18 травня 2016 12:50

"Передай маме, что я ее люблю". Самое громкое убийство в английском футболе

Сегодня – 10 лет со дня смерти Кайана Принса, талантливого английского нападающего, которому навсегда осталось 15. Он мог бы поехать на Euro-2016.


НОВЫЙ УОЛКОТТ


Тренировка закончилась час назад, но два прожектора стадиона Лондонской академии еще светили. Коренастый темнокожий мальчуган в одиночестве бегал с мячом и отрабатывал новый финт, который ему показал тренер. Паренька звали Кайан Принс. Он поступил в школу КПР всего два года назад и с первого дня стал помногу забивать за команду 1990 года, за что получил от газетчиков прозвище "новый Уолкотт". Сам мальчик не любил сравнений с кем-либо, но из вежливости молчал и кивал головой, когда его называли чужим именем.

"Кайан, иди домой, уже поздно!" – послышался голос с другого конца поля. Мальчик вздрогнул: он так увлекся дриблингом, что напрочь забыл о времени и о том, что на стадионе не осталось никого, кроме него и тренера – мистера Галлена. Джо Галлен уже сто раз пожалел о том, что научил Кайана новому трюку: накануне мама мальчика, воспитательница Трейси Камбербэтч, попросила тренера не задерживать сына после занятий. Особенно в четверг, когда тренировки начинаются позже обычного. Но разве легко оторвать ребенка от любимой игрушки?


15-летний Кайан ПРИНС.


ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕНИРОВКА

Прожекторы погасли, и Кайан на мгновение потерял ориентацию в пространстве. Вздохнув, мальчик взял в руки мяч и побрел в раздевалку, чтобы забрать сумку – переодеваться и принимать душ уже не было сил. "Доберешься сам?" – Галлен в энный раз задал этот вопрос Кайану, наперед зная, что тот ответит. "Конечно, до завтра!" – сверкнул улыбкой изрядно уставший мальчик. Хорошо, что дом всего в паре кварталов отсюда.


Ноги Кайана ныли от нагрузок, но он был счастлив: несколько дней назад 15-летний нападающий подписал свой первый профессиональный контракт с КПР, а это значит, что уже в июле он поедет на сбор с основой. Перед тем как попрощаться с тренером, Кайан взял у него ключи от раздевалки, пообещав оставить их на вахте – а то у мистера Галлена будут серьезные проблемы. Ответственный и воспитанный мальчик не подвел своего наставника – забрал сумку, закрыл раздевалку, отдал ключи охраннику и захлопнул дверь академии. В последний раз.


На крыльце школы Кайан остановился, чтобы достать из сумки бутылку с водой. На Спер-роуд было тихо – лишь проезжавшая мимо машина подразнила мальчика светом фар. Кайан сделал пару глотков и подумал о том, что мама опять будет волноваться, а папа – бывший профессиональный боксер Марк Принс – похвалит сына за усердие. Ничего, скоро Кайан станет звездой и перевезет родителей с северо-запада Лондона в центр. И мама перестанет сжигать драгоценные нервы из-за ерунды.


ВРАГ У ВОРОТ


С той стороны ограждения школы послышался глухой звук. Сквозь прутья Кайан разглядел фигуру юноши, который избивал ногами другого. Принс тут же бросил бутылку на землю и мигом устремился к воротам школы. Хулиган услышал стук бутс и замер, увидев силуэт Кайана. Он узнал того самого пацана из младшего класса, который во всем был лучше него. Он ненавидел Кайана.


Форвард КПР по комплекции превосходил не только сверстников, но и многих учащихся старших классов. Поэтому Кайан часто заступался за тех, кого обижали в школе. Одним из местных рецидивистов был 16-летний Ханнад Хассан, который совсем недавно переехал в Англию из Сомали. У Хассана был отвратительный характер – он без причины бил детей из начальной школы, оскорблял учителей, а за месяц до этого в школьном автобусе угрожал однокласснице ножом и серьезно повредил ее барабанную перепонку. После этого Ханнада отчислили.


У Хассана была мечта – он хотел стать баскетболистом, но даже во время игр с командой Кайана он ощущал превосходство соперника. Хассан приходил в ярость, когда видел на школьных стенгазетах лицо гордости академии и будущей звезды футбольной сборной Англии – в этом были уверены все. Все, кроме Ханнада.


Семья Кайана уверена: Англия потеряла большого таланта.


ПРИВЕТ МАМЕ НА ПРОЩАНИЕ

Родители пытались спасти Хассана, записали его на курсы по управлению гневом, но он так и не успел посетить ни одно занятие. Его больше интересовала группировка Thug Fam ("Семья бандитов"), в которую входили хулиганы со всего северо-запада Лондона. Бросив баскетбольную мечту, Ханнад решил стать обычным головорезом и частью этой группировки. Как утверждала позже полиция Лондона, Хассан должен был пройти обряд посвящения, доказать свои серьезные намерения, пырнув кого-нибудь ножом.


Увидев Кайана, Хассан забыл о случайном прохожем, достал из кармана швейцарский нож с красной рукояткой и накинулся на ни в чем не повинного мальчика. Кайан рухнул на землю, ударившись головой о бордюр. Но этого хулигану было мало: он вонзил нож в руку Кайана, а затем в грудь. Рана была неглубокой, но лезвие задело левый желудочек сердца. Хлынула кровь. Светлое будущее юного нападающего погрузилось в мрак.


Осознав, что натворил, Хассан бросился вон и даже не вынул нож из груди мальчика. Безымянного свидетеля, которого минутой ранее избивали ногами, охватил страх – он тоже убежал прочь, хотя мог вызвать скорую и, может быть, спасти жизнь Кайана. Позже трусливого свидетеля нашли. Он признался, что Кайан перед смертью шептал: "Мама, я люблю тебя. Передай ей это, пожалуйста".


ВСЕГО ЛИШЬ ИГРУШКА

В дверь убийцы постучались на следующее же утро – полицейские были прекрасно осведомлены о деяниях Хассана, а красный швейцарский нож был им знаком. На допросе Ханнад каялся и настаивал на том, что убийство было непредумышленным: "Я даже не знал, что перочинным ножом можно лишить человека жизни. Это же всего лишь маленькая игрушка!" Суд слабым оправданиям сомалийца не внял: 11 из 12 присяжных признали Хассана виновным в убийстве из хулиганских побуждений. Уже десять лет он отбывает пожизненное заключение.


Произошедшее шокировало весь Лондон. Одноклассники и одноклубники Кайана не понимали, как столь добрый и отзывчивый человек может покинуть мир так рано. "Маленькая игрушка" лишила КПР и, возможно, сборную Англии одного из самых талантливых форвардов своего поколения. "Если бы он был жив, то обязательно стал бы чемпионом мира", – уверена мама Кайана.


Принс-старший в память о сыне основал фонд его имени по борьбе с преступностью молодежи, с которым сотрудничают многие футболисты, в том числе чемпион Англии в составе "Лестера", бывший защитник КПР Дэнни Симпсон. Сам клуб ежегодно вручает автору лучшего гола команды в сезоне "приз имени Кайана Принса".


В Лондоне помнят о Кайане и знают, что он все еще следит за командой. На следующий день после убийства кто-то положил к ограде школы пять роз и открытку со словами: "На небесах стало на одного ангела больше".


Лондон помнит яркую звездочку.