31 березня 2016 11:07

Николай ЮРЧЕНКО: "Попав в "Динамо", и мечту осуществил, и в чудеса поверил"

Его карьера в своем роде уникальна, и немножко трагична. Он успел поиграть в чемпионатах СССР за дубль донецкого «Шахтера» и основу киевского «Динамо», прошел через горнило первой и второй союзных лиг. Не без успеха побегал даже за границей, а вот в украинской «вышке», по сути, не сыграл.

Только-только помог родному «Прикарпатью» выиграть первую лигу и выйти в элитный дивизион, как начались проблемы со здоровьем. Из-за них и закончил так рано – в 28 лет.

Сегодня бывшему полузащитнику, сыгравшему и за сборную Украины, исполняется 50 лет! Знаковый рубеж не только для подведения жизненных итогов, но и прекрасный повод повспоминать. Причем с самого начала, поскольку информации о юбиляре, в отличие от его старшего брата Игоря, даже всезнающий интернет выдает с гулькин нос.

БРАТ С КУБКОМ, А Я С ДУБЛЕМ

- Николай Николаевич, даже местом вашего рождения на некоторых уважаемых сайтах значится вся Ивано-Франковская область, а вот у Игоря указано точно - Станислав (с 1962 года - Ивано-Франковск). Расскажите об этом эпизоде вашей жизни: в роддоме, какого города вы появились на свет?


- Да, брат родился во Франковске, в 1960 году. Я - там же, спустя шесть лет. Семья обычная - мама работала заместителем главного бухгалтера в Горпромторге, а отец в то время был начальником местной футбольной команды «Спартак».

- В 1970 году команда из Калуша - «Будивэльнык» - стала чемпионом Ивано-Франковской области под руководством тренера Николая Юрченко. Ваш отец?

- Он Калуш не тренировал. Мой брат когда-то возглавлял клуб из этого города, только женский - «Нефтехимик». Они даже чемпионами Украины становились в 2007 году, в еврокубках выступали. А отец, по-моему, лишь играл за Калуш. А еще за Винницу, за Житомир.

Мы с братом по папиным стопам пошли, чуть ли не с рождения с ним на тренировках, на базах. Куда сам, туда и нас таскал, то Игоря, то меня. Сложно назвать его нашим первым тренером, но он привил любовь к этому виду спорта, учил, что делать с мячом на поле.

- Игорь попал в ДЮСШ «Спартака» в пятом классе. Вы там же учились?

- Да, заканчивали одну и ту же школу, а начинали оба у детского тренера Юрия Шайкина. Правда, у меня было немало наставников: начинал у одного, затем тренировался со старшими ребятами, после чего уже другой тренер набирал мой - 1966 год.

- В 1983 году Игорь в составе донецкого «Шахтера» выиграл Кубок СССР. Вы к тому времени как раз тоже стали горняком. Брат сосватал?


- Да, он уже был там с 1982-го, а я через год окончил школу, и приехал к нему в гости, в Донецк. У Игоря были контрольные матчи в Ташкенте, а я с дублем тренировался от нечего делать, тоже пару раз съездил на спарринги. И мне предложили остаться. Два сезона там провел.

- Как приняли в столице Донбасса 16-летнего парубка из Западной Украины? Вы ведь, наверное, по-русски не очень хорошо болтали…

- Абсолютно нормально, никакого дискомфорта не испытывал. Люди там все попроще, очень тепло ко мне относились, без проблем адаптировался. Основу горняков тогда Виктор Носов тренировал, а с дублем работал Валерий Яремченко.

- За дубль в общей сложности провели 26 матчей, даже гол забили.

- Я уже и не помню. Может быть.

ИЗ «ШАХТЕРА» УШЕЛ В… АРМИЮ

- Забегая чуть наперед, скажите: вот, в 1988 году вы оказались во львовском СКА. Не поздновато ли для армии? Или у вас была отсрочка?

- Там интересная ситуация сложилась. Стукнуло мне 18 лет, тут же, естественно, позвали в армию - будь любезен, отдай долг Родине. Тогда ведь такое время было: если не в этом году, то в следующем обязательно забрали бы. Кто в институте учился, мог год-два попрятаться, и все равно никуда бы не делся.

А если ты футболист-призывник и стал интересен какому-то клубу, то нигде бы не спрятали, как ни старайся. Тогда на меня пришел запрос из Львова и в 1984 году я призвался в команду СКА «Карпаты». Правда, со временем там вопрос решили, отпустили в родной Ивано-Франковск. Вот я с 84-го по 86-й и «служил»: на сборы ездил со Львовом, а играл в Ивано-Франковске. А когда освободился от этого армейского момента, мог уже играть в любой другой команде.

- Но вы остались в «Прикарпатье», выступавшем во второй союзной лиге. В 1987 году наигрались там вволю - 46 матчей, 5 забитых мячей?

- Да, было такое. Начальником команды тогда Юрий Дячук-Ставицкий был, тренировал нас Борис Стрельцов. Да и составчик у нас тогда подобрался что надо: Сергей Турянский десятка два мячей наколотил (23 - прим. авт.), Игорь с десяток, Валик Москвин играл, Юрий Шулятицкий. И мы заняли третье место в лиге. Первой, по-моему, симферопольская «Таврия» финишировала, второй - тернопольская «Нива».

А в 1988 году я как бы вернулся в СКА «Карпаты». Кстати, нас вместе с Игорем пригласили. Сезон во Львове отыграли уже в первой лиге.

- Спустя год ваши пути-дорожки разошлись: он в «Черноморец», а вы в «Кривбассе» результативностью блеснули.

- После ухода из «Карпат» до конца сезона еще месяца три-четыре оставалось, приехал Борис Стрельцов, попросил помочь. Он как раз «Кривбасс» принял, выступавший во втором дивизионе. Я согласился, и в 15 матчах получилось десять мячей забить. А затем снова с Игорем на год вернулись в «Прикарпатье».

В «ДИНАМО» ИДТИ НЕ БОЯЛСЯ - Я ЛУЖНОГО ЗНАЛ!

- После чего в ваших с братом карьерах случилось «Динамо». Игорь рассказывал, как благодарен киевскому клубу за неожиданное приглашение в 1990 году: его, уже 30-летнего, взяли на просмотр, и на сборе в Германии он… приглянулся скаутам чехословацкой «Зброевки», где, в итоге, и продолжил карьеру. Вы как в «Динамо» оказались?


- Обыкновенно. В конце 1990-го приехал за мной в Ивано-Франковск Чубаров и пригласил в «Динамо». Лобановский уехал, команду принимал Пузач, там еще и Веремеев был. При этом я оказался в столице раньше, брат чуть позже приехал.

- Признайтесь, страшно было?

- Не очень, мне ведь уже 24 года было, не шестнадцать… Наоборот, очень приятно. Ведь осуществилась мечта каждого мальчишки, кто футболом занимался, - я попал в «Динамо»!

- Радость не омрачили даже колоссальные нагрузки, свалившиеся на первых же тренировках, сборах? Или при добром Пузаче уже не было такой «жести», как при Лобановском?

- Там, в принципе, все продолжало делаться «по Лобановскому», весь тренировочный процесс. Возможно, Васильевича как тренера, как человека немножко больше уважали, даже побаивались, чем Анатолия Кирилловича.

- Ваш тогдашний партнер Олег Матвеев вспоминал, что дедовщины в чистом виде в команде не было. Но к вам, как к новичку, как-то по-особенному относились?

- Нормально приняли, без проблем. Я ведь с Олегом Лужным знаком был, мы еще во Львове вместе играли. В принципе, до сих пор дружим. Не скажу, что главным, но одним из самых авторитетных игроков «Динамо» он уж тогда был. Да и все остальные - нормальные ребята, хорошо приняли. У меня, к слову, ни в одной команде не было проблем в этом плане.

ЗВЕЗДАМ «БАРСЫ» - ВСЕГДА РЕСПЕКТ

- Николай Николаевич, и все же, какое из первых именно динамовских впечатлений навсегда врезалось в память?


- Даже не знаю, их было много. Наверное, игра с «Барселоной» в Киеве (смеется). Это же был мой первый официальный матч за «Динамо»: как раз в начале марта, после всех этих сборов, сезон начинали. Представляете, дебют и сразу четвертьфинал Кубка Кубков?! Пожалуй, самое яркое воспоминание.

- Вы до матча хорошо себе представляли, кто такие и как умеют играть «Чики» Бегиристайн, Лаудруп-старший, Стоичков?

- Ну, по телевизору, конечно, видел этих звезд. Но если бы мне до этого сказали, что буду против них играть, в жизни бы не поверил! К счастью, чудеса случаются.

Лидерам каталонского клуба - огромный респект и уважение. Куда ни глянешь на поле - звезда. Субиссерета вратарь сборной Испании… Да почти все испанские игроки «Барсы» считались сборниками, те же Бакеро, Амор, Салинас. А легионеры! Рональд Куман в Киеве не играл из-за травмы, а дома уже вышел во всей красе. Стоичков - признанный забивала. А за датчанином Лаудрупом я и дальше продолжал следить. В 1992 году он, по-моему, отказался за свою сборную играть, а младший брат на Евро поехал. И стал в ее составе чемпионом континента!

Веселая тогда компания в «Барселоне» подобралась. Впрочем, команда у них всегда хорошая была. Это такой, как сейчас, наверное, еще долго не будет.

- Говорят, грохочущий «Камп Ноу» просто задавливает соперников еще в подтрибунном помещении. Но в Киеве вас ведь тоже полный «Республиканский» приветствовал…

- Первое, что вспоминается, это наш переполненный стотысячный стадион! И так волнуешься, а тут еще столько людей на твою команду пришло посмотреть. Признаюсь, до стартового свистка, у меня такой мандраж был! Правда, после финального - все забываешь, и начинаешь готовиться уже к следующему поединку.

- Их в чемпионате СССР-1991 вы провели только 18. После низших лиг понравилось играть в союзной «вышке»?


- Конечно, тем более за такой клуб! Жаль, травма помешала: я почти весь первый круг ровно отыграл, а в конце надорвал мышцы живота. И потом уже не игра была, а мучение: доктора «подтянут» меня к какому-то матчу, на уколах подведут, выйду на тайм-полтора, рецидив и все по новой. Опять лечишься…

- Гол свой единственный помните: в 14 туре забили во Владикавказе местному «Спартаку»?

- Да, хорошо помню. По-моему, Юран уже в штрафной пас отдал, а мне ничего и придумывать не надо было: ногу подставил, в касание, или в два, забил. 1:1 тогда сыграли.

- Кстати, со звездным дуэтом молодых форвардов Саленко - Юран как отношения складывались? Ребята, в своих интервью не скрывают, что любили нарушить режим, Сергей даже в армии за это побывал.

- Все было, как в любом другом коллективе. Скрывать не буду, можно было и нарушить, не без этого. Но у каждого ведь голова на плечах своя была, чужую не привинтишь (улыбается).

- Известно, что иногородние новички жили на базе, и от скуки резались в карты на деньги. Вы тоже?

- Да, случалось, иногда садились время убить. Но мы на базе не жили, только когда карантин и подготовка к матчам. Нас, кто постарше, в гостиницу поселили возле стадиона «Динамо»: сначала в «Киев», а потом в «Жовтневую», не знаю, как сейчас называется, возле Верховной Рады. Там мы и жили - Ахрик Цвейба, Олег Лужный, Игорь Кутепов и я. А молодые пацаны обитали в общежитии на Березняках.

ПИВО В РАЗДЕВАЛКЕ НИКТО НЕ ПИЛ

- В вашем родном Ивано-Франковске выход из состава СССР был воспринят на «ура». Вы, как футболист, радовались независимому чемпионату Украины?


- Нельзя сказать, что радовался: было понятно, что со временем турнир станет слабее, но хотелось свой чемпионат. То есть, имелись и позитивные моменты, и «минусы».

- Вы отделение от Москвы благополучно пережили в Чехословакии. Опять брат выдернул, в «Зброевку»-то?

- Вообще чисто случайно все получилось. У меня был творческий простой. Если честно, думал, после Киева играть уже не буду. Пауза, вызванная лечением травмы, растянулась больше, чем на полгода, я даже не тренировался.

Помню, приехал в Брно на машине, забирать Игоря домой, в отпуск. Команда, кстати, тогда уже «Боби» называлась, проводила последний матч в чемпионате, и мы с президентом клуба столкнулись на трибунах. Он вдруг поинтересовался, не хочу ли и я поиграть в его команде. «Хочу, - отвечаю. - Но не знаю, смогу ли». Президент предложил остаться, я начал потихоньку бегать, тренироваться, и спустя две-три недели уже подписал контракт. Так и остался там.

- Как дебютировали именно в заграничной жизни - в магазинах, на заправках, в ресторанах?

- Без проблем. Все-таки, чехи, словаки, поляки чуть ближе к нам, те же славяне. И язык немножко на наш похож, уже через три-четыре месяца я понимал все, что мне говорили.


К тому же, кроме брата в Брно играл еще один украинец - Юра Смотрич из «Черноморца». На первых порах они здорово мне помогали.

- В игровом плане было так же просто, или тамошние тренеры и футболисты чем-то все-таки удивляли?

- Никаких сложностей. Тем более, после Киева: на том фундаменте, который закладывали в «Динамо», потом можно не тренируясь сезон в другой команде бегать и играть.

- В первом же своем сезоне вы с братом помогли «Боби» выйти в высшую лигу. Там уже уровень покруче?

- Конечно, матчи с пражской «Спартой», со «Слованом» запоминающимися были. В Братиславе, помню, очень хорошая команда собралась, как раз тогда восходящая звездочка зажглась – Петер Дубовский. Помог «Словану» выиграть золотые медали последнего чемпионата Чехословакии, 27 голов наколотил. Играл в сборных Чехословакии и Словакии, а позже его в мадридский «Реал» пригласили. Если не ошибаюсь, он трагически погиб то ли на речке, то ли на море нырнул и ударился об камень (во время отпуска в Таиланде, на острове Самуи сорвался в пропасть и умер вследствие серьезной травмы головы. – Прим. авт.).

- А правду говорили, что в холодильнике в раздевалке рядом с минералкой и знаменитое чешское пиво лежало: кто хотел, мог выпить после матча бутылочку?

- Это, наверное, кто-то придумывает. По крайней мере, при мне такого не было. Там же заездов на базу не было, в этом и заключался разительный контраст с Союзом. Приехали в другой город, ночуем в гостинице. Так за ужином любой мог без проблем бокал или два пива выпить с ребятами, с тренерами. И после игры, бывало. Но в раздевалке никто не пил.

Кстати, мне поначалу чешское пиво не понравилось. Распробовал позже, когда с футболом закончил и начал в Чехии бизнесом заниматься. Но сначала мы с Игорем еще в «Прикарпатье» вернулись, полтора сезона здесь отыграли, в высшую лигу вышли.

О ТРЕНЕРСТВЕ - НЕ ПОМЫШЛЯЛ

- Да-да, в сезоне-1993/94. Причем брат ваш был играющим тренером. Это непросто, когда родственник - и партнер, и начальник на поле?


- Я как-то даже не обращал внимания. Знаете, если бы он только тренировал, может, и был бы какой-то контраст. А так, он с нами бегал, бился, поэтому его должность не сильно давила (улыбается). Зато коллектив у нас прекрасный собрался - Ковалюк, Ватаманюк, Ковальчук, Турянский, Старостяк, Григорчук, который сейчас «Габалу» тренирует. Хорошая была команда, и задачу выхода в «вышку» за один год решили. Правда, после этого человек шесть сразу продали.

- Тогда же, в 1994-м, вас в сборную Украины вызывали. Уже 28 лет было, но волновались?

- Не особо, тогда ведь сборная только формировалась, официальных, отборочных матчей не проводила, по-моему, толком даже формы не было. Тренеры просто просматривали кандидатов, шла комплектация на будущее, только товарищеские встречи могли играть. Я дважды вызывался: первые сборы были в Конча-Заспе, во второй раз ездили в Израиль. Проиграли там спарринг местной национальной команде – 0:1.

- Не обидно, что только один матч?


- Какие обиды?! Мы с клубом вышли в высшую лигу, и у меня начались боли в спине. Сделали все анализы, томографию, снимки даже во Францию известному доктору возили, консультировались. Оказалось, у меня была сломана дужка третьего позвонка, и вырос шип. Когда начинались нагрузки, он не давал мне нормально бегать. Нужно было его убирать, но мне уже 29 стукнуло, и я не рискнул позвоночник оперировать. Вот и принял решение заканчивать с футболом.

- Попробовать себя в роли тренера в мыслях не было?


- Честно, как закончил, ни разу об этом не задумался. А сейчас у телевизора сидеть и рассуждать еще можно (улыбается), но возвращаться в каком либо амплуа уже поздно, 20 лет прошло.

- Но ведь в прошлом году вы в составе ветеранов «Прикарпатья» выиграли финал чемпионата области у «Карпат» - 3:2.

- Было дело. Собрали, кого могли, и кто еще может на ногах стоять (смеется). Мы с Игорем, Коля Зуенко, Вова Ковалюк, Юра Шулятицкий, Андрей Романчук, Вова Ступар - всех пособирали.

ЗА ГРИБАМИ - В ГОРЫ

- И на хлеб насущный зарабатываете не футболом?

- Когда закончил, в 1996-м уехал в Чехию, остались контакты, друзья. Поначалу помогал товарищу: у него там строительная фирма была.

И так сложились обстоятельства, что я до сегодняшнего дня в этом бизнесе. Фирма в Брно, а строим по всей республике. Причем изначально устраивали на работу, в основном, наших соотечественников из Украины. Долго они у нас работали, а сейчас уже и чехи трудятся, и болгары.

Я раз в месяц туда съезжу, проконтролировать, и обратно сюда. К сожалению, жена моя, Лена, семь лет, как умерла. Трое детей осталось, поэтому чаще дома надо быть: сейчас больше здесь нахожусь, чем там.

- Дети радуют?

- Очень. Старшая, Рита, живет и учится в Германии, в медицинском университете на последнем курсе - в конце лета должна получить диплом. Сын Коля только поступил в институт, а младшая, Маша, в Ивано-Франковске со мной, в школу ходит.

- Они и будут главными гостями на вашем юбилее? Да еще футболисты во главе с Игорем?

- Бывших партнеров приглашу обязательно. Не уверен, что громко будем праздновать - просто ровно год назад, 3 апреля, с Игорем отца похоронили (мама умерла еще в 2000-м). Но и день рождения отметить нужно, просто такая дата. Друзей соберу, посидим, пообщаемся.

- Живете в самом Ивано-Франковске, в квартире?

- У нас дом, такой небольшой, трехэтажный. На первом этаже Игорь обитает, на втором мы, и на третьем еще соседи.

- Природа у вас в Прикарпатье красивейшая - ездите отдыхать? Охота, рыбалка, грибы-ягоды…

- Охотников нет, на рыбалку раньше иногда выбирался, да и то больше в Чехии. А по грибы, когда есть время, ходим: друзья живут в горах, созваниваемся, договариваемся и в поход.

Андрей ВИНОГРАДОВ, Спорт-Экспресс в Украине