26 березня 2016 11:28

Александр ШОВКОВСКИЙ: "У Лобановского были люди, воспитанные советской школой"

Голкипер киевского "Динамо" Александр Шовковский в интервью "Футбол24" рассказал о своих тренерских курсах, Реброве и другом.


О сборной


- После того, как я понял, что не сыграю на чемпионате Европы в 2012-м году, я для себя принял решение, что я буду заканчивать выступления за сборную. Это слишком болезненная тема для меня на тот момент была. И я, просто-напросто, хотел уйти в сторону от этого всего, чтобы больше никогда не возвращаться к этому вопросу.

О тренерских курсах


- Да, я пошел на курсы. Ну а дальше – будет видно. Не хочу заглядывать в будущее. Говорю исключительно о свершившемся факте. Никто не знал о том, что я пойду на курсы. Это было мое личное решение. Только после того, как я прошел собеседование, все узнали, исключительно из СМИ. Может быть, слишком самоуверенно, но человек, который не знает специфику работы, не может высказаться достаточно грамотно и полезно для меня. А с другими у меня просто возможности не было поговорить на эту тему. Я спокойно к этому отношусь, и мне чье-то одобрение и не нужно, я знаю, чего я хочу и знаю, что я делаю. Я просто не рассказываю о своих планах и желаниях, я стараюсь держать их при себе. "Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах на завтра". Поэтому делиться чем-то раньше времени – не в моих принципах.

Об успехе Реброва в "Динамо"


- Во-первых, он человек нового поколения, который поиграл в иностранных чемпионатах – в Англии, России, Турции. Видел различные подходы и тренерские идеи, выступая в зарубежных клубах. Он для себя что-то почерпнул. Знаю, что он проходил стажировку в разных клубах, в частности, в дортмундской "Боруссии", это тоже говорит о его тщательном подходе. И многие решения, которые он принимает, основаны на современном видении футбола. На тех требованиях, которые ставятся перед игроками на футбольном поле и перед командой в целом. Исходя из этого, строится уже подготовка команды, взаимодействие с игроками.


В футболе не бывает мелочей. Тренерская работа заключается в мелких аспектах и в цепи мелких деталей, которые, в конечном итоге, перерастают в такую мощную машинную цепь, разорвать которую невозможно.


И у команды есть свое лицо. Есть прогресс за последние два года, и он достаточно высокий.


Безусловно, болельщики требовательные, они привыкают, им хочется все больше и больше. Это тоже нормальный процесс, нужно слышать наших болельщиков. Но нельзя сделать команду сразу и добиться всего.


На каком-то этапе приходят игроки, они вносят свежую кровь, задают ритм команде. Но со временем приходит понимание, что какой-то игрок вписался хорошо, а другой – выходит за рамки того понимания, которым руководствуется тренер при построении команды. Может быть, что ментальность этого игрока не совсем совпадает с ментальностью этого коллектива.


Далее можно сказать о таком важном аспекте, когда игрок ориентирован исключительно на свой личный рост. На определенном этапе этот игрок нужен для достижения результата, но если строить команду, то от таких игроков нужно, скорее всего, избавляться, потому что они будут выбиваться из коллектива и расшатывать его в разные стороны.


Чаще всего ориентироваться нужно на людей, которые беспокоятся о своем личном росте в контексте роста команды в целом. Где свои амбиции, интересы стоят ниже интересов команды. Вот такие игроки нужны, и такие игроки чаще всего добиваются самых больших результатов в плане личного роста. А с ними и команда добивается больших результатов. Ведь можно создать команду звезд, как говорил Валерий Васильевич, а можно создать команду-звезду. Успех будет именно у той команды, у которой личные интересы игроков подчинены командным интересам.


О сравнении Реброва с Лобановским


- Сравнивают всегда. Но сравнивать нельзя, другое время было, ментальность, люди, воспитание. Если у Валерия Васильевича были люди, воспитанные советской школой, то у нынешнего главного тренера игроки совершенно разные – с разной ментальностью, из разных стран. Ко всем нужно найти индивидуальный подход, каждому нужно объяснить, что есть интересы команды, а потом твои личные. Однозначно, тренировочный процесс уже не тот и никогда не будет прежним. Ни один тренировочный процесс не будет прежним. Это другая культура, другая тактика, другое время. Даже если взять и посмотреть видео 1980-го года, 1990-го, 2000-го, то все равно, скорости уже разные. И чем дальше, тем скорости становятся быстрее и быстрее, поэтому сравнивать уже нельзя.

О команде Лобановского


- Я уже не помню ту команду, фактически. Да, вспоминая, открывая на компьютере и просматривая игры, я вижу, но уже не помню, что я испытывал тогда. Настолько много событий в жизни, настолько тесно они переплетаются, одно событие наслаивается на другое, что я не помню, что я чувствовал в тот или иной момент. Иногда кажется, что в том эпизоде был не я, был кто-то другой.


Просматривая серию послематчевых пенальти, да у меня эмоциональная составляющая зашкаливает, но я не помню, что конкретно в том эпизоде я чувствовал, испытывал и почему я действовал именно так, а не иначе.


Я не привязываюсь к тому, что произошло. Я его проанализировал, принял, что тоже немаловажно, и положил на "полочку" своей истории. Вот оно у меня лежит, я иногда стряхиваю пыль, просматриваю, но я смотрю вперед, в будущее. Я принимаю все и откладываю, чтобы уже не возвращаться. Ведь, оставаясь в прошлом, и тратя свои силы на переживание событий прошлого (положительных или отрицательных), я могу не досчитаться этих сил для реализации в будущем или настоящем. Мне нужны силы, чтобы использовать их здесь и сейчас.

О своих кумирах

- В свое время, мне часто задавали вопрос – есть ли у меня кумир, вратарь, на которого я хотел бы быть похожим. Я всегда отвечал одинаково, что вратарей много. Но у каждого я бы выделил какие-то определенные черты, которые мне больше нравятся, чем у других. Например, у Дасаева – игра на выходах, у Кана – харизма и игра на линии ворот, у Нойера – игра ногами. Вот точно так же и составляющий образ тренеров. Есть какие-то вещи, которые мне импонируют, нравятся больше, которые я хотел бы взять для себя, а сказать конкретно, что вот именно тот лучше, чем этот, или наоборот, я не могу.


Александр Москаленко, Футбол 24