Альваро Рекоба. Футбол для души
«Папа, папа, это Марсело из «Реала!». «Йеремия, будь умничкой, сиди на месте и никому не мешай». Майами, несколько лет назад, дорогой ресторан. Йеремия знает всех игроков «Королевского клуба», а Марсело – один из его любимых. Неожиданно бразильский защитник встает и подходит к отцу Йеремии. «Добрый день. Извните, не хотел вас тревожить. Я – Марсело, мне очень нравится ваша игра…». Ребенок не понимает, что происходит, но ему нравится, он улыбается. Йеремия фотографируется с Марсело и ждет объяснений от папы. Такое происходит не впервые – на днях, в Монтвидео, к ним уже подходил самый известный уругвайский футболист в мире, Луис Суарес.
Йеремия знает, что папа был футболистом, но почему к нему подходят звезды? Кто его папа? Альваро Рекоба, один из самых ярких и непредсказуемых игроков за последние 20 лет: великий талант, который, возможно, был не слишком усердным на тренировках, иначе принес бы домой пару «Золотых мячей». И это не преувеличение. Сегодня, 31-го марта он прощается с большим спортом, в Монтевидео приезжают футбольные селебрити со всего мира. Среди них Кристиан Виери. «Конечно, Чино! Конечно, я приеду! Я не могу пропустить праздник человека, благодаря которому забил как минимум 50 голов за «Интер«.
В ожидании Роналдо
Весной 1997-го года в дом Моратти попала видеокассета. На пленке был паренек из «Насьоналя», который подхватил мяч около своей штрафной, прошел всю команду соперника и забил в пустые ворота. Великолепное сочетание силы, скорости и техники. Не верите? Идите на Youtube и введите в поиске «Alvaro Recoba – Gol Similar de Maradona«. Президент и его сын Мао не сомневались ни секунды: «Это наш парень!». В те времена для «Интера» не было невозможного. Массимо Моратти – президент мечты: влюбленный в клуб болельщик, культиватор красоты. Вскоре после Рекобы к «нерадзурри» присоединился Луис Назарио да Лима Роналдо, «Феномен». В начале августа в Болонье «Интер» играл товарищеский матч. Роналдо провел на поле 70 минут – когда он уходил, миланцы вели 1:0 благодаря голу Ганца. Вместо бразильца появился Рекоба. Прошло несколько минут, и Чино [«El Chino» («Китаец»)] подобрал мяч в центре поля, немного прошел с ним и пробил с сорока метров – перекладина! «Этот молокосос в конце тренировки ставил шесть-семь мячей в центре поля и бил – максимум один удар шел мимо цели», — рассказывали одноклубники.
Теннис с Саморано
«31-го августа 1997-го года 80 тысяч человек пришли на «Джузеппе Меацца», чтобы увидеть Роналдо, но открыли для себя Альваро Рекобу, у которого вместо левой ноги динамит», — рассказывает радиохроника RTL 102,5. «Брешию» вывел вперед Хюбнер, Симоне был в шаге от увольнения, но за 20 минут до конца вышел Рекоба: дубль, выстрел с 25 метров и штрафной с 30. Эти два удара завоевали черно-синюю публику, но не Джиджи Симони, у которого был невероятный выбор в атаке: Роналдо, Джоркаефф, Ганц, Морьеро, Кану. Рекоба то играл, то сидел в запасе, и ярко напомнил о себе в последнем матче первого круга. «Интер» уступал «Эмполи» в один гол, Рекоба на скамейке обратился к другу и соотечественнику Ривасу: «Мартин, посмотри на их вратаря, он почасту далеко выходит из ворот. Если я выйду, то заброшу мяч ему за шиворот – это гол, о котором я мечтаю уже десять лет…». Сказано – сделано. На 70-й минуте Альваро вышел на замену, на 82-й с 50 метров перебросил Роккати. «Прекрасно помню тот гол. Симони не выпускал меня в основе, я постоянно оставался на трибуне как экстракомунитарио. Но тогда не смог сыграть Зе Элиас, и я попал в запас. Когда я вышел на поле, то увидел, что Роккати снова потерял позицию. Я хотел ударить издали, но передумал. А через несколько минут он сделал два шага вперед, ветер дул в его сторону — я ударил. Я доверился инстинкту. Иногда ты слышишь голос, который говорит тебе: «Бей, бей». Остается только прислушаться».
В команде его очень любили. Однажды молодой журналист брал интервью у Диего Симеоне, капитана и лидера «Интера«. «Диего, Роналдо впечатляет техникой и скоростью…». «Ты прав, но знаешь, кто у нас быстрее всех? Вот тот толстячок», — говорит Симеоне и показывает пальцем на Рекобу.
Чинно жил у Дзанетти, затем переехал поближе к стадиону. В свободное время он начал играть в теннис, и оказалось, что и тут у него есть талант. Единственный, кто побеждал Рекобу – Иван Саморано, который в Чили часто тренировался с Марсело Риосом, одним из лучших теннисистов 90-х.
Марадона в провинции
В январе 1999-го года Беппе Маротта убедил Альваро перейти на шесть месяцев в Венецию, игравшую в Серии А. «Давай к нам, — говорит спортивный директор венецианцев. – Развлечешься немного, а затем вернешься в «Интер» в роли лидера». Рекоба мало играл за «нерадзурри», он думал над предложением, а затем Моратти развеял сомнения: «Я буду приезжать посмотреть на тебя при каждой возможности. В июне ты вернешься в «Интер«. Вскоре Рекоба подписал новый контракт с клубом на очень выгодных условиях – зарплату Чинно повысили не только, потому что его очень любил президент, свою роль сыграл и интерес «Милана».
Полгода в Венеции – самый яркий период выступлений Рекобы в Италии. Он пришел в команду, когда та была последней в таблице, в четырех очках от спасительной зоны, а уходил из Венеции, которой не хватило двух пунктов до Кубка УЕФА. Альваро забил 11 голо в 19 матчах, сделал хет-трик в ворота «Фиорентины» Трапаттони и Батистуты. «Фиалки» шли к титулу, но проиграли 1:4, Рекоба дважды забил со штрафных, еще одним голом завершил сольный проход. «Как Марадона», — написала Corriere della Sera. После матча все телеканалы пытались достать Альваро, его хотели видеть в Domenica Sportiva, но телефон уругвайца не отвечал. RAI, в конце концов, дозвонились лучшим друзьям Рекобы. «Я не могу уйти из дома. У меня турнир на Playstation, — удивил всех ответ футболиста. – Ну ладно, пять минут по телефону». Друзья и простые вещи прежде всего – таким был Чино.
Иногда он приглашал тебя на ужин, но забывал предупредить жену Лорену, которая в удивлении вычитывала его, но в конце «ссоры» всегда улыбалась. Альваро и Лорена до сих пор вместе, у них двое детей: Йеремия и старшая дочь Натали, перспективная 15-летняя гандболистка.
«В Венеции я провел фантастическое время, завел много друзей», — рассказывает Рекоба. Президент Дзампарини, тренер Вальтер Новеллино, который умел завести Чино. Объявляя состав он специально забывал Рекобу. «Итак, 4-4-2. В защите играем так, в центре поля вот эти ребята, в атаке Маньеро…». Тут слово брал кто-то из друзей Альваро, часто именно Маньеро: «Мистер, а Чино?». Новеллино был готов: «Чино – Феномен, в атаке он может делать все, что хочет».
Критика и проблемы
Вернувшись в «Интер«, Альваро привыкал к критике. Либо его безгранично любили, либо называли посредственным игроком – Рекобе слишком не хватало стабильности. Да, он не всегда блистал, но, когда показывал свой лучший футбол, то был гением. Неудивительно, что о своем восхищении Чино говорили, к примеру, Франческо Тотти и Даниэле Де Росси, которые очень хотели видеть его в Роме. Он не боялся никого, обладал иммунитетом к любому виду давления, никогда не забивал обычные голы, а только шедевры, мог изменить ход всей игры, выйдя на последних минутах – это случалось не раз. Но у него постоянно возникали проблемы с тренерами. Некоторые алленаторе втирались в доверие Моратти, обещая строить игру вокруг Рекобы, но постепенно задвигали его в запас…
Стол в Аппьяно
Конечно, Чинно мог стараться больше. «Стол Рекобы» на базе в Аппьяно вошел в историю – когда на улице был туман, Альваро незаметно уходил с тренировки (команда у «Интера» была большая) и сидел на окраине Аппьяно за столом, покуривая сигарету. Рекобу в «Интере» запомнили радостным, веселым и солнечным человеком. Он никому не отказывал в автографе, очень любил маленьких тифози. Он воплощал в жизнь мечты каждого ребенка: голы с тридцати метров, сумасшедшие трюки, финты, дриблинг – все, что казалось возможным только в японских мультиках о футболе. Альваро завершил карьеру в Уругвае, с каждым годом бегая все меньше, но продолжая забивать великолепные голы – к примеру, снова послать мяч в ворота прямо от углового флажка (в своей карьере ему трижды удавался «сухой лист»).
Сказка? Кто знает…
В последние годы он чуть было не стал чемпионом Уругвая по пляжному футболу, начал снимать документальные фильмы про самых известных спортсменов Южной Америки и помогать молодым уругвайским игрокам, также учился на футбольного менеджера. Его сына Йеремию называют одним из самых перспективных талантов страны, который наконец-то начал понимать, что означает его папа для футбола в Уругвае и Италии.
«Был однажды парень по имени Альваро, который забивал пять-шесть голов за матч. Он вывел свою скромную команду в финал большого турнира и пошел порыбачить с родственником. Ему так нравилось стоять посреди речки, что он забыл про финал – приехал, когда матч уже шел, а его команда уступала в три гола. Альваро переоделся в машине, вышел на второй тайм и забил пять раз! Легенда? Сказка? Кто знает… Но известно, что в те дни Рафа Перроне, игрок «Данубио» 60-х, заприметил феноменального парня с раскосыми глазами и, зная о его сложном характере, привел к себе домой. Чтобы контролировать и подпускать к основе «Данубио», игравшего в высшем дивизионе…».
Так началось восхождение Чинно и история любви с Лореной – дочью того самого Рафы Перроне.
По материалам Extra Time (La Gazzetta dello Sport) и итальянской прессы
Перевод и адаптация Юрия Шевченко, специально для Calcio News.