23 лютого 2017 11:12

Евгений Коноплянка: брак по просчету

Обозреватель «СЭ» находит анонсированное недавно решение руководства «Шальке» о выкупе у «Севильи» контракта Евгения Коноплянки крайне странным.

Решение еще не принято, озвучено только намерение. Но источник слишком серьезный, чтобы считать это жареной уткой. Ближайшие несколько лет 27-летний украинец, скорее всего, проведет в Гельзенкирхеене. А ведь еще несколько недель назад к этому и не шло…

Авторитетный Bild черным по белому писал, что «Шальке» скорее всего не будет выкупать хавбека, поскольку немцев отпугивает цена: на тот момент указывалось около 12,5 миллионов евро, сейчас говорится о 14-16. Еще большей проблемой выглядел даже не шкурный вопрос, а объективно нечастые появления Коноплянки в стартовом составе немецких горняков.

Лидерство нашего соотечественника в списке лучших бомбардиров клуба в сезоне при одном-единственном мяче, проведенном в бундеслиге, по своей несуразности может поспорить с классическим «парадоксом брадобрея». Однако факт остается фактом: Евгений забивает где угодно, но не в чемпионате Германии, где его используют по большим христианским праздникам.

Главная проблема, с которой столкнулся Коноплянка на Западе - невероятная разница в собственном статусе. В «Днепре» он чувствовал себя Моуринью, то есть был The Special One («Особенным»). В клубе существовал негласный культ личности Коноплянки. Женя был тем самым Юпитером, которому многому прощалось, и позиционировался как человек, обязанный играть исключительно на свежих ногах.

Его умышленно ограждали от оборонительной работы, чтобы однажды где-нибудь на 97-й минуте матча с вовсе не условным «Аяксом» он мог вскочить на свой мотороллер, пройти полполя и лучом лазерной точности соединить одну точку с другой - и вывести команду в четвертьфинал Лиги Европы.

В «Севилье» и в «Шальке» Коноплянка оказался всего лишь одним из многих. Здесь рукоплескали его дриблингу и мощным ударам, но не выделяли на общем фоне, анализируя объем проделанной работы, и уж тем более не освобождали от ношения рояля в паузах между игрой на нем.

Нехарактерный для спортивного директора клуба Мончи момент: игру Коноплянки, скорее всего, не разбирали под микроскопом. А иначе почему помощник Унаи Эмери и фактический опекун украинца в Севилье Дмитрий Черышев узнал о его умении исполнять «стандарты» от… позвонившего справиться об адаптации Жени на Пиренеях обозревателя «СЭ»!

Когда же автор этих строк спросил российского специалиста, знают ли он и его коллеги, что Евгений не слишком эффективен без мяча, он ответил: «Здесь все всё видят. И не просто совершенствуют его в этом плане, а конкретно напрягают, чтобы он прогрессировал как можно быстрее».

Коноплянка вроде бы не возражал, но и соглашался как-то неохотно: «Я согласен, что на сегодняшний день без обороны играть тяжело, нужно каждому футболисту отрабатывать. Но смотря на сколько процентов отрабатывать, потому что потом этих процентов не хватит, чтобы атаковать. У каждого свое мнение, свой организм, своя физическая форма. Они знали, кого берут - где я лучше, а где хуже».

Цитируя классиков русского рока, в «Севилье» Коноплянке пришлось брать острую бритву и править себя. Эмери очень спокойно воспринимал его точечные феерии - наподобие той, что украинец выдал в матче против «Реала», во много переигрывая даже Криштиану Роналду.

Ему было важно, чтобы Женя выполнял всего его требования, изменив в себе ряд настроек по умолчанию. Но, по большому счету, апгрейд так и не состоялся.

***

Затем Эмери ушел, на его место пришел Хорхе Сампаоли, и у Коноплянки стартовал второй круг дантовского ада. Большой поклонник бундеслиги и примеры комментатор Алексей Андронов объяснял неудачную попытку Коноплянки заиграть при аргентинце, тем, что тот исповедовал систему 3-5-2, и советовал ему сменить чемпионат.

Коноплянка так и сделал: «Я устал, я ухожу». Куда? В бундеслигу. Однако и здесь случился коллапс. Вот как оценивал перспективы Евгения в «Шальке» другой телеэксперт Виктор Вацко: «Коноплянка - левый вингер. Но в системе тренера «Шальке» Вайнцирля такой позиции нет. Фланги отданы на откуп латералям. Их функция - закрывать бровку, работая от флажка до флажка, а это, как известно, не футбол Коноплянки. Ярко выраженную «десятку» - позицию, где мог бы себя проявить техничный и умный Евгений, - нынешний «Шальке» тоже использует редко».

Тезис о «десятке» вынесем за скобки, как желаемое, основанное на симпатии к футболисту. В главном Вацко оказался абсолютно прав. Сбежав от Сампаоли, Коноплянка приехал к его двойнику с одной только разницей: теперь ко всему прочему нужно было еще и учить немецкий!

В прессе намекали, что Маркус Вайнцирль и его скауты не слишком хотели видеть украинца в своей команде. И скорее всего, инициатива исходила от спортивного директора Кристиана Хейделя, на которого вышел представитель защищающего интересы игрока агентства - Хосе Родригес Бастер. В ноябре Вайнцирль нахваливал Коноплянку, но параллельно искал альтернативу не только ему, но и памятному по выступлениям против «Шахтера» в прошлой Лиге Европы Шупо-Матингу.

Заменой обоим назывался хавбек «Вольфсбурга» Даниэль Калиджури. «Шальке» приобрел его зимой, и теперь немец с американской фамилией не вылезает из стартового состава «синих», как правило, выполняя функции левого или правого нападающего.

В «Шальке» полагали, что и Коноплянка может сыграть на любом из флангов, к примеру, выставив его в матче с «Баварией» справа. Вайнцирля не слишком интересует то, что большую часть карьеры правоногий украинец играл слева, чтобы прочертить диагональ в центр и угрожать воротам своим коронным ударом. В его концепции левша должен бегать слева, а правша - справа. И фланговая подача - атрибут первой важности при игре в ширину - для него важнее смещения с ударом.

Наблюдая за сагой Евгения в Гельзенкирхене, создается впечатления, что при схеме 3-5-2 оптимальной позиции у него нет. Латераль должен играть в большей степени на оборону, чтобы его не пришлось страховать одному из центрбеков. В расстановке 4-4-2 его шансы выглядели бы чуть более убедительными, но не стопроцентными. Коноплянка мог бы блистать в голландской системе 4-3-3, но в Бенилюксе Евгению не заплатят те деньги, которые он зарабатывает в примере или бундеслиге.

Сейчас на позиции левого латераля в «Шальке» играет Сеад Колашинац. 23-летний босниец родился в Германии и фактически был воспитан в системе гельзенкирхенского клуба. Он, конечно же, пока не игрок мирового уровня и абсолютно не нацелен но атаку, но уже этой зимой заслужил интерес со стороны «Ювентуса», а летом, как ожидается, может пополнить ряды «Челси».

Те, кто думает, что такой поворот событий зажжет зеленый свет для Коноплянки, ошибается. Колашинац - типичный латераль: очень неуступчивый, выносливый и работоспособный. В общем его достоинства с плюсами одного из лидеров сборной Украины не соотносятся.

Очевидцы считают, что комфортнее Евгений чувствовал себя в роли одного из двух форвардов, но позиции в атаке у «Шальке» накрепко забронированы Калиджури и Бургшталлером, а правая бровка отдана на откуп Шепфу. Увы, но сегодня в системе игры Вайнцирля к воспитаннику кировоградского футбола подходит двустишие Игоря Губермана: «В борьбе за народное дело я был инородное тело…»

***

Так почему же «Шальке» хочет выкупить Коноплянку? Тли может быть, «Шальке» не хочет, а... просто обязан?

Несколько дней назад тот самый Кристиан Хейдель заявил в интервью Kicker, что гельзенкирхенцы приобретут украинского хавбека у «Севильи» за 15 миллионов долларов, поскольку опция выкупа Коноплянки была привязана к количеству сыгранных матчей, и он их уже провел. Не правда ли, странное решение по игроку, который не принимал участие в последних трех играх бундеслиги, а в минувший уик-энд даже не попал в расширенную заявку?

Да и вообще, обязательное условие выкупа игрока, который взят в аренду, выглядит диковато. Если футболист устраивает клуб - за него и так заплатить требуемые деньги. А если он не нужен, зачем подтягивать его участие под необходимое количество матчей? И кто из руководителей «Шальке» контролировал реализацию этого лимита?

Вопросов очень много. Тот же вариант с «Зенитом» выглядел бы логичнее: тем более что Коноплянке давно симпатизирует отлично изучивший его возможности Мирча Луческу, а кроме того, клубы из Гельзенкирхена и Санкт-Петербурга объединяет звучная надпись на футболках - «Газпром».

Если суммировать сумму откупных с цифрой, в которую «синим» обошлась аренда Коноплянки, украинец может стать едва ли не самым дорогим игроком в очень долгой и славной истории гельзенкирхенского клуба. Попахивает нелепым кадровым просчетом, несовместимым с менеджментом солидного западноевропейского клуба.

Кому это выгодно? Разве что агентству, представляющему интересы Коноплянки и немножко «Днепру», которому положено 15 процентов в случае перепродажи «Севильей» украинского хавбека. Хотя, возможно, в этой нехитрой комбинации кроется и интерес герра Хейделя. Но это всего лишь предположение.

Жаль только, что вся эта ситуация так или иначе проецируется на нашу сборную. Уже в этом отборочном цикле мы видели матчи (например, с Исландией), когда острота с левого фланга нашей атаки исходила исключительно от… Эдуарда Соболя.

Евгению Коноплянке стоит тщательно подумать: стоит ли высокая зарплата в Германии лучших лет его футбольной карьеры? И не лучше ли поискать клуб, которому он будет мил по любви, а не по… просчету? Коготок у нашей маленькой птички уже увяз. Как бы не пропасть...

Михаил СПИВАКОВСКИЙ, Спорт-Экспресс в Украине