Отец Цыганкова: "Виктор успешно прошел просмотр в "Шахтере", но я мечтал, чтобы он оказался в Киеве"
Разговоры о том, что в «Динамо» подрастает невероятно способный мальчишка, ходили давно. А теперь мы получили тому подтверждение, увидев 18-летнего вингера в серьезном деле. Классная голевая передача в матче с «Наполи» и дебютный гол, забитый в игре с «Олимпиком», стали для Виктора Цыганкова солидной визиткой. И, естественно, захотелось узнать о нем, как можно больше…
В этом нам помог отец полузащитника – тренер вратарей ДЮФШ «Динамо» Виталий Цыганков, чья жизнь тоже плотно и с самого детства связана с футболом.
Справка «Футбольного клуба». Виталий Цыганков начинал карьеру в родной Виннице. Считался перспективным вратарем. В 19 лет дебютировал в составе «Нивы», в которой выиграл турнир в первой лиге под руководством Ефима Школьникова. Потом были выступления в высшем украинском дивизионе, вызовы в молодежную сборную и отъезд в Израиль, где он провел карьеру игрока и начал карьеру тренера. В 2012 года – тренер вратарей в ДЮФШ «Динамо» (Киев).
– Виталий Викторович, практически вся ваша карьера прошла в Израиле, где, кстати, и родился Виктор. Расскажите, как вы там оказались?
– Первая половина 1990-х – времена непростые. В винницкой «Ниве», за которую я играл, возникли сложности финансового плана. Был период, когда играли без зарплат почти год. Естественно, футболисты стали разъезжаться. Тогда уехали практически все игроки основы, а команда, кстати, была очень приличная. Виталий Косовский, Олег Надуда, Сергей Нагорняк… У меня возник вариант в Израиле, и я, не задумываясь, согласился.
– Получается, Виктор познакомился с мячом на Земле Обетованой. Предполагаю, вы брали сына с собой на тренировки…
– Именно так и было. Пока команда занималась, он упражнялся на соседней площадке. Сам брал сетку с мячами и тащил за собой.
– То есть, он был обречен влюбиться в футбол…
– Можно сказать и так. Тем более, что футбол прекрасно подходил ему по темпераменту. Виктор рос гиперактивным мальчиком. Его было сложно поймать, накормить, уложить спать и т.д. Не сидел на месте ни секунды.
– Сразу было видно, что у сына есть футбольные задатки?
– Как таковой цели вырастить футболиста не было. Даже не задумывался об этом. Когда мы вернулись из Израиля в Винницу, он начал заниматься в футбольной школе. Вот там по сути все и началось.
Виктор попал в группу моего хорошего друга и бывшего партнера Николая Загоруйко. В свое время я фактически сменил его в воротах «Нивы». Во многом благодаря Загоруйко и второму тренеру Александру Дусанюку сын получил, скажем так, карт-бланш на креатив. Он делал на поле то, что хотел – и у него неплохо получалось, а чем лучше получалось – тем больше свободы ему давали. То есть наставники не зажимали его в какие-то рамки, а старались развивать его сильные стороны. Именно тогда, я считаю, были заложены азы.
И еще одна заслуга первого тренера. Когда Виктор только начинал тренироваться, у меня была важная просьба – чтобы он играл двумя ногами. От природы Виктор – левша. Точнее даже, левша-левша. Так что пришлось прилично повозиться. И Загоруйко постоянно заставлял его работать правой, и я после тренировок подключался. Сын сопротивлялся, сердился, порой доходило до слез, но постепенно мы достигли цели. Любое качество футболиста, любой технический прием – это огромный труд. Зато сейчас он может работать правой почти также уверенно, как и левой.
– Интересно, вы никогда не пробовали определить сына в ворота? Все-таки династия могла бы получиться…
– В детстве он хотел попробовать, но с его гиперактивностью в этом не было смысла. Он выбивал бы мяч от ворот и сам же мчался бы в атаку.
– Он в детстве много забивал?
– Да, становился лучшим бомбардиром везде, где только мог.
– Какой-то матч из его детства или юности можете выделить особо?
– Хороших было много, у нас дома, кстати, есть немало видеозаписей поединков Виктора, начиная с 12-летнего возраста. Но так, чтобы выделить какой-то один – сложно. Запомнилось, что его много били по ногам. Ничего не поделаешь, футбол – контактный вид спорта.
– В других видах спорта сын себя не пробовал?
– Ходил на плавание – но исключительно для общего развития. Ему повезло в том плане, что он застал последние годы дворового футбола. Приходил из школы, брал мяч – и шел во двор. Приходил с тренировки – делал то же самое. Играл на песке, на гравии, на кочковатой земле, пропадая на улице до темноты. Наигрывал, так сказать, свои часы. И, кстати, его неплохая техника – частично оттуда. Если человек может укротить мяч на плохом поле, то на хорошем у него это само собой должно получаться.
– Школа футболу не мешала?
– До переезда в Киев сын учился хорошо. Естественно, когда начались частые разъезды на матчи и турниры, ему стало сложно уделять учебе столько же времени. Но мы старались дорабатывать – нанимали репетиторов. Я не раз говорил сыну, что хорошим профессионалом в каком-то деле можно стать только в том случае, если заложена общеобразовательная база. Любые специализированные знания накладываются на общие. В том числе, нужно учить иностранные языки, читать умные книги…
– Например? Назовите последнюю книгу, которую прочитал сын.
– Последняя книга, которая у нас в семье обсуждалась – это биография Стива Джобса. Очень яркий и интересный пример того, как достигают больших целей. Виктору, я так понял, книга понравилась.
– Вернемся к футболу. Виктор сразу начал играть на фланге?
– У Загоруйко он играл на позиции под нападающим. Но, можно сказать и так, что играл везде – появлялся и справа, и слева, и в центре.
– Когда произошла переквалификация в вингера?
– Уже в ДЮФШ «Динамо». В центре у Виктора терялись главные козыри – скорость и умение сыграть спиной к бровке. Это очень вовремя увидел директор Академии Александр Ищенко, после чего по поводу амплуа сына вопросов уже не возникало. Виктор, кстати, с самого начала в Киеве находился под личным контролем Александра Алексеевича. Нагрузки очень грамотно сочетались с паузами для восстановления, все просчитывалось и планировалось. Вплоть, до мельчайших нюансов. В принципе, в ДЮФШ такой подход ко всем игрокам. Но все же к сборникам – внимания чуть больше.
– Правда ли, что Виктор мог оказаться в Академии «Шахтера»?
– Был такой эпизод. Еще когда мы жили в Виннице. Нас приглашали на просмотр, который Виктор успешно прошел. Донецкий клуб проявлял серьезный интерес. Но, дело в том, что я с детских лет болел за «Динамо», когда-то мечтал играть за эту команду, а когда стало ясно, что у Виктора есть неплохие перспективы, стал мечтать, чтобы он оказался в Киеве и добился того, чего в свое время не смог добиться я.
Поэтому после просмотра в Донецке мы взяли паузу. А через месяц Иван Иванович Терлецкий привез предложение из Академии «Динамо». Тут уже мы не сомневались ни секунды, и Виктор отправился в столицу. Это было в ноябре 2010 года.
– Читал на динамовском сайте, что в Академии он всегда играл в командах более старшего возраста.
– Когда он начал выделяться на фоне сверстников, было принято решение перевести его в группу на год старше. Ход был очень правильным. Сын получил возможность тянуться к более сильным ребятам, прогрессировать.
Об этом мало кто знает, но, между прочим, это опять-таки была идея Ищенко, который сыграл очень важную роль в карьере сына, всякий раз задавая правильное направление. Вполне возможно, без него ничего бы и не получилось.
– Вы помните первую зарплату сына? На что он ее потратил?
– Первую зарплату, вообще-то, ему платил я (улыбается). Хотел приучить к тому, что футбол – не просто игра, но и профессия. Еще когда жили в Виннице, у нас дома была введена система премиальных. Хватало и на кино с мороженым, и на то, чтобы друзей угостить.
Кроме того, существовала еще одна любопытная договоренность. Сын очень не любил мыть бутсы. Для мальчишки это, наверное, нормальное явление. Так вот, мы договорились: если он забивает гол – бутсы мою я, нет гола – этим занимается он. Получился очень хороший стимул.
– Назовите самый важный период в карьере сына, если не учитывать нынешний переход во взрослый футбол?
– Это обучение в лучшей футбольной Академии Украины, где он был окружен вниманием и получил все необходимые ему профессиональные знания и навыки от квалифицированных специалистов.
– А самое большое достижение по юношам?
– Финальная часть юношеского чемпионата Европы с командой Александра Головко. Это был огромный опыт и хороший толчок.
– Бытует мнение, что Виктор подвержен травмам.
– Это миф, который хотелось бы развеять. За все годы в Академии «Динамо» у Виктора, вообще, травм не было – разве что ушибы. Но, как правильно подметил Александр Головко, в какой-то момент Витю начали слишком активно использовать, вызывая в несколько сборных и давая такие нагрузки, которые формирующийся юношеский организм просто не в состоянии выдержать. Он играл и в команде у Александра Головко, и в команде Олега Кузнецова.
Cами смотрите... Турнир в Сербии – три игры за четыре дня, турнир Банникова – четыре игры за шесть дней, две игры в Ирландии в течение трех дней…
Конечно, есть отборочные матчи, которые встроены в международный календарь. Тут вопросов нет. И понимаю, что тренер любой сборной хочет побеждать. Но когда игрок возвращается в клуб после ничего не значащего в спортивном плане турнира за границей, может получиться так, что уже через день-два-три дня у него в календаре стоит важный матч, в котором он должен играть.
Пришлось, в итоге, расплачиваться. Сербия обернулась шестью месяцами лечения воспаления коленных хрящей. Поездка в Ирландию стоила надрыва мышцы задней поверхности бедра, полученного через несколько дней после приезда.
Все диагнозы за последние два года – это следствие переутомления. Виктор просто не успевал восстанавливаться. К счастью, или к сожалению он играет и тренируется на максимальных усилиях. Иногда глядя на его темп тренировки мне кажется, что он тестирует свой организм, проверяя, выдержит он или нет. Минус этого – немалое количество травм, которые, уверен, уже позади. Плюс – его движение вперед.
При этом нельзя не сказать, что трехлетнее присутствие в команде Головко имело огромное значение в становлении Виктора. Благодаря требовательности тренера и конкуренции на более серьезном уровне формировался характер: неуступчивость, спортивная злость, ответственность, дисциплина, умение доводить дело до конца…
Кроме того, Александр Борисович использовал его на разных позициях – и на флангах атаки, и в центре нападения, и на месте оттянутого форварда, и даже на месте опорника, таким образом, привив ему универсализм. Да, Виктор комфортней всего чувствует себя на правом фланге. Но если окажется по ходу матча где-то на другой позиции, не растеряется. Он уже там был.
– Вы довольны тем, как происходит его адаптация во взрослом футболе?
– Психологически он был готов к дебюту, это я точно знаю. А тот опыт, который он сейчас получает, бесценен. Он тренируется и играет с лучшими футболистами Украины, в лучшем клубе страны, под руководством одного из наших лучших тренеров…
Получить в таком возрасте доверие со стороны наставника и президента – дорогого стоит. Но Виктор прекрасно понимает, что это все пока что авансы. Он парень самокритичный и очень хочет оправдать доверие. И после первых матчей сильно переживал, что у него не все получалось.
– Но впечатление от его игры осталось очень позитивное. Это касается и матча против «Наполи», и поединка с «Зарей»...
– Виктор – нападающий, его наипервейшая задача – забивать и отдавать острые передачи. А раз команда проиграла, значит – он сделал недостаточно. У него такой подход. И сейчас, надеюсь, гол в матче с «Олимпиком» сыграет свою положительную роль. Он должен помочь Виктору обрести то спокойствие, которого ему немного не хватало на футбольном поле.
– Многие удивились, увидев Виктора в стартовом составе на лигочемпионский матч с «Наполи». А когда он сам узнал, что будет играть?
– В обед, в день матча.
– Успели пообщаться перед игрой?
– Стараюсь не лезть к нему в голову перед выходом на поле. Все, что нужно, ему скажет тренер. Я могу лишь подбодрить, пожелать удачи.
– Вам не показалось, что в той игре футболисты «Динамо» поначалу не замечали Виктора, стараясь больше играть на правый фланг – на Ярмоленко?
– Но это же абсолютно естественно! Ярмоленко – лидер команды, лучший футболист Украины. А Виктор – молодой игрок, которого партнеры знают еще недостаточно хорошо. Ему еще надо многое доказывать.
Мы на эту тему с ним говорили еще раньше. Он понимал, что как только попадет в основную команду, то поначалу придется много двигаться без мяча. Это тоже очень важный элемент в футболе: умение открыться в нужный момент, освободить зону для партнера, перекрыть зону в защите и т.д. Футболист, не умеющий играть без мяча, ничего не добьется.
– Голевая передача в матче против «Наполи»… Скажите, Виктор целенаправленно сбрасывал мяч «в спину» Гармашу или просто удачно так получилось?
– Он целенаправленно делал передачу в свободную зону. Это было единственное место, откуда реально было завершить атаку. Такие решения принимаются мгновенно и определяют уровень игрока. Можно сказать, этот пас стал своего рода подтверждением того, что Виктор готов играть во взрослый футбол. И непременно надо отдать должное Гармашу, который отлично сориентировался в ситуации, опередив защитников «Наполи».
– Что сын говорил после той игры? Все-таки впервые попал в стартовый состав, да еще в таком матче…
– Он был очень расстроен результатом. Виктор по натуре максималист, и просто футбола ему мало. Он должен побеждать. Даже приходится иногда корректировать его, чтобы самокритика не зашкаливала.
- Если смотрите вместе футбол, то каким чемпионатам отдаете предпочтение?
– Из зарубежных – английскому и испанскому. И обязательно просматриваем практически все поединки украинской премьер-лиги. Виктору важно знать, что происходит в УПЛ, он должен быть знаком с возможностями всех игроков. И тех, вместе с которыми играет, и тех, против которых может выйти на поле.
– Каким зарубежным клубам и футболистам сын симпатизирует?
– Клубы – «Манчестер Юнайтед» и «Барселона», а футболисты – Лионель Месси и Марио Гетце. Кстати, оба они заиграли на высоком уровне в очень раннем возрасте. Их пример был очень показателен для Виктора. Глядя на них, он осознавал – все возможно, если сильно этого хотеть и много работать.
– А над чем в первую очередь Виктору нужно работать на данном этапе?
– Игра в отборе. В этом плане он прилично добавил у Головко, который, как я уже отметил, часто использовал Виктора в опорной зоне, где количество единоборств порой зашкаливает. А когда Виктор только начал тренироваться в первой команде «Динамо», его ставили на позицию флангового защитника, чтобы он лучше почувствовал, как нужно обороняться и что нужно делать. Очень показательный, кстати, момент.
Пока для более качественной игры в отборе сыну немного не хватает физической массы, но со временем он ее наберет. Это естественный процесс. А, вообще, сейчас у Виктора такой период, когда нужно учиться каждый день. После тренировки он должен уходить с мыслью о том, что он сделал сегодня, что было не так, где и в чем нужно добавить.
– У Виктора есть футбольная мечта?
– Как, наверное, каждому юному футболисту, ему хотелось бы попробовать свои силы в топ-чемпионате. Но об этом говорить еще очень рано. Сейчас его цель – закрепиться в основном составе «Динамо»» и быть максимально полезным родной команде. У него есть все, чтобы прогрессировать: отличные условия в клубе, доверие со стороны руководства и тренерского штаба, прекрасные врачи, отлаженный быт… Теперь все зависит от самого Виктора.
Олег ВОСТРЯКОВ, «Футбольный клуб»