Александр Гладкий. В нужное время в нужном месте
Вот что значит найти свою команду, а точнее - вернуться после перерыва в ее ряды: вновь оказавшись в «Карпатах», Александр Гладкий, не забивший в этом сезоне ни одного гола в официальных матчах, отличился уже во второй встрече за львовский клуб!
В «Карпатах» мы увидели прежнего Гладкого - такого же грозного форварда, каким он был в составе зелено-белых в сезоне-2013/14. И не такого, каким он предстал перед нами в последние полтора года. Что говорить, не удался ему заключительный сезон в «Шахтере».
За весь чемпионат забил четыре гола - три еще осенью, когда горняки отсылали в каждом матче в сетку от трех до пяти мячей, и один в мае, когда исход поединка с «Зарей» был так неинтересен, что «Шахтер» даже разрешил луганчанам сыграть сильнейшим составом.
Не получилось и в «Динамо»…
***
В 2007 году, играя за совершенно заурядный «Харьков» (наследник харьковского же «Арсенала»), 19-летний Александр стал лучшим бомбардиром чемпионата Украины. Да, результат не Бог весть какой - 13 мячей, но ведь играл-то Гладкий не в составе одного из лидеров отечественного футбола.
Между прочим, в десятку лучших бомбардиров турнира вошло тогда лишь четыре украинца, причем только два из них форварды - Гладкий и симферополец Владимир Гоменюк, отставший от Александра на пять мячей.
Сборная Украины после триумфальной середины двухтысячных переживала не лучшие времена, Андрей Шевченко и его тезка Воронин после перехода в «Челси» и «Ливерпуль» из «Милана» и «Байера» чувствовали себя не в своей тарелке. Главная команда страны нуждалась в притоке свежей крови прежде всего в атаке. Много говорили о Гладком и Гоменюке, другом крымчанине Александре Ковпаке, в 2008-м натурализовали Марко Девича…
Обстоятельства, казалось, благоприятствовали Гладкому: он стремительно ворвался в сборную, забив в дебютном поединке Узбекистану - в августе 2007-го, через два дня после своего 20-летия. Но продолжения не последовало. Александр не использовал свой шанс в играх с Шотландией и Фарерами, когда Олег Блохин выставлял его в стартовом составе, и тренер понял, что лучше продолжать делать ставку на проверенных Шевченко с Ворониным.
А там и Артем Милевский потихоньку взрослел, и Евгений Селезнев бомбардирский талант проявлял.
***
Возможно, на карьере Гладкого сказался и выбор, сделанный даже не им, а хозяином «Харькова» Виталием Даниловым - тем самым президентом премьер-лиги, так редко бывавшим на заседаниях руководящих органов своей организации и правившим ей, так сказать, дистанционно. Сам футболист вроде бы хотел в «Динамо», но боссы сказали: «Только «Шахтер»!» - и перечить Александр не посмел.
И поначалу жалеть не пришлось. В первом сезоне в составе горняков Гладкий был основным форвардом. И играл больше, чем Брандау (29 матчей против 25) и забивал чаще (17 против 12). Результативность молодого форварда, заставившая забыть о списанных со счетов Марике, Агахове, Белике и Воробье, помогла «Шахтеру» вернуть чемпионский титул.
Но постепенно осваивался Луис Адриану, отбирал минуты вернувшийся в родные края Селезнев, и Гладкий со временем отодвинулся на вторые роли, а донецкий клуб вновь оказался вторым. В чемпионском сезоне-2009/10 атака «Шахтера» была исключительно южной - бразильской с армянским вкраплением, и Александр отправился, как это ранее сделал Селезнев, а также упомянутые выше Гоменюк и Белик, искать счастья в «Днепр». Тогда еще способный выложить за украинского игрока невероятные деньги: говорили, а transfermarkt и сейчас утверждает, о 7 миллионах евро.
Увы, не сложилось. Только в «Карпатах», где играл на правах аренды, Гладкий сумел раскрыться. Но лишь для того, чтобы, когда закончится контракт с «Днепром», вновь попробовать счастья в «Шахтере».
***
Это было лето 2014 года. Новые иностранцы в богатейший клуб уже не спешили (только возвращались в разные времена Эдуарду, Дентинью, Факундо Феррейра, Алан Патрик). И опять у Гладкого был шанс, он начал активно его использовал, забив пять мячей в шести первых турах. Но потом как заклинило - и в главные забивалы донецкого клуба выбился даже не Луис Адриану, а Алекс Тейшейра.
В общем, когда летом 2016-го контракт Гладкого с «Шахтером» подошел к концу, расставались с ним без видимого сожаления. А болельщики «Динамо» без восторга восприняли переезд (с бытовой точки зрения, понятно, условный) в Киев. Его бы в «Динамо» да в 2007-м…
Была надежда на горящие глаза, на амбиции, но оказалось, что Жуниор Мораэс и без того сильнее, а осенью еще и Артем Беседин разыгрался. Не нашел себя Гладкий в «Динамо», как не нашел в «Днепре». Такое бывает. Не он первый, не он последний.
«Динамо» через подобное уже проходило. Не будем брать стародавние времена, когда в команду переходили форварды-недоразумения вроде Леандру Машаду и Роберто Нанни, при первом же мимолетном взгляде на которых (еще до игры) становилось понятно, что это случайные пассажиры в команде такого стиля, который исповедовали киевляне. Более близкий пример - Лукаш Теодорчик.
Поляк начал впечатляюще, но затем сник. Возможно, не будь выбора, его стоило оставить в команде минувшим летом, но «сталося те, що сталося», и так уж получилось, что он раззабивался за «Андерлехт». Правда, в последнее время тоже сбил прицел: всего четыре мяча на его счету в 2017-м, при том, что до Нового года он более двух десятков раз огорчал вратарей.
***
И это не только динамовская история. Болельщики «Шахтера» тоже могут вспомнить Нери Кастильо, Кристиана Лукарелли, Марсело Морено, обошедшихся Ринату Ахметову более чем в три десятка миллиона долларов и ничего для команды толком не сделавших. Да и того же Селезнева можно упомянуть, у которого великолепно получалось в «Арсенале» и «Днепре», но не шло в «Шахтере», где при горняцкой-то полузащите, казалось бы - только забивай.
А Факундо Феррейра? Первый заход - совсем никакой. Годик стажировки в «Ньюкасле», даже не играя - и в «Шахтер» аргентинец вернулся другим человеком. А ведь тренер-то оставался тот же. Стало быть, нужно попасть не только в нужное место, но и в нужное время.
Из зарубежных примеров вспомнил бы двух парней из «Челси». Серба Неманью Матича купили в 2009 году у словацкого «Кошице» за несчастные 1,75 миллиона евро. Не подошел, и через три года его «сплавили» «Бенфике» за 5 миллионов. Думаете, навар? Не скажите. Через два года пришлось выкупать его за 25 миллионов. Дозрел, стало быть.
Или нигериец Виктор Мозес. Сначала - в лучшем случае джокер, выходящий на замены. Потом и вовсе скиталец по арендам. А сейчас, при Антонио Конте - футболист, который не тянул на классического флангового форварда, раскрылся в роли правого латераля. Тоже нашел свою команду.
Может, и об Александре Гладком, когда он добьется большего, чем гол плюс пас в двух матчах за «Карпаты», напишут нечто подобное. Жаль только, что в этом году ему уже тридцать…
Евгений БЕЛОЗЕРОВ, Спорт-Экспресс в Украине