаконично отметил игравший рядом с Кастильо в «Днепре», нынешний исполнительный директор клуба Андрей Русол. - На мой взгляд, это действительно очень переоцененный футболист. В игровом плане никак себя не проявил. А вот поведение положительных оценок не заслуживало».

- Кастильо был феерическим разгильдяем, - не жалеет красок другой экс-партнер мексиканца Максим Калиниченко. - Игрок был от Бога: скорость, техника, все при нем - кроме головы. Он приехал в Днепр, чтобы получить деньги и экипировку, больше ничего ему было не нужно. Вместе с ним приехал "цыганский табор" разгуливавших по базе родственников и друзей. На тренировках валял дурака: мог раз за разом пробрасывать защитникам "между" в то время, как вся остальная команда убивалась до седьмого пота. Смысла ставить такого футболиста не было: раз поставили - играем вдесятером, второй раз - тоже самое... В какой-то момент на чудака обозлилась вся команда. Да, талант был, но то, как он его истратил... В общем, следа в команде он никакого не оставил, а вот на моей ноге - да. Пробил мне ногу - шипом влез под самый щиток, гад. Шрам до сих пор сияет. Страшнейший!..

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Затем были «Чикаго», краткосрочный всплеск в почти родной Греции (28 матчей, 9 голов), новые травмы, командировка в Мексику и невыразительный сезон в «Райо Вальекано». В сборную Нери больше не звали, а на этой неделе стало известно, что после тщетных попыток набрать форму после тяжелой травмы и заиграть в клубе третьей лиги Греции Кастильо принял решение повесить бутсы на гвоздь.

Теперь у него свой магазинчик товаров для рыбалки - Nery`s Fishing. Хорошего клева, Эль Диабло!



Михаил СПИВАКОВСКИЙ

"Ну и рожа, у тебя, Серёжа!" (С)
У нас в "Динамо", к сожалению, тоже были такие игроки, которых "пристроил" агент, а они не хотели играть! Тот же Беланда... :(((
Не люблю ахметовских кротов, но зачастую виноват агент! (А не клуб и не игрок)